История возникновения семьи кратко. История развития семьи, ее происхождение и функционирование в различных обществах. Какие бывают типы семейных структур

История возникновения семьи кратко. История развития семьи, ее происхождение и функционирование в различных обществах. Какие бывают типы семейных структур

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

  • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
  • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
  • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
  • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
  • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

  • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
  • - периоду варварства - парный брак;
  • - цивилизации - моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

  • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
  • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
  • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.

Научные основы возникновения и развития семьи были сформированы наиболее последовательно Льюсом Морганом (1818-1881 гг.) и неоспоримы до сегодняшнего дня. Первоначально была форма общественной жизни, где отсутствовали какие-либо семейные группы. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества - промискуитет. Далее различаются пять последовательных форм семьи, каждой из которой соответствует свой порядок брака.

1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между теми, кто принадлежал к одному поколению. Братья и сестры независимо от степени родства образовывали семью.

2. Пуналуальная семья основывалась на групповом браке, брачными партнерами являлась группа сестер из одного рода и группа братьев из одного рода. Семья становится экзогамной, формируется организация архаического типа - род. В его состав входят матери, их дети и потомки по женской линии, связанные кровным родством (матриархат).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. В этой семье становится известен биологический отец.

4. Патриархальная семья основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами (полигамный брак). Основа семьи - власть отца, мужчины, что связано с развитием скотоводства, земледелия.

5. Моногамная семья - брак вступает одна пара и на всю жизнь. Развитие аграрного общества приводит к тому, что производственные отношения существуют и развиваются через семью. В этом суть патриархальной семьи. Дети не только на содержании, но и работники в семье. Семья нуждалась в экономической поддержке детей в старости и заинтересована в передаче семейных ресурсов следующим поколениям. Преобладала многодетная крестьянская семья.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства. Существуют различные классификации семей.

Подходы к семье

  1. Общественно-формационный (марксизм) – в патриархальном (или матриархальном) обществе, где возникает избыток продукта, устанавливается институт наследования собственности. Изначально – функция богатых (финансовое продолжение себя), затем, через надстройку возникает культура семьи (регуляция половых отношений, предсказуемость поведения). При коммунизме (бесклассовом обществе) такая необходимость отпадет.
  2. Культурно-исторический – изначально в рамках религии. Необходимость наследования племенных традиций + влияние биологических факторов способствует образованию табу на кровосмешение. Духовные союзы изначально групп людей, затем индивидов устанавливаются по примеру союзов племен. Поддержание воспроизводства определенных страт, ролей (вождь, шаман, воин). В современном обществе – духовное увековечение себя + традиции + государственное стимулирование.
  3. Экзистенциальный – изначально групповой брак после становления государства (перехода от общинного к общественному строю) обретает мозаичность, дифференцированность. Человек, рождаясь в общине, реализует себя в обществе. В силу ряда причин, формируемых в ходе общественной жизни, или их совокупности, человек устраивает собственную общину.
    1. обретения стабильного статуса и принятия решения остановиться в карьерном росте или избытка сил, не соответствующего темпу карьерного роста.
    2. упираясь в предел своих возможностей и возлагая свои несбывшиеся надежды на детей. Нужно быть чрезмерно талантливым, чтобы не почувствовать этого в обществе – сама природа общества ограничивает личность – ролевое общение, функционализм, давление норм, общественного ожидания и т.п. (В общине признают человека таким, какой он есть).
    3. попытке избавиться от экзистенциального одиночества и возлагая надежды на избавление от социальной отчужденности. Самая близкая к неподлинному браку.
    4. принимая вступление в брак как очередной этап самореализации (желая расстаться с родительской семьей) – «неподлинный» брак – не общинная, а общественная основа; незрелая личность, еще ребенок вступает в брак; брак как средство, а не цель
    5. Современное общество обречено на демографические кризисы (наряду с традиционным). В традиционном обществе значительное место занимают традиции + брак способствует укреплению статуса, оформлению полноценного члена общины (отдал долг, такой же как все)
  4. Психоаналитический – мужчина, под действием комплекса Эдипа, ищет прототип матери, женщина – отца + самореализация (Адлер – комплекс неполноценности). Не объясняет происхождения.

