Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Всеобщие методы научного исследования Принципы диалектического исследования

Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Всеобщие методы научного исследования Принципы диалектического исследования

В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследова­ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д. Полный состав диалектичес­ких методов исследования представлен насхеме 21.

Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа.

Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого яв­ления расщепляются на противоположности и предстают перед исследовате­лем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следст­вия, содержания и формы и т. д.

2.6. Функциональный анализ и его особенности

Функциональный анализ проводится одновременно с исследованием структуры и неразрывно связан со структурным анализом.

Цель функционального анализа – исследование динамических характеристик системы путем определения процессов изменения ее состояния с течением времени на основании принятых алгоритмов функционирования.

Объектами исследования функционального анализа являются реализуемые системой методы и алгоритмы управления, включая общий алгоритм функционирования, содержащий все основные этапы (фазы, функции) управления, и частные методы и алгоритмы, направленные на выполнение отдельных этапов управления (формирование цели управления, сбор и обработка необходимой информации, принятия решений, организация выполнения решений и др.).

К основным показателям процессов функционирования относятся: продолжительность реализации полного цикла управления; время достижения поставленной цели; степень соответствия полученных результатов цели управления; ресурсы, затраченные на достижение поставленной цели управления; показатели всей совокупности частных задач, решаемых в процессе функционирования системы управления.

В ходе функционального анализа разрабатываются модели функционирования модели функционирования, характеризующие процессы изменения состояний объекта управления под влиянием управляющих воздействий и влияние этих процессов на показатели эффективности управления. Для комплексного описания и моделирования используются функциональные схемы и сетевые графики, а для моделирования работы отдельных элементов и решения частных задач управления в зависимости от специфики задания состояний объекта управления и степени определенности исходных данных, можно использовать различные детерминированные и стохастические модели оптимального управления и выработки решений.

Общая процедура функционального анализа включает следующие этапы:

1. Определение и описание общего процесса управления, реализуемого исследуемой системой;

2. Декомпозицию общего процесса управления на ряд частных функций (задач, операций), выполняемых элементами системы управления.

3. Определение качественных и количественных характеристик исследуемых процессов и функций управления.

4. Формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления.

5. Принятие решения о необходимости совершенствования функциональных характеристик системы управления.

Функциональный анализ общественных систем имеет следующие особенности и включает: определение целей управления и построение дерева целей, соответствующего иерархической структуре системы управления; определение перечня и содержания основных задач управления, установление их взаимосвязи по входной и выходной информации;анализ и рациональное распределение функций управления между органами и отдельными руководителями; анализ и определение обязанностей, прав, ответственности и соподчиненности органов и отдельных должностных лиц при решении задач управления; исследование и разработку эффективных методов решения задач управления; обобщение и применение принципов управления, разработанных в ходе исторического развития и совершенствования исследуемых систем.

    Зачем исследователю знание диалектики?

    Существует ли система диалектических методов исследования?

    В чем заключается практическая ценность диалектического подхода к исследованию?

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»

Факультет начальных классов

Контрольная работа

по философии

Диалектический анализ понятия "любовь"

Выполнила: Студентка 22 гр.

Сарматова В.

Проверила: Рычкова Л.П.

Красноярск 2012

План

Введение

Принципы диалектики

Законы диалектики

Введение

На мой взгляд, любовь - актуальная тема для исследования, так как с этой фразой мы встречаемся каждый день. Вообще конкретного определения любви не наблюдается, но у каждого философа своя точка зрения. Я считаю, что любовь - это нечто такое, что свойственно чувствовать человеку. Но ведь любовь существует не только человеческая, также животные испытывают это чувство. А что же такое любовь в понимании философов?

Например, М. Эпштейн считает, что любовь - „нельзя быть без.

И все-таки, почему этот термин мы используем постоянно? Почему, когда мы встречаем свою вторую половинку, говорим о любви? Ведь большинство людей не понимают, что это лишь симпатия, которая постепенно перерастает в сильные чувства, только потом, когда эти чувства доведены «до автоматизма», можно говорить о любви. Многие свою симпатию выражают через три распространенных слова: «Я тебя люблю».

Принципы диалектики

любовь чувство диалектика

1. Принцип системности. Понятие любви существует в окружающей среде и имеет системный характер. Иными словами, понятие любви в окружающей среде представляет различные свойства, элементы и функции. Также, любовь проходит определенный этап своего развития.

Например, возникновение любви у двух подростков. Сначала происходит «формирование симпатии», затем некоторые говорят о каких-либо чувствах, выделяя при этом какие-то определенные свойства.

2. Принцип причинности. Любовь как искра и «загорается» она тогда, когда человек чувствует что-то свое, как будто родное. Именно поэтому у многих возникает вопрос: «Почему из миллионов только ты, только я?» То есть речь идет о том, что любовь проявляется фактически спонтанно. Причину любви назвать сложно, более того, многие просто не могут этого понять, что за чувство, как возникло, что вызывает неясность.

Любовь это не дружба и поэтому часто люди, расходясь, не остаются друзьями. Есть маленький процент тех людей, которые после расставания сохраняют дружеские отношения.

3. Принцип историзма. Еще в средневековье зародился этот термин, но он употреблялся не к отношению объекта, а любовь к красоте. Только в ХХ веке, любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. То есть, понятие любовь зародилось давно и носит исторический характер, которое постепенно усовершенствуется с каждым поколением.

4. Принцип всеобщей связи. Любовь - часть бесконечной цепи. Которая, по мнению большинства подростков, не начиналась и не может закончиться.

Законы диалектики

. Закон единства и борьбы противоположностей. Существует взаимная и неразделенная любовь. Они одновременно находятся в единстве и борьбе. Но каждая из них проходит свое саморазвитие и все-таки, я думаю, что они взаимодополняют друг друга. Несмотря на то, что понятия совершенно разные. Формой их взаимоотношения являются единство, союз, согласованность сторон.

. Закон перехода количественных изменений в качественные. Любовь - высшая степень счастья, блаженства. Качество любви заключается в том, что она дает как много больше счастья и при этом же дает огромное огорчение. То есть, можно предполагать, что любовь переходит от качества в количество. На мой взгляд, сначала выявляются определенные качества, только потом можно говорить об количественных изменениях. Например, любовь ребенка к маме. Ведь сначала же ребенок рассуждает о том, какая замечательная у него мама, чем он ее отличает от других, т. е приводит свои какие-либо аргументы, только потом говорит о степени этой любви и т. д., что свидетельствует о количественных изменениях.

. Закон отрицания отрицания. Любовь не всегда хорошо, именно поэтому существует такое понятие: «Любовь бывает неудачной». То есть, люди, влюбляясь в определенного человека, встречаются, разговаривают. После определенного времени, как правило, у парней пропадает интерес к этой девушке. Вследствие чего, у девушки проявляется ненависть, и она полностью отрицает любовь.

. Единичное и общее. Любовь - понятие как единичное, так и общее. Единичное потому, что каждый человек понимает по-своему это понятие, выделяет какие-то основные этапы, признаки. Например, любовь к пожилым людям. Кто-то понимает, что их надо уважать, ухаживать, любить. А кто-то этого не понимает.

Общее потому, что среди группы людей существует какая-то общая точка зрения. Например, люди, характеризуя любовь со стороны воспитателя к детям, выявляют общие принципы, закономерности.

2. Явление и сущность. Любовь - скорее всего явление, чем сущность. Но эти два понятия взаимодополняют друг друга, поэтому здесь нельзя конкретно говорить о явлении или о сущности.

. Случайность и необходимость. Кто-то рассматривает любовь как необходимость, т.к без нее невозможно построить семью. А кто-то рассматривает как случайность и при этом говорят: «Нас случайно судьба свела»

. Содержание - форма. Любовь - эмоциональное чувство, которое непосредственно представляет собой какую-либо форму сопереживания. Иными словами, любовь имеет свое содержание или форму.

. Возможность - действительность. Существует ли любовь в социальных сетях интернета? Возможно, и условно она существует, но будет ли она такая, же сильная и в реальности? Любовь в интернете возможна, но она не действительна.

Вывод

Происследовав важный для меня объект, я выяснила, что любовь - неотъемлемая часть жизни всего человечества. Конечно, многие со мной могут не согласиться, но это моя точка зрения. Я выделила для себя, что любовь может быть как случайной, так и необходимой; как единичной, так и общей. Также, я поняла, что она может быть возможной, но не действительной (т.к. приведен пример с интернетом). Проведя небольшой опрос среди друзей, есть кое-какие разногласия.

Парни, отвечают так на этот вопрос: «Любовь - взаимопонимание, доверие другому человеку». «Любовь - нервная болезнь». «Любовь - просто развлечение».

Девушки отвечают иначе: «Любовь - когда ради человека готов на любые поступки». «Любовь - время, проведенное с человеком, пролетело незаметно». «Любовь - психическое расстройство».

ДевушкиПарни«+» - 30%«-» - 10%«+» - 10%«-» - 30%

Девушки считают, что любовь это хорошо, некоторые парни считают, что плохо. Конечно, людей опрошено мало и поэтому конкретных выводов по этому опросу не сделаешь. Мнения девушек и парней получились 50/50. Меня заинтересовала эта работа и я, надеюсь, что дальнейшие исследования помогут мне все-таки разобраться, что же это - хорошо или плохо.

это общие философские принципы и подходы, которые применяются и при анализе экономики. В частности, каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении, а внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии, противоположный метафизическому. Диалектика как метод формируется в античное время. Основателем субъективной диалектики (искусства ведения дискуссии) является Сократ, а объективной диалектики – Гераклит, утверждавший, что все течет и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы: 1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) развертывание исследования вглубь и вширь; д) вычленение сущности, главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчлененного целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учет места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития;5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развертывания и обострения. Неверная реализация применения принципов противоречия приводит к объективизму и субъективизму, которые могут выражаться в эклектике (умозаключения, построенные на механическом соединении несоединимого), в софистике (умозаключение, построенное на преднамеренном нарушении правил логики путем абсолютизации отдельных сторон) или в заблуждениях.

Диалектика в переводе с греческого означает ведение спора, беседы. Диалектическую концепцию познания сформулировал Сократ, утверждавший, что знание рождается в дискуссиях, посвященных обсуждению противоречивых начал единого целого. Таким образом, основная задача диалектики заключается в анализе единства неких противоречивых (противоположных) начал (Отступление 3.16).

Отступление 3.16. Единство противоположностей Весьма образно, без упоминания термина «диалектика», противоречивое единство противоположных начал представил И. В. Гете в трагедии «Фауст». На недоуменный вопрос Фауста к Мефистофелю при первой их встрече: «...так кто ж ты, наконец?» Мефистофель ответил: «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое».

Добро и зло во многих произведениях рассматриваются в качестве противоречивого единства, характерного для чего-то целого. Причем такое единство, что, несмотря на явно выраженное противоречие, целое без того и другого (как без зла, так и добра), в принципе невозможно. И так с точки зрения диалектики во всем и везде. При этом вовсе не обязательно, чтобы противоречивыми началами в целом были только добро и зло. Любые противоречивые начала в диалектике рассматриваются как основа развития конкретного целого. Разрешение противоречий и означает развитие. В этом и заключается суть диалектики как одного из методов познания. Исходя из этого исследователь в исследуемом объекте должен искать и находить противоречивые начала, искать конфликт и причины конфликта между этими началами и находить пути разрешения этого конфликта. В этом и будет заключаться суть познания путей развития посредством применения метода диалектики.

Источник: Гете И.В. Фауст. М. : АСТ; АСТРЕЛЬ, 2012. С. 27.

Анализ парных сравнений как метод познания в целом ряде случаев проявляет себя и как диалектический метод, ибо сравниваемые объекты, отношения, понятия нередко представляют собой некое противоречивое единство. Противоречие в них заложено объективно; без противоречия целостности сравниваемых элементов нет, она не просматривается. Следует отметить, что диалектика проявляет себя не только в парных сравнениях, но и в системном подходе, и в методах анализа и синтеза, дедукции и индукции, и других методах познания. В то же время диалектика существует и как самостоятельный метод. Таким образом, диалектика является неким обобщающим познание методом: ею, с одной стороны, пронизаны другие методы познания, а с другой стороны, она и сама служит мощным орудием производства новых знаний о сущностных сторонах изучаемых объектов, процессов, отношений.

Структурно диалектика представляет собой некую понятийную целостность, т.е. систему содержательно связанных (зависимых) категорий, законов и принципов, отражающих в своей совокупности единство, целостность восприятия реального мира в его всеобщих характеристиках и показателях, находящуюся в непрерывном развитии.

По Гегелю, диалектика - это теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. К законам диалектики относят следующие:

  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон перехода количественных явлений в качественные;
  • закон отрицания отрицания.

Проявление этих законов можно рассмотреть на практике бизнеса, которая, как правило, и ложится в основу ВКР бакалавров. В частности, для маркетинга, представляющего собой функцию управления предприятиями, ориентированную на изменения, важно то, что диалектика в общем и целом направлена на изучение именно развития, а никак не статики, т.е. на изучение процессов появления новых форм бытия, касающихся развития бизнеса, нововведений и инноваций, изменений в структуре внешних и внутренних связей и др. Следовательно, законы диалектики, представляющие собой устойчивые внутренние связи развития бытия и сознания, если их правильно применять, могут приводить исследователей-экономистов к получению новых знаний о развитии рынков, об изменениях в поведении потребителей, действиях конкурентов и т.п.

Таким образом, в основе диалектики лежит утверждение, что источником любой деятельности в природе и в обществе являются противоречия. Как утверждал Гегель, «противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» (цит. по: ). Под противоречиями здесь понимаются динамические состояния объектов, предметов, явлений и т.п. (т.е. всего того, что изучается), в которых протекают процессы, одновременно сочетающие в себе три, казалось бы, трудно совместимых условия:

  • 1) неразрывную внутреннюю связь единого целого, состоящего из неких составляющих;
  • 2) взаимоисключение этих составляющих;
  • 3) взаимопроникновение и переход одних составляющих в другие в процессе развития.

Наличие в чем-либо таких условий (отношений, соотношений) и составляет суть первого закона диалектики, характеризующего развитие как взаимодействие противоречивых начал.

Суть второго закона диалектики заключается в постепенном накоплении каких-либо количественных характеристик (допустим, числа составляющих единого целого или их пространственных размеров, темпов развития и др.) и скачкообразного изменения качества этого целого: появление нового целого. Например, накопление сведений о потребительских свойствах товара посредством непрерывного включенного наблюдения за поведением потребителей приводит к пониманию необходимости изменений системы их обслуживания и формированию нового содержания этой системы.

Третий закон диалектики - отрицание отрицания - выражает поступательный, преемственный, циклический процесс развития и его форму. Формой же развития, согласно данному закону, является не прямая, не ломаная линия, не круг, а спираль, выстроенная по восходящей. Таким образом, развитие по закону отрицания отрицания представляет собой процесс движения по уже как бы пройденным ступеням, т.е. с повторением того, что было, но на принципиально ином качественном уровне.

В связи с этим может показаться, что в высказывании Екклесиаста о том, что все «возвращается на круги своя» (а никак не на спираль) и «нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» , есть противоречие закону отрицания отрицания. Однако нет. Очевидно, в устах библейского проповедника изречение «нет памяти» означает, что на базе прошлого возникло нечто качественно новое, причем такое новое, которое вобрало в себя прошлое, и памяти об этом прошлом уже не осталось. А если обращаться к более простым и современным примерам, то закон отрицания отрицания проявляет себя всегда при совершенствовании товаров, создании принципиально новых товаров, предназначенных для удовлетворения прежних нужд, но на принципиально ином качественном уровне с учетом появления новых технологий, материалов и т.п.

Постижение законов диалектики вооружает исследователя мощным средством для производства новых знаний: наблюдая за динамикой противоречий и видя проявление того или иного закона диалектики, исследователь может делать верные выводы, не осуществляя сбор данных, что значительно снижает затраты на производство новых знаний.

Можно подумать, что диалектика как метод познания находит применение только в высокой науке; при написании ВКР студентам бакалавриата можно обойтись и без диалектики, поскольку ее нет в повседневной практике бизнеса. Это заблуждение. Разве в бизнесе нет противоречий? Разве не просматривается наличие противоречивого единства в задачах по управлению предприятиями? Да сколько угодно. Все бытие как бы соткано из противоречий. В качестве примера можно рассмотреть противоречие между маркетингом и производством.

Разрабатывая ту или иную новую маркетинговую задачу, маркетинг как функция управления вступает в содержательное взаимодействие с функцией управления производством, поскольку нужно согласовывать самые разные обстоятельства, касающиеся либо отражения в товаре маркетинговых идей, либо создания новых потребительных свойств товара, либо его новых функциональных характеристик, либо изменения дизайна и т.п. И в этом взаимодействии сокрыта суть объективно обусловленного противоречия между маркетингом и производством, между службами, занимающимися маркетинговой деятельностью, и производственными структурами. Это следует из того, что производство всегда стремится к стабильности, маркетинг же - к постоянному обновлению.

Наблюдая за динамикой потребительского поведения покупателей, маркетологи, если маркетинг на предприятии добросовестно и в полной мере выполняет свою функцию, не могут не предлагать производственникам приступать к освоению нового изделия, когда технология, созданная для изготовления прежнего изделия, еще не исчерпала свой ресурс. Производственникам это, с одной стороны, непонятно (им такой подход кажется нерациональным), а с другой стороны, запуск в производство нового изделия всегда требует от производственников весьма значительных затрат времени и труда, высокого интеллектуального напряжения и т.п., поскольку подобные работы отличаются сложностью, неоднозначностью, ибо многие из них выполняются впервые. Действительно, при выполнении пуско-наладочных работ производственники иногда вынуждены работать сверхурочно, в ущерб своим личным интересам, испытывая горечь от неудач и т.п.

Таким образом, их работа в период внедрения в производство новых изделий, технологий отличается высоким эмоциональным и физическим напряжением, что неизбежно приводит к усталости, ее накоплению и в итоге к стрессу. Очевидно, что после завершения всех внедренческих работ, когда производство нового изделия начинает функционировать стабильно, без сбоев, без поломок, им просто хочется спокойно, по заранее составленному плану, по предначертаниям созданных ими технологических систем управлять осуществлением налаженного производственного процесса. Они многое преодолели, чтобы обеспечить такое спокойное, стабильное, синхронно функционирующее производство. Но довольно часто именно в этот момент, когда преодолено столько трудностей и когда производство наконец-то обрело спокойное течение событий, маркетологи вдруг заявляют о том, что выпускаемый продукт морально устарел, потребители в нем больше не нуждаются (так, мол, показали результаты опросов) и нужно наладить выпуск нового изделия, что требует от производственников новой переналадки производственного процесса, изменения технологий и т.п. И если не успевшие отдохнуть от прошлой переналадки инженеры-производственники не поймут сути предлагаемых изменений, они, безусловно, будут сопротивляться, будут находить аргументы, которые многим руководителям могут показаться убедительными и против которых маркетологам весьма трудно будет возражать.

Именно в этом и заключается суть внутреннего содержания противоречий между маркетингом и производством. И это противоречие носит объективный характер, это диалектическое противоречие.

Такого рода противоречия выпускник бакалавриата, исполняя роль исследователя, может легко обнаружить, наблюдая за взаимодействием работников различных функциональных служб предприятия, изучая и анализируя принимаемые ими решения, результаты их исполнения, последствия, применяя в их анализе метод попарного сравнения и другие методы. Подобно описанному можно найти противоречия и во взаимоотношениях других функциональных подразделений. В частности, есть противоречия в отношениях между службами маркетинга и службами управления финансами, между службами маркетинга и службами управления персоналом. Предложения по разрешению этих противоречий, разработанные и обоснованные на диалектической основе, могут составить основу ВКР бакалавра, которая позволит защищающемуся студенту продемонстрировать этим самым квалифицированное владение профессиональными компетенциями по экономике и управлению.

Таким образом, методы познания отнюдь не ограничиваются только одним анализом, который чаще всего и применяется при написании ВКР (диссертаций и других научных работ). Выпускнику высшей школы при написании выпускной квалификационной работы важно показать владение и другими методами производства новых знаний, что в связи с вступлением общества в эпоху экономики знаний приобретает особую актуальность.

