Игры для детей в школе. Игры на переменах Игры на перемене настольные

Игры для детей в школе. Игры на переменах Игры на перемене настольные
Игры для детей в школе. Игры на переменах Игры на перемене настольные

Татьяна Ковригина

Муниципальное образовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Адышева Структурное подразделение Кировского регионального отделения

ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы) ДИМСИ/АДЫШЕВО

Социальный проект

Организация отдыха на переменах

младших школьников «Наша ДИМСИТЕКА»

Руководитель:Ковригина Татьяна Анатольевна старшая вожатая

село Адышево, 2019 год

Информационная карта

1. Название социального проекта «ДИМСИТЕКА»

2. Команда, разработавшая и осуществляющая проект (название детского объединения) Структурное подразделение ДИМСИ/АДЫШЕВО

3. Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный тел. МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район,

с. Адышево, ул Советская, д11

4. ФИО старшей вожатой, контактная информация.

5. Целевая группа Обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы

6. Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проекта обусловлена:

Повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других младших школьников во время неорганизованных игр на переменах;

Недостаточной степенью коммуникации между разными классами начальной школы и ребятами из старшего звена;

Повышенной телефономанией – игры в интернете.

7. Цель и задачи проекта

Задачи проекта:

8. Краткая аннотация содержания проекта Подготовка и проведение командой СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО» подвижных игр во время перемен для обучающихся начальной школы

10. Социальные партнеры Учителя начальных классов, старшая вожатая, социальный педагог

11. Предполагаемая стоимость проекта 0 рублей

12. Георгафия проекта МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район, с. Адышево, ул Советская, д11

Актуальность проекта

Младший школьник, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижен.

Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены.

Поэтому, стремящиеся к движению ученики начальной школы особенно любят бегать на переменах, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму.

Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися начальных классов являются подвижные игры на переменах.

Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 70%, примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут.

Реализация проекта позволяет увеличить время двигательной активности учеников 1-4 классов на 50 минут в неделю, что составляет 25% от исходного уровня. При этом время двигательной активности в неделю составит 4 часа 25 минут.

Кроме того, организация свободного времени младших школьников позволит эмоционально разгрузить детей после урока, а некоторые игры и упражнения будут способствовать настрою на следующий урок.

И самое актуальное в настоящее время, являющееся панацеей детей всех возрастов, это «зомбирование» телефонами и компьютерными играми.

Благодаря организации игр во время перемен у учащихся младших и средних классов не останется время на игры в телефоне.

Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами будут участвовать в них.

Таким образом, повышается работоспособность как у младших школьников, так и у ребят старшего звена.

Реализация данного проекта командой активистов СП решает несколько задач:

Сплочения коллектива школы (налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями);

У детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы;

Воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой.

Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.

Цель проекта:

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

Научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Срок реализации проекта: сентябрь-май (2018 -2019 уч. г)

Инициаторами и организаторами проекта являются: Министр Культуры и активисты 7, 8, 9, 10 классов СП ДИМСИ/АДЫШЕВО

Критерии оценки:

1 Структура описания проекта

Краткая аннотация проекта (идея)

Партнеры проекта

Актуальность проекта

Цель проекта, задачи

География проекта

Целевая группа

Команда проекта (распределение обязанностей)

План реализации проекта

Бюджет проекта

Перспективы развития проекта

2 Подтверждение деятельности (фото, видео и др.)

3 Мониторинг (в любой форме)

Практическая значимость:

Улучшение игровой зоны на 1 этаже начальной школы – использование аудио и видео записей, транслирующийся с телевизора на стене в фойе;

Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников;

Смета проекта составляет 0 руб, т. к. в школе есть весь сопутствующий инвентарь (мячи, ракетки, веревки и кегли);

Тип проекта: социальный

План подготовки и реализации проекта «ДИМСИТЕКА»

Постановка проблемы. Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен

Тестирование младших школьников «Поведение детей на уроках» Анализ результатов теста (Тест и результаты см. Приложение № 1) 8 и 22 октября

Выявление разных симптомов, проявляющихся во время уроков, негативно влияющие на поведение детей

Проведение анкетирования школьников 1-4 классов

(см. Приложение № 2)

Выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах

Разработка методического обеспечения проекта (см. Приложение № 3)

(см. Приложение №4)

Обучение команды совета социального направления

Знакомство с методикой их проведения

(деление на «активные тройки»; выбор дней и игр)

(см. приложение №5)

Анализ полученных результатов.

Корректирование планов на будущее.

Ожидаемые результаты:

1. Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

Перспективы развития проекта:

Дальнейшее развитие проекта мы видим в реализации его социально–общественной функции:

Пополнение методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены» новыми играми и упражнениями;

Организация и проведение игр на переменах для младших школьников в следующем 2019-2020 уч. году;

Включение в проект учащихся среднего звена (5-7 классов, для передачи опыта и обучения.

К перспективам дальнейшего развития проекта относятся:

Проведение благотворительных концертов для разных слоев населения села Адышева (разучивание танцевальных движений на переменах можно использовать в подготовке танцевальных номеров);

Проведение специализированных мероприятий, ориентированных на подрастающее поколение (мастер - класс; игра-шоу; викторина/конкурс и т. п);

Фестивали детского творчества – подведение итогов.

Приложение № 1

Тест «Поведение детей на уроках»

источник: «Настольная книга школьного психолога 1-4 классы»

В тестировании приняли участие обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы. Всего было опрошено 48 человек.

Тестирование провели активисты ДИМСИ

Результаты теста:

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что благодаря реализации проекта «ДИМСИТЕКА» у младших школьников заметно снизились следующие показатели:

Симптомы До реализации проекта

Кол-во человек Во время реализации проекта Кол-во человек

Тревожность 28 20

Утомляемость 39 31

Отвлекаемость 45 41

Демонстративность 28 23

Двигательная активность 43 35

Проведенный опрос показал, что благодаря реализации социального проекта «ДИМСИТЕКА» у школьников 1 – 4 классов заметно снизились показатели по всем 5 пунктам, что говорит о достижении поставленных задач.

Благодаря занятости на переменах младшие школьники меньше балуются на уроках, утомляются и самое главное уменьшился показатель тревожности на уроках.

Приложение № 2

Анкