Специальный налоговый режим усн. Специальные налоговые режимы. Условия применения специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим усн. Специальные налоговые режимы. Условия применения специальных налоговых режимов
Специальный налоговый режим усн. Специальные налоговые режимы. Условия применения специальных налоговых режимов

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве - это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Специальные налоговые режимы являются частью государственной программы, направленной на поддержку малого бизнеса и начинающих предпринимателей. Помимо этого, данная программа осуществляет коррекцию налоговой системы с целью разработки индивидуального подхода к различным слоям населения. Давайте разберемся, что такое специальные налоговые режимы и в чем их предназначение.

Специальный режим – это устанавливаемый Налоговым кодексом РФ федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ)

Терминология и виды СНР

Специальные налоговые режимы являются разновидностью налогового обложения, что имеет специфические характеристики. Важно обратить внимание на то, что данные виды налогообложения отличаются от тех, что перечислены на страницах Налогового Кодекса Российской Федерации. Сведения касаемо данной налоговой программы изложены в разделе 8.1 НК РФ, где рассматриваются различные тонкости и нюансы СНР.

На сегодняшний день к специальным налоговым режимам относятся:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН). Данная система получила название «упрощенка» и используется среди лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В этот вид СНР включены различные выплаты, связанные с пенсионным и медицинским страхованием. Следует обратить внимание, что данный вид налогового обложения является добровольным. В две тысячи четырнадцатом году, было введено две вида упрощенной системы уплаты налогов. Согласно установленным правилам, налоговая норма составляет шесть процентов от уровня выручки. В том случае, когда доход, выплачиваемый в государственную казну, подразумевает вычет расходной суммы, ставка может быть увеличена до пятнадцати процентов.
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНДВ). Эта система налогового обложения получила название «вмененка». Начиная с две тысячи шестнадцатого года, данный налоговый режим получил добровольный статус. Как правило, рассматриваемый способ уплаты налогов используется в сочетании с основным методом налогового обложения. Важно обратить внимание, что программа ЕНДВ, используется в отношении определенных типов предпринимательской деятельности. Этот режим считается более удобным для компаний, занимающихся оказанием ветеринарных услуг, продажей недвижимости или автомобилей, а также рекламной деятельностью.
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Данный метод налогообложения используется в отношении предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Эта система используется вместо НДС и имущественного налога. В две тысячи семнадцатом году, ставка по этому режиму уплаты налогов возросла до двадцати четырех процентов.
  4. Патентная система налогообложения (ПСН). Метод налоговых отчислений, регулирующий патентную деятельность. Важно обратить внимание, что этот метод разрешается использовать только отдельной группе людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. На сайте Налоговой Службы Российской Федерации представлен список тех видов деятельности, представители которых имеют право выбора этой системы. Использование этого режима, подразумевает замену НДС, имущественного налога и НДФЛ. На сегодняшний день ставка по патентной системе составляет шесть процентов от прибыли.
  5. Соглашение о разделе продукции (СРП). Этот метод уплаты налогов используется не часто, поскольку основным требованием к её применению является наличие соглашения о разделе продукции. Одним из примеров подобных правовых отношений являются те ситуации, когда несколько зарубежных и отечественных компаний занимаются одним видом деятельности. В данной ситуации, сумма пошлины рассчитывается по индивидуальной схеме.

Знания о подобных режимах налогообложения важны не только для людей, осуществляющих бухгалтерскую деятельность, но и для частных предпринимателей.


Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения

Изучение данной программы позволяет наладить управление организаций и оптимизировать финансовые операции в пределах организации.

Суммарная характеристика

Все вышеперечисленные виды налоговых режимов являются своеобразным списком правил, что установлены для определенной категории лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. К основным характеристикам СНР можно отнести следующее:

  1. Помимо СРП (соглашения о разделе продукции), каждый из вышеперечисленных режимов может быть выбран исключительно предпринимателями, представляющими малый бизнес.
  2. ЕСХН, ЕНВД и УНС методы, разрешенные для использования как в отношении индивидуальных предпринимателей, так и в отношении крупных предприятий. Система СРП доступна исключительно для предприятий, а система ПСН только для лиц, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей.