  • В структуре книг Ветхого Завета Библии сеть так называемые Книги учительные. Одной из них является «Книга Екклесиаста, или Проповедника». Это книга Мудрости.
- 24.24 Кб

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО « Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»

Факультет начальных классов

Творческая письменная работа

Диалектический анализ объекта

Выполнила:

Студентка 2 курса 21 гр.

Байцерова Кристина

Проверила:

Рычкова Л. П.

Красноярск 2011

1.Введение.

2.Основная часть:

1я глава: «Принципы».

  1. Принцип всеобщей связи
  2. Принцип всеобщего развития
  3. Принцип детерминизма.

2я глава: «Основные законы».

  1. З.-н. отрц/отрц.
  1. Единичное и общее.
  2. Сущность и явление.
  3. Содержание и форма.
  4. Целое и часть.
  5. Причина и следствие.
  6. Необходимость и случайность.

3. Заключение.

Введение:

Объектом для своего диалектического анализа я выбрала студента, готовящегося стать учителем начальных классов. Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. В данной работе я попытаюсь проанализировать этот процесс с помощью принципов, законов и категорий диалектики.

Глава 1. Принципы диалектики.

  1. Всеобщей связи.

Личностно-профессиональное становление будущего учителя начальных классов - это сложный динамический процесс духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и поиска возможностей самоосуществления. Таким образом, можно сказать, что это многогранный процесс, состоящий из многих этапов, включающих в себя изучение различных жизненных сторон, которые в свою очередь, очень тесно взаимодействуют друг с другом.

  1. Всеобщего развития.

В развитии студента как педагога очень важно совершенствование и развитие базисных характеристик его личности, которые обеспечивают высокий уровень его профессионально-педагогической компетентности. Личностно-профессиональное становление будущего учителя является, с одной стороны, одним из этапов процесса подготовки учителя, а с другой - самостоятельным процессом саморазвития свободного, самоценного человека, определяется активностью самого студента, его способностью выводить себя на уровень целенаправленного самоизменения, построения своей деятельности, ее преобразования и развития.

  1. Детерм-зма:

Несомненно на выбор профессии, в нашем случае профессии учителя начальных классов, влияет не малый ряд факторов. Семья ценностно ориентирует человека, поэтому близкие люди могут влиять на решение стать педагогом. Так же и обучение в школе могло повлиять на такое решение (положительный пример со стороны учителей или что-то другое). Так же имеют место быть факторы, независимые от мнения других. Допустим это любовь к детям, а это очень важно в профессии учителя, или преследование какой-либо значимой цели - желание внести значимый вклад в начальное образование, поиск новых методик и т.п.

  1. Восхождения от абстрактного к конкретному.

Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное - как его полнота, содержательность. В этом смысле этот принцип характеризуется движением от менее содержательного к более содержательному знанию. Итак, в процессе обучения студент все больше обогащает свои знания. Он начинает задавать себе все больше вопросов (что является субъектом обучения? что я в дальнейшем могу дать детям? Какой методике я буду следовать?). По мере обучения эти вопросы все более и более усложняются и студент с каждым курсом дает ответы на свои вопросы. Он пополняет свои знания по педагогической специальности. Таким образом, к концу обучения студент будет обладать довольно содержательными знаниями, отличными от знаний в начале обучения.

Глава 2. Законы диалектики.

  1. З-н единства и борьбы противоположностей.

Поступив в университет, студент сталкивается с изменениями. Он оказывается в новой атмосфере и окружен новыми людьми. Студент осознает, что это «два разных мира» и вести себя нужно не так как ранее. Новая система обучение, иной подход к учащимся и другие нововведения ждут этого студента. Это система требует от него максимум самоконтроля, самовоспитание, ответственности и саморегуляции. Но не каждый сразу может приспособиться к такой ситуации. Здесь противопоставляются школьник, еще неопытный, который привык к определенной атмосфере и студент, соответствующий требованиям университета. В процессе обучения эти противоречия станут незначительными и за счет развития студента они совсем исчезнут и в дальнейшем он станет уже специалистом.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Если изначально студент будет усердно трудиться, изо дня в день читать нужные книги и выполнять заданные ему задания в срок, то это значительно скажется на его успехах в учебе. Так же он должен много времени уделять самоподготовке, чтобы многого достичь. Со временем все эти количественные изменения перетекут в качественные. Его труды будут поощрены – он станет высококвалифицированным специалистом.