6.1. Историческое развитие института семьи

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Баховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган (18181881) впервые попытался представить целостную картину истории семьи как социального института. С его точки зрения, семья в своем развитии прошла через следующие фазы: кровнородственная семья (брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).

Дальнейшие исследования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют следующие этапы.

Промискуитет (характерен для низшей ступени дикости) – это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Постепенно происходило ограничение полового общения и начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено, что привело к возникновению особой формы семьи - кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи - пуналуальной.

Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это - брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство - полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные периоды развития общества и в отдельных социальных общностях.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям - мужской и женской.

Если выделить основные тенденции в историческом развитии семьи, получится следующая картина:

по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие);

по власти в семье: матриархат - патриархат - эгалитарная семья;

по составу: родовая семья - нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья;

по количеству детей: многодетная - малодетная или бездетная семья;

по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская - супружеская семья.

Можно проследить тенденции по развитию форм семейной жизни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов Идеальные условиядавно созданы в нашем Институте для всех - заявил зам. директора, проф. А. И для тех, кто может, и для тех, кто не может работать - пояснил он свое утверждение. Окончательное

ОТ ИНСТИТУТА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС Двадцать четвертый том Сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса содержит второй том «Капитала» Маркса, а также предисловия Энгельса к первому и второму немецким изданиям.Настоящее издание второго тома «Капитала» представляет собой

ОТ ИНСТИТУТА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС Двадцать пятый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит третий том «Капитала» Маркса, а также предисловие и дополнения Энгельса к третьему тому «Капитала».Настоящее издание третьего тома «Капитала» представляет собой

38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подобных

В.С. Степин (академик РАН, научный руководитель Института философии РАН) <Род. – 19.08.1934 (Брянская обл.), Белорусский ГУ – 1956, к.ф.н. – 1965 (Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм: Критика некоторых основных идей неопозитивистской

А.А. Гусейнов (академик РАН, директор Института философии РАН) <Род. – 08.03.1939 (Дагестан), МГУ – 1961 (Преподаватель философии и основ марксизма-ленинизма), к.ф.н. – 1964 (Условия происхождения нравственности), д.ф.н. – 1977 (Социальная природа нравственности), чл.-корр. РАН – 1997,

10. Историческое развитие форм собственности. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Проблема государства и революции Из всего многообразия общественных отношений авторы «Немецкой идеологии» вычленяют отношения людей в процессе

Историческое развитие и смена форм собственности. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Из всего многообразия общественных отношений авторы «Немецкой идеологии» выделяют отношения людей в процессе производства как основные,

А.А. Гусейнов (академик РАН, зам. директора Института философии РАН) <Род. – 08.03.1939 (Дагестан), МГУ – 1961 (Преподаватель философии и основ марксизма-ленинизма), к.ф.н. – 1964 (Условия происхождения нравственности), д.ф.н. – 1977 (Социальная природа нравственности), чл.-корр. РАН –

Глава четвертая Историческое развитие и теория прогресса 40 Цель исторической науки, как мы видели, не генерализирующей и не индивидуализирующей, но сочетающей в себе оба момента, заключается в познании эмпирического развития человечества. По существу своему это

6.4. Тенденции развития института современной семьи 6.4.1. Детоцентристская и супружеская семья В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики

ОТ ИНСТИТУТА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС Двадцать третий том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит первый том «Капитала» Маркса, а также все предисловия и послесловия, написанные для различных его изданий Марксом и Энгельсом.Настоящее издание первого тома

Без семьи и учеников Обычно китайские хроники уделяют много внимания семейному окружению великого человека. Очень важно, из какого клана он вышел, кем были его родители, чем было обставлено его рождение, поскольку именно эти факты «вписывают» человека в традицию.Совсем

З. Историческое развитие Я не могу здесь полностью воспроизвести содержание «Тотема и табу», но я должен заполнить длительный промежуток, отделяющий доисторическое время от победы монотеизма. После создания братского клана, установления материнского права, экзогамии и

4. Происхождение семьи Одним из важнейших результатов культурной наследственности было, как мы уже видели, накопление культурной традиции, свойственное только человеку; оно привело к необычайному удлинению детства – так называемой неотении. Это удлинение необходимо

У НЕЕ НЕТ СЕМЬИ Семья собралась на обед. Старший сын заявил, что собирается жениться на девушке, живущей через дорогу.– Но семья не оставила ей ни гроша, – возразил отец.– И сама она тоже не скопила ни цента, – добавила мать.– Она совсем не разбирается в футболе, –

Анастасия Иванова
Занятие «История возникновения семьи»

Тема : «История возникновения семьи »

Цель : познакомить воспитанников с историей возникновения семьи .