Важно обратить внимание, что большинство специальных режимов доступны для использования только отдельной категории лиц, что указаны на страницах НК РФ, Помимо этого, функция определения соответствия объектов определенным требованиям возложена на региональные органы самоуправления. Согласно главе 26.2 НК РФ, система УСН доступна только для представителей крупных предприятий. Каждая из вышеперечисленных систем (помимо СРП) является своеобразной заменой налога на имущество, прибыль или НДС. При наличии соглашения о разделе продукции, используются другие льготные системы и специальные формы налогообложения.

Следует сделать акцент на том, что каждая из вышеупомянутых систем, имеет специфические нюансы и особенности. При выборе УНС или ЕСХН подавать налоговую декларацию следует ежегодно, в случае с ЕНВД – один раз в квартал. При ПСН срок подачи декларации составляет период действия платежа или один год. В ситуации с соглашением о разделе продукции, сроки подачи декларации рассматриваются в индивидуальном порядке.

Условия использования СНР

Единый налог на сельское хозяйство (ЕСХН)

Для начала, следует сделать акцент на том, что в рассматриваемом примере имеются определенные требования к сумме выручки организации. Согласно установленным правилам, сумма дохода от продажи сельскохозяйственных товаров должна составлять как минимум семьдесят процентов от общей прибыли. Также нужно обратить внимание, что верхняя планка, ограничивающая сумму дохода — отсутствует.

В том случае, когда подобная организация занимается рыболовством, имеются требования, касаемо штата сотрудников. Согласно установленным правилам, количество работников подобного предприятия не должно превышать триста человек.


Специальные режимы налогообложения, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Для того чтобы использовать «упрощенку», потребуется соответствовать ряду правил, предъявляемых государственными органами . В первую очередь, подобная организация не должна относиться к бюджетным учреждениям, ломбардам, страховым фирмам или инвестиционным фондам. Согласно правилам, уставный фонд предприятия должен содержать в себе менее двадцати пяти процентов инвестиций сторонних фирм. Также имеются определенные требования к деятельности и численности наемных работников. Данный вид системы уплаты налогов не доступен для юридических лиц, занимающихся добычей полезных ископаемых или игорным бизнесом, а число наемных работников не должно превышать сто человек.

Помимо этого, существуют правила, связанные с уровнем прибыли предприятия. Для того чтобы перейти на упрощенную систему, выручка компании за последние девять месяцев не должна превышать 45 000 000 рублей. Во время произведения расчетов, учитывается инфляция и НДС.

Единый налог на вмененный доход (ЕНДВ)

Данный метод уплаты налогов может быть выбран как в качестве самостоятельно режима, так и в качестве дополнения к общему методу. Для того чтобы перейти на эту систему, предприятию не потребуется ограничивать сумму доходов . Однако существуют определенные нюансы и с этим методом налогового обложения. В первую очередь ограничивается площадь недвижимости предприятий, осуществляющих торговую деятельность. По установленным правилам, площадь недвижимости должна быть менее ста пятидесяти квадратных метров. Штат персонала подобной фирмы также ограничивается рамками в сто человек.

Сферы предпринимательской деятельности, где используется данная система, изложены в триста сорок шестой статье НК РФ. При переходе на эту систему, следует учитывать не только федеральные, но и региональные законы, регламентирующие этот процесс. Для того чтобы уточнить определенные нюансы этой процедуры, необходимо обратиться в местные налоговые органы.

СНР в сфере малого бизнеса

Благодаря введению специальных режимов налогообложения, субъекты малого предпринимательства получили новые возможности. Одной из самых популярных методов выплаты налогов является УСН или «упрощенка». Отличительной чертой этого метода является его доступность как для индивидуальных предпринимателей, так и для организаций. Среди достоинств рассматриваемой системы нужно выделить следующие моменты:

  1. Для «ООО». Согласно установленным правилам, налогообложение на доход предприятия рассматривается как единая ставка. В этой ситуации пропадает необходимость исчисления, на основании главы 25 НК. Те же правила касаются и НДС, что говорит об отсутствии необходимости использования тридцатой главы НК РФ при подготовке отчетов. Данные системы уплаты налоговой пошлины заменяются единственной системой. В рассматриваемой ситуации, в задачу бухгалтерского отдела входит подготовка вычислений по единому налогу, которые регулируется упрощенной системой.
  2. Для «ИП» . В этом случае, отсутствует необходимость подготавливать расчеты на основании главы двадцать три НК, где регламентируются налоги на выручку физических лиц. Помимо этого, исключаются имущественные платежи. Эти системы налоговых сборов, заменяет единый метод уплаты налогов, при помощи упрощенной схемы.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются

Нужно отметить, что упрощенная система включает в себя не только единый налог, который уплачивается в государственную казну. Помимо этого, руководство организации должно осуществлять взносы в Пенсионный Фонд, земельные, транспортные налоги и оплату с доходов физических лиц. Также следует отметить, что далеко не все субъекты малого бизнеса попадают под рассматриваемый режим. Критерии, которым следует соответствовать для перевода предприятия на упрощенную систему налогообложения, изложены в двадцать шестой главе Налогового Кодекса.

Соглашение о разделе продукции

Согласно установленным правилам, некоторые специальные режимы налогообложения могут подразумевать тесное взаимодействие государственных предприятий и частных предпринимателей. Регламент коммуникаций установлен статьей двести двадцать пять Федерального Закона. Согласно этой статье, регулируются отношения, связанные с разделом продукции, производимой совместными усилиями частных лиц и государственных служб в области добычи полезных ископаемых.

В этом случае, между государственными ведомствами и предпринимателями заключается сделка. Исполнитель среди частных фирм выбирается на конкурсной основе. Важно обратить внимание, что доля государственных учреждений в этом предприятии должна составлять более двадцати пяти процентов. В свою очередь, частным компаниям предоставляются права компенсации определённых расходов. Данные критерии изложены на страницах Налогового Кодекса РФ. Целью данной государственной программы является привлечение частных компаний для разработки сложных месторождений.

Для налогоплательщиков предоставляются определенные льготы, в виде отсутствия необходимости перечисления в бюджет региональных и местных налогов. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется получить соответствующее решение муниципальных служб. Помимо этого, отсутствует необходимость оплаты транспортных и имущественных налогов, а также таможенных пошлин. Единственное требование к предпринимателям, осуществляющим деятельность в этом направлении, оплата сборов, предусмотренных в пункте семь, триста сорок шестой статьи Налогового Кодекса.


В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов

Заключение

Сегодня мы рассмотрели особенности СНР, введенные в действие на основании положений Налогового Кодекса. Благодаря этой государственной программе, отечественные предприниматели, занятые в различных сферах бизнеса, получили право выбора более удобной схемы оплаты налогов, которые отличаются от общепринятых норм.

Вышеперечисленные системы, позволяют снизить финансовую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, что позволяет освободиться от интенсивной отчетности перед ФНС. Помимо этого, данные системы могут использоваться опытными инвесторами с целью увеличения рентабельности бизнеса. Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность по специальному режиму, потребуется произвести реструктуризацию предприятия, для соответствия критериям, установленных законом.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

Упрощенная система налогообложения

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

Основными понятиями режима ЕНВД являются:

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

6000 X 5 = 30 ООО руб.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
Вверх

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

Устойчивая, гибкая, перманентно развивающаяся налоговая система - это одно из важнейших условий стабильного развития предпринимательской деятельности. Существующая налоговая система в РФ начала формироваться в начале 90-х. Важным шагом стало утверждение первой, а затем и второй части Налогового кодекса - главного законодательного акта в налоговой системе РФ. Согласно НК РФ в России действуют два режима налогообложения бизнеса: общий и специальный. Налоговый режим определяет виды и размеры налогов, которые должны быть перечислены в бюджет, а также порядок уплаты этих налогов и представления отчетности. Основным является общий налоговый режим, он применяется по умолчанию. Разработка и введение специальных налоговых режимов стало важным шагом в реализации государственной поддержки развития малых и средних предприятий. Наиболее очевидной характерной чертой специальных налоговых режимов является замена нескольких налогов одним.

В настоящее время в РФ согласно Налоговому кодексу действует пять специальных налоговых режимов:

  1. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - система налогообложения для сельхозпроизводителей;
  2. упрощенная система налогообложения (УСНО);
  3. единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения (ПСН);
  5. соглашение о разделе продукции (СРП) .

Соглашение о разделе продукции - это особый специальный режим налогообложения. СРП представляет собой договор, по которому РФ предоставляет инвестору исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предусмотренном соглашением. Инвестор в свою очередь проводит работы за свой счет и несет связанные с этим риски. СРП определяет все условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, налога на имущество, таможенных пошлин, транспортного налога.

Сравним первые четыре специальных режима налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН, т.к. в отличие от СРП они применяются малыми и средними предприятиями. Сравнительная характеристика по данным спецрежимам представлена в табл.1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН

Параметр

Налоги к уплате

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО.

Единый налог на вмененный доход

Единый сельскохозяйственный налог

Плательщики

Организации и ИП

Освобождение от уплаты

Налог на прибыль (для орг-ций);

НДФЛ (для ИП);

Налог на имущество;

НДФЛ (для ИП);

Налог на имущество;

Ограничения применения

Орг-ции, имеющие филиалы / представительства;
- КБ;
- страховые орг-ции;
- НПФ;
- инвест. фонды;
- проф. участники РЦБ;
- ломбарды;
- орг-ции, занимающиеся игорным бизнесом;
- орг-ции, являющиеся участниками СРП;
- если численность наемных работников > 100 чел.;

Если доход за год > 60 млн. руб.;

Если стоимость основных средств > 100 млн. руб.;

Если доля участия других организаций > 25%.

Не применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;

Не применяется, если численность наемных работников >100 чел.;

Не применяется, если доля участия других организаций > 25%.

Применяется организациями, если доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %.

Применяется только в отношении определенных видов деятельности;

Не применяется, если доход за год > 60 млн. руб.; если средняя численность наемных работников > 15 чел.; если максимальный размер потенциального годового дохода превышает 1 млн. руб.

Виды деятельности

Нет ограничений

Производство, переработка и реализация собственной сельхозпродукции

Закрытый перечень видов деятельности

Объект НО / налоговая база / налоговая ставка

I вар: 6% * Доходы

II вар: 15% * Доходы, уменьшенные на величину расходов

15% * Вмененный доход

6% * Доходы, уменьшенные на величину расходов

6% * Потенциально возможный к получению годовой доход / 12 * срок действия патента

Налоговый период

Календарный год

Календарный год

Период, на который выдан патент (1-12 мес)

Срок уплаты налога

не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала

если патент получен на срок:

До 6 мес.: не позднее срока окончания действия патента;

6-12 мес.: 1/3 не позднее 90 календарных дней после начала и 2/3 не позднее срока окончания действия патента.

Ведение бухучета / отчетность

Ведется и представляется 1 раз в год.

Ведение бухучета не требуется.

Налоговый учет

Ведется книга учета доходов и расходов

(для II вар - закрытый перечень учитываемых расходов).

Раздельный учет физических показателей по видам деятельности и системам НО.

Ведется в полном объеме (закрытый перечень учитываемых расходов).

Ведется учет доходов от реализации в книге учета доходов.

Льготы и преференции

I вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 1 до 6 %.

II вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 5 до 15 %.

Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 3 % для II вар.