3.Закон отрицания отрицания.

Закон характеризуется скачками и спадами каких-либо явлений. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. В виде примера можно взять весь учебный курс как цикл, который в свою очередь состоит из нескольких этапов (ступеней). Таким образом студент каждый год проходит этап, похожий на предыдущий, но уже на ступень выше, тем самым развиваясь.

  1. Единичное и общее.

Студент по ходу обучение постигает разные науки. С каждым годом он изучает все новые и новые дисциплины. Они охватывают самые разнообразные знания, т.к. учитель начальных классов – это «универсальный» человек. Он должен уметь давать ответы на всякие вопросы детей. Пример некоторых дисциплин: педагогика, психология, русский язык, культурология, философия и т.д. В дальнейшем отдельные знания образуют общность. Отдельные знания, например психологии, войдет в состав общих знаний студента, которые необходимы такому специалисту.

  1. Явление и сущность.

Явление лежит на поверхности, в то время как сущность скрыта. Возьмем экзамен в качестве явления. Студент успешно сдает экзамен, тем самым подтверждает свои знания. Из этого следует, что он хорошо работал в течении семестра и выучил все, что следовало. Сущность, то, что скрыто внутри человека. В данном случае это человек с хорошими знаниями. Эта сущность вызвала явление – успешная сдача экзамена.

  1. Содержание и форма

В процессе обучения изменится и содержание знаний студента и его «форма». Со временем багаж знаний значительно увеличиться, студент будет проходить практику в школе и поэтому должен выглядеть так, как подобает учителю. Он уже не будет похож на неопытного школьника, а будет выглядеть как высококвалифицированный специалист с соответствующим поведением и манерами.

  1. Часть – целое:

Целым можно представить конечный образ педагога, после учебного курса. А это целое в свою очередь состоит из разный частей: изучение различных дисциплин, саморазвитие, прохождение практики, сдача зачетов, развитие личностных качеств. Из частей собирается единое целое.

  1. Причина и след-е

Причина обычно мыслится как явление, действие которого вызывает другое явление; последнее называют следствием. Стать педагогом студента могли разные причины. Допустим причина – любовь к детям. Школьник решил поступить в педагогический университет, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь с обучением детей. Закончив обучение, он станет педагогом и отправится работать в школу с детьми, как и планировал, это будет являться следствием.

  1. Необходимость и случайность:

Необходимость в обучении является то, что студент обязан выполнять все требования университета (посещать занятия, выполнять задания, проходить практику). Студент должен учиться и прилагать достаточно усилий, чтобы успешно закончить свое обучение. А случайностью может предстать, например, пропуск какой-либо лекции из-за внезапных причин (неисправность будильника, проблемы с транспортом и т.п.)

  1. Возможность – действительность:

Действительность – это ставшая возможность. В свое время у школьника была возможность поступить в университет и сейчас он студент (возможность стала действительностью), а сейчас у него есть возможность стать преподавателем и для этого у него есть все условия. Но чтобы эта возможность стала действительность необходимо прилагать определенные усилия, тогда студент, несомненно, станет специалистом.

Заключение.

Проведя диалектический анализ, стало видно, что становление студента как педагога начальных классов – это диалектический процесс, заключающийся в развитии разнообразных сторон личности. Развитие личностных качеств, усердная учеба, творческая деятельность способствует становлению успешного специалиста в педагогической сфере деятельности.


Описание работы

Объектом для своего диалектического анализа я выбрала студента, готовящегося стать учителем начальных классов. Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. В данной работе я попытаюсь проанализировать этот процесс с помощью принципов, законов и категорий диалектики.

Содержание работы

1.Введение.
2.Основная часть:
1я глава: «Принципы».
Принцип всеобщей связи
Принцип всеобщего развития
Принцип детерминизма.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
2я глава: «Основные законы».
З.-н. ед-ва и б-бы пр./полж-й.
З.-н. перехода кол-х измен-й в качеств-е.
З.-н. отрц/отрц.
3я глава: «Основные категории».
Единичное и общее.
Сущность и явление.
Содержание и форма.
Целое и часть.
Причина и следствие.
Необходимость и случайность.
Возможность и действительность.
3. Заключение.