Задачи :

Дать представление о семье ;

Помочь осознать важность семьи для человека ;

Пополнить словарный запас воспитанников.

Оборудование : интерактивная доска, листы бумаги А4, фломастеры.

Вводная часть

Упражнение «Здравствуй, это Я»

Воспитанники ходят по комнате. Сначала ведущий предлагает им с теми, кого они встречают здороваться молча, посмотрев внимательно в глаза. После хлопка здороваются друг с другом громко, представив себе, что они давно не виделись.

Основная часть

Воспитатель : Тема нашего занятия «История возникновения семьи » . Ответьте мне на вопрос, что такое семья в вашем представлении? (ответы детей)

В большом энциклопедическом словаре мы можем найти ответ на этот вопрос : «Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

А в толковом словаре Ожегова С. И. Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества . Семейные отношения развивались от ничем неограниченных отношений между мужчинами и женщинами через групповой брак к парному браку.

На начальном этапе парный брак был весьма непрочным, так как муж продолжал жить в своём роду, а жена в своём. Позже жена стала переходить в род мужа и оставалась там.

С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины, как основного кормильца семьи резко возросло . Брак становился более прочным и со временем перешёл в единобрачный.

Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленна. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад хозяйства, которое было экономической базой старой семьи , повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи . Вместо неё стала складываться индивидуальная (брачная, супружеская) семья . Которая является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире . Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники : муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными.

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичное воспитание детей вплоть до достижения ими зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Игра «Верно – неверно»

Воспитатель : «Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной делайте хлопок рукам, а если не согласны сидите тихонечко.

Семья – это все мои друзья и знакомые?

Семья – это группа живущих вместе близких родственников?

Родители могут быть младше детей?

В семье осуществляется продолжение рода?

Семья – это я ?

Всем людям нужна семья ?

Воспитатель : Трудно переоценить значение семьи в жизни человека . Безусловно, семья в жизни каждого человека, это в первую очередь огромный источник энергии и душевного тепла.

Перед вами на интерактивной доске высказывания великих людей о важности семьи в жизни каждого человека. Внимательно прочитайте их и выберите то, которое вам понравилось и объясните почему.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье , но каждая семья в особенности в жизни общества является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. (А. С. Макаренко)

Семья ведь тоже созидается, а не даётся готовою и никаких прав, никаких обязанностей не даётся тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи . (М. Ф. Достоевский)

Семья (Оноре де Бальзак)

Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяна)

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Сухомлинский В. А.)

Заключительная часть

Игра : “Ассоциации”.

“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.

Вопросы-задания могут быть такими :

Если семья – это постройка , то она…

Если семья – это цвет , то она…

Если семья – это музыка , то она…

Если семья – это геометрическая фигура, то она…

Если семья – это название фильма, то она…

Если семья – это настроение , то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

Подведение итогов воспитанниками

Что нового вы узнали на занятии ?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов воспитателем

Вы познакомились с историей возникновения семьи , высказывания великих людей помогли осознать важность семьи для человека . В будущем у каждого из вас будет семья . Семья- это место где каждый из нас получает поддержку и помощь, в семье должно быть тепло и радостно. Семья , которую каждый из вас хочет иметь должна быть основана на уважении, честности и доверии.

Знаете, как это сделать?

На следующих занятиях мы об этом поговорим.

Публикации по теме:

Беседа «История возникновения Кубани» Беседа: «История возникновения Кубани» МАДОУ детский сад№3 Воспитатель Огиенко Татьяна Сергеевна Беседа: «История возникновения Кубани».

Интегрированное занятие «История возникновения мебели» Тема: «История возникновения мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия «История возникновения родного города» Цель: Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект ННОД в подготовительной группе «История возникновения родного города» Программное содержание ННОД: Приоритетная ОО: «Познавательное развитие» Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения часов» Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения часов;.