Законами субъектов для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению зарегистрированных после принятия такого закона может быть снижена до 0% в течение 2-х налоговых периодов.

Актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки в пределах от 7,5 до 15 %.

Право субъектов снизить ставку:

Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 4 %.

Право субъектов снизить ставку:

1) Для Крыма и Севастополя:

2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 4 %.

2)в период 2015-2020 гг. - 0% для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 г., на два календарных лет.

Уменьшение суммы исчисленного налога

I вар: Не более чем на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС. II вар: нет

Не более чем на 50% на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС

Возможность совмещения

Возможно совмещение

Переход на иную систему НО

Добровольно: с начала календарного года

Добровольно

В обязательном порядке осуществляется переход на общий режим НО:

с начала квартала, в котором было утрачено право применения

со следующего квартала после утраты права применения

с начала налогового периода, в котором было утрачено право применения

с начала налогового периода, на который выдавался патент, и в котором было утрачено право применения

Возврат на систему НО

С начала следующего календарного года

Не ранее чем через год после утраты права применения

Не ранее чем со следующего календарного года

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)

Обязательное

Необязательное

Обязательное

Необязательное

2018 года налогоплательщики обязаны перейти на новые онлайн кассы

Анализ статистических данных ФНС РФ за период 2006-2015 гг. показывает общую тенденцию к росту поступлений налогов и сборов от организаций и ИП, применяющих специальные режимы налогообложения (табл.2) . Примечательна структура этих поступлений. В 2015 г. на долю УСНО пришлось 73,5% всех поступлений, на долю ЕНВД - 23%, на ЕСХН - 2% и на ПСН - 1,5%. Отметим, что за рассматриваемый период 2006-2015гг. доля УСНО увеличилась с 51% до 73,5%, доля ЕНВД снизилась с 48% до 23%, доля ЕСХН незначительно возросла с 1 % до 2% .

Таблица 2

Поступление платежей в бюджет по СНР

млн. руб.

УСНО

ЕНВД

ЕСХН

Лидером по количеству поступлений в бюджет, а также по количеству налогоплательщиков является УСНО (рис. 1). Сумма поступлений в бюджет по УСНО за период 2006-2015 гг. выросла в 4,5 раза. Количество налогоплательщиков в целом за рассматриваемый период также существенно увеличилось. Небольшое снижение наблюдалось в 2013-2014 гг., что было связано с введением с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения, которая заменила упрощенную систему налогообложения на основе патента, действовавшую в рамках УСНО до конца 2012 года.

Рис. 1. Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по СНР

Тем временем, рост сумм поступлений в бюджет по ЕНВД был не столь значительным, а количество налогоплательщиков вообще существенно сократилось за аналогичный период. В качестве причин подобного снижения количества налогоплательщиков следует отметить изменения в законодательстве: в 2012г. отдельные виды предпринимательской деятельности были исключены из перечня видов деятельности, по которым предусматривалось применение ЕНВД; кроме того, с 1 января 2013г. применение ЕНВД стало добровольным . В связи с данными изменениями часть налогоплательщиков, которые были вынуждены применять ЕНВД перешли на более выгодный режим - УСНО.

Сумма поступлений по ЕСХН за рассматриваемый период 2006-2015гг. стабильно растет, даже несмотря на снижение количества налогоплательщиков. Подобная ситуация объясняется спецификой предприятий, на которые распространяется возможность применения ЕНВД.

Стоит отметить, что на снижение количества налогоплательщиков по ЕНВД и ЕСХН оказало влияние общее снижение количества ИП по стране с 2013г. .Подобное снижение объясняется ухудшением условий деятельности ИП, в т.ч. увеличением обязательный взносов в ПФ РФ, ФОМС РФ для ИП .

На объем налоговых поступлений и количество налогоплательщиков, применяющих налоговые спецрежимы, а также на структуру поступлений от существующих СНР, оказали влияние имеющиеся проблемы их применения.

Рассмотрим основные проблемы, связанные с использованием всех СНР.

1) Освобождение от уплаты НДС. Освобождение субъектов, применяющих СНР, от уплаты НДС приводит к потере части контрагентов, являющихся плательщиками НДС. Это связано с тем, что им приходится принимать к вычету НДС.

2) Постоянный контроль за соблюдением установленных критериев. Превышение ограничений, установленных НК РФ обязывает налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения и, соответственно, исчислить и уплатить налоги, от которых предусматривалось освобождение: налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, НДС.

3) Совмещение нескольких налоговых спецрежимов. У налогоплательщиков часто возникают трудности с распределением доходов и расходов.

Кроме общих проблем, характерных для всех СНР, имеются также специфичные проблемы, характерные для того или иного спецрежима.

Так, например, основной проблемой ЕНВД является ограниченный перечень видов деятельности; потерявший свою актуальность размер базовой доходности, не учитывающий особенности того или иного вида предпринимательской деятельности и требующий пересмотра; а также ориентация физического показателя на количество работников, приводящая к применению незаконных схем оплаты труда.

Среди проблем ЕСХН следует отметить слишком высокий процент, позволяющий применять данный режим сельскохозяйственным предприятиям, а также отсутствие гибкого механизма, учитывающего специфику ведения сельскохозяйственной деятельности, обусловленную природными условиями.

Что касается недавно введенной в действие ПСН, она определенно имеет целый ряд преимуществ. Однако среди проблем нельзя не отметить ограниченный перечень видов деятельности, на которые распространяется ПСН, а также «авансовую» систему уплаты, не учитывающую возможности ИП произвести уплату налога до фактического получения прибыли. Кроме того, нужно отметить отсутствие возможности у ИП сократить налогооблагаемую базу на сумму страховых взносов на обязательное страхование.

Несмотря на наличие вышеперечисленных проблем, нельзя не отметить мероприятия, предпринимаемые государством, направленные на устранение существующих недостатков, а также совершенствование законодательной базы, регулирующей имеющиеся специальные налоговые режимы.

Рассмотрим последние изменения в НК РФ, касающиеся СНР:

1) Согласно действующей редакции НК РФ предельный размер доходов при УСНО составляет 60 млн. руб., а для перехода на УСНО - 45 млн. руб. Эти величины ежегодно индексируются.

Налогоплательщики не раз обращались с просьбой увеличить предельный размер доходов при УСНО. Однако Минфин РФ выступал против подобного увеличения, аргументируя свою позицию тем, что в 2013 году доля налогоплательщиков УСНО, получивших доход на уровне порогового значения - 60 млн. руб., составляла лишь 0,8%.

Тем не менее, с 2017 года предельный размер доходов при УСНО увеличивается до 120 млн. руб., что соответствует критериям отнесения по величине доходов к микропредприятиям. Тогда как для целей перехода на УСНО предельный размер дохода увеличивается до 90 млн. руб. При этом индексация предельного размера дохода будет приостановлена до 1 января 2020 г., а на 2020 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1.

2) Помимо ограничений по предельному размеру доходов, также действует ограничение по остаточной стоимости основных средств, которая не должна превышать 100 млн. руб. Данное ограничение с 2002 г. не корректировалось. Ограничение по остаточной стоимости основных средств, является значительным препятствием по применению УСНО для субъектов, осуществляющих фондоемкую деятельность. С 2017 по УСНО размер предельной остаточной стоимости увеличен до 150 млн. руб.

3) Внесены уточнения относительно применения ставки 0% по УСНО.

Подводя итоги, отметим, что применение специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего бизнеса позволяет получать наибольшую выгоду как организациям и индивидуальным предпринимателям, так и государству. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию специальных режимов налогообложения, они все ещё нуждаются в пересмотре и корректировке существующих и возникающих в процессе их практического применения спорных вопросов и проблем, т.к. СНР должны максимально учитывать особенности всех категорий налогоплательщиков для наиболее оптимального и эффективного распределения налоговой нагрузки.