Введение

Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи - наиболее развитая отрасль социологического знания. Институт семьи всегда являлся одной из главных вопросов, которые изучает социология, так как институт семьи в социологии играет в истории человечества ведущую роль.

Как нам известно - семья это ячейка общества, малая социальная группа. Через семью сменяется поколение и продолжается род. Именно семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передачи опыта, набравшегося предыдущими поколениями. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Характер такого сложного социального явления, как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и трансформируется вместе с обществом, оставаясь при этом его постоянным элементом. В настоящее время изменения социокультурной среды резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, происходит разрушение основ традиционной семьи. В современной России появляются новые формы семейно-брачных отношений, которые отвечают новым социальным, политическим и экономическим потребностям российского трансформирующегося общества. Это, собственно, и является актуальностью данной работы.

Цель работы: изучение семьи и брака, как общественных институтов.

рассмотреть историю семьи и ее эволюцию в традиционном обществе.

рассмотреть сущность понятий института семьи и брака, в том числе типы брака и функции семьи.

1. История возникновения институтов семьи

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. С неолитической революцией связан переворот, произошедший во всех сферах человечества (7-3 тыс. до н. э.), переход от охоты и рыболовства к собирательству, земледелию, металлургии, металлообработке.

Социальная организация в обществах характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом). Базой семейной общины являлись родственные отношения, объединяющие, как правило, несколько поколений. Эту организацию определяют как родовой строй. В таком обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Брачно-семейные отношения простирались от моногамных до гаремных форм семей.

Неолитическая революция приводит первобытное общество к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства, права. Поселения общинников превращаются из родовой общины в соседскую общину. При этом, семья, как социальный институт, сохраняется, хотя ее сущность видоизменяется по мере постепенного перерастания первобытного общества из раннеклассового государства в рабовладельческое и феодальное. Если раньше начала были направлены на гармонию человека и природы, на его воспроизводство, как биологического вида, то теперь настал «демографический взрыв», необходимы для существования и расцвета цивилизации. На смену практики выборности и сменяемости вождей приходит практика присвоения должностей и передаче их по наследству своим потомкам. Происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политический господствующий класс. В обществе в целом и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена и превращена в рабу его желаний, в простое «орудие деторождения». В дальнейшем под влиянием многих факторов в структуре семьи и в формах ее функционирования появился целый ряд различий господства мужа над женой, характерный и для некоторых цивилизаций на сегодняшний день.

В 19-20 вв. выяснилось, что в истории человечества были общества, где мужчина и женщина были равны, но при этом полностью игнорировалась возможность существования обществ, построенных не по модели господства, а по модели партнёрства.

В 60-е года 20 века стала формироваться новая теория культурной революции. По этой теории: первоначальным направлением культурного развития на Земле было обретение партнёрства, но после периода хаоса направление культурной эволюции человечества было повернуто вспять. Поклонение животворящим и питающим силам вселенной было прервано, люди стали поклоняться «убийственной силе клинка», более всего способной установить или навязать отношения господства.

Проблема семьи, как социального института стала интересовать общественное мнение развитых стран лишь на рубеже 19-20 вв. Толчок в этом направлении дала Французская революция, провозгласив свободу собственности среди всех прав и свобод человека, декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней Гражданский кодекс Наполеона. Семейное имущество теперь было сосредоточено в руках главы семьи, которым был объявлен муж. Теперь он решал: работать ли жене по найму, становился собственником заработанных ею денег и распределял их.

Английское общее право рассматривало брак, как особый вид контракта, где права и обязанности сторон определялись не ими самими, а закреплялись государством. В основу были положены идеологические стереотипы о половых ролях, выполняемые мужем и женой в браке. В результате в США была взята на вооружение колонистская концепция семейного права, по которой муж и жена - некоторое правовое единство. Так как муж нес ответственность за жену, он мог ее и наказывать, корректировать ее действия. Муж оплачивал долги жены до брака и содержал ее. Иными словами женщина, все равно, оказывалась зависимой от мужчины и создавалась видимость ее недееспособности.

В царской России семейное право складывалось под воздействием «Домостроя». Согласно ему выдвигалось требование: «жена да убоится мужа своего». Мужья имели право подвергать наказанию непослушных жен. Революция освободила граждан России от национального гнета, сословного неравенства. Ликвидировала она и институты главы семьи. В 1917 году были изданы: Декрет о гражданском браке, о детях, о ведении книг и о расторжении брака. Произошла отмена законов, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе места жительства.

К началу 20 века принимаются законы, уберегавшие имущество жены и дающие право женщинам самим распоряжаться своими доходами, нести по ним ответственность, быть наравне с мужем попечителем своих детей, а также иметь по отношению к ним равную с мужем власть, права и ответственность.

В 20 веке в США и в других странах общего права брак стал рассматриваться, как контракт равноправных граждан. За мужем закреплялась обязанность добывать средства, за женой - ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Количество работающих по найму женщин увеличивалось, и обязанность мужа содержать семью стала трансформироваться в общественном сознании в признание за ним роли основного кормильца семьи. В 20 вв. на севере Европы стали появляться семьи с работающими весь рабочий день кормильцами (мужем и женой) и с детьми, которые ходили в детские учреждения. Однако при всех условиях такого рода трансформации ущемлялись интересы женщин, так как, работая наёмно, женщина должна была дома выполнять объём работ, не очень отличающийся от объёма, который выполнял её муж на работе.

В целом после 2-ой Мировой войны структура семьи перетерпела весьма существенные изменения. Появились семьи, в которых люди жили и без регистрации брака, в Скандинавских странах законодательно стали признаваться однополые супружеские союзы, в Алжире и Египте царит моногамия. В Юго-Восточной Азии личные права мужчин и женщин (семейные проблемы) отнесены к компетенции религиозных общин, что противоречит большинству конституций стран этого региона. Аналогичная ситуация возникла и в Африке.

Раньше думали, что семьи развивающегося мира будут приближаться к западному образцу, а получилось, что в развитых странах эволюция семьи сближалась с нормами развивающихся стран. Например, отсрочка браков при широком распространении сожительства (до или вместо законного брака), высокие показатели нестабильности браков, а также социальная легализованность нестабильных отношений между мужчиной и женщиной - краткосрочных браков. Изложенные выше процессы поставили мировое сообщество перед необходимостью выработки приемлемой с международно-правовой точки зрения и отражающей национальные интересы и ценности семейной политики. В наиболее общем плане есть основания считать, что такая семейная политика должна носить многоцелевой характер, то есть быть рассчитанной одновременно и на укрепление семейных ценностей, и на улучшение экономического положения нуждающихся семей, и на облегчение сочетания профессиональных и семейных обязанностей обоих супругов, и на стабилизацию или повышение рождаемости. На принципе учета всех этих целей была построена Конвенция ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины».

2. Институты семьи, их формы, типы и функции

Для лучшего понимания семьи, как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями личности в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрепоколенные (дед, бабка, старший, младший) и так далее.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также воспитание детей и поддержание существования членов семьи.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Тяжело найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семьи бывают нескольких форм. Преобладающей формой является нуклеарная семья, то есть супружеская. Её основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями и их дети, которые от них зависят. Вторая форма семьи - родственная семья. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого количества родственников. Именно поэтому ее зачастую называют расширенной семьей. Но в последнее время наблюдается разрушение родственных связей, в связи, с чем нуклеарные семьи превосходят по своей численности родственные.

Также бывают семьи, которые имеют общее домашнее хозяйство и общих детей, но которые не оформлены юридически. В последнее время в развитых странах превалируют семьи, которые не регистрируют брак.

Неполные семьи - семьи, где отсутствует один их родителей или где дети живут без родителей вообще, а с бабушками и дедушками.

Институт семьи различен в каждом обществе и отражает специфику этого общества. Но, не смотря на разницу между обществами, всем им присуща одинаковая черта. Если сравнивать человеческий мир с животным миром, то можно смело сказать, что дети нуждаются в опеке родителей в рамках гораздо большего времени, чем животные. Порой этот этап зависимости ребёнка от родителей растягивается до восемнадцати лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых.

В социологии выделяют три основных типа семьи:

Традиционная (патриархальная) семья. В этом понятии укладывается существование под одой крыше минимум трёх поколений, и главная роль отводится самому старшему члену семьи мужского пола. Для такой семьи характерна зависимость женщины от мужчины, распределение ролей следующим образом (мужчина - кормилец, жена - хозяйка), признание безусловного приоритета мужчины.

Нетрадиционная семья. В этом типе семьи мужчина опять же лидер и семейные обязанности разграничены, но не подкреплены экономическими основаниями. Этот тип семьи социологи считают эксплуататорским, поскольку женщина получает равные права с мужчиной на общественный труд, но получает право на домашний труд. Занятия по дому считаются её обязанностями.

Эгалитарная семья - семья равных. Для такой семьи присуще равномерное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Жизнедеятельность семьи как социального института завязана на выполнении определенных функций.

С.С. Фролов рассматривает такие функции семьи, как:

Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и к социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно не одобряются. Поэтому появление ребёнка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, управляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, несомненно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования, как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах другие модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том, что самые серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, кто был воспитан в детских домах без любви матери и отца. Они в гораздо большей степени подвержены болезням, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является необходимым жизненным элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего такие важные статусы, как национальность, место в городской или сельской культуре и другие. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляют ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае, если у него возникают экономические трудности. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организации жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В «сфере домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая - возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (то есть превращение части семей из потребительских ячеек общества еще и в производственные).

3. Институт брака, его формы

Брак, образно говоря, является воротами в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, ещё и социальной организацией.

Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви, называется гражданским браком. Иногда гражданским называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству, т. е. к длительной и случайной половой связи. Нерегистрируемый брак, в случае его распада или смерти одного из супругов, создает юридические трудности при решении вопросов наследования и раздела имущества. Жертвенными фигурами при нерегистрируемом браке часто оказываются дети. Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

Существуют такие виды брака, как эндогамия и экзогамия. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Причем чужой группой может быть не только чужой род, племя или клан, но и социальный класс, раса, нация и так далее. Представители высших социальных слоев нередко стараются не выдавать своих дочерей или сыновей за людей более низших социальных групп или сословий. Принадлежность к другой расе или нации также может служить препятствием к заключению брака. Мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии.

Критерием выделения неравного брака выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным называют брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной женщины, аристократки и плебея. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака

Покупной брак предполагает внесение платы за будущую супругу. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Позднее появляется такая форма покупного брака, как выкупной брак. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или родителей было уже недостаточно, требовалось заключение договора (контракта), где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Насильственная выдача замуж малолетних девочек называется детским браком. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты; умыкание (похищение) жениха. Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

В особую группу выделяют ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того, чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина - беременность либо совместная жизнь. В России каждый год в брачный союз вступают около 84,4 тысяч юных граждан. Как правило, эти браки распадаются также стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до двадцати лет в два раза выше, чем при вступлении в брак после этого возраста. Меньшая стабильность ранних браков связана с проблемами детей, появляющихся в ранние годы, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается, в среднем, к 25 годам.

Брак по расчёту - противоположность браку по любви. В нем отсутствует главное - чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды, разного рода социальных благ одним из супругов за счет другого. Разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Многие граждане хотели бы переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Таким каналом иммиграцией служит брак с иностранцем или иностранкой. Сегодня просматривается тенденция увеличения количества международных браков. Русские женщины выходят замуж за иностранцев чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Нередко такие браки заканчиваются разводами, но цель - выехать за рубеж - в этом случае бывает достигнутой.

Брак по сговору, брак по любви, брак по расчёту, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников - 37,5 %, по знакомству друзей - 24,1 %, по личному знакомству - 12,7 %, прочих браков - 1,6 %.

Гостевой брак. Этот термин пришёл из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

семья брак расторжение институт

Заключение

В современном обществе наблюдается процесс ослабление семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи заменились ролевыми. При ролевых ролях подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами, стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны оно способствовало росту самосознания женщин, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и к увеличению уровня смертности. Следовательно, на сегодняшний день существует острая проблема институтов семьи и брака. Для решения этой проблемы недостаточно создания более благоприятных условий и предоставления большего числа благ семьям со стороны государства. Эти проблемы, скорее всего, можно решить переменой сознания людей, участвующих в институтах семьи и брака.

Список литературы

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: Книга для чтения. - М.: Алгоритм, 2005 г. - 591 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2002 г. - 414 с.

Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи, Изд. 2, доп. - М.: Красанд, 2010 г. - 312 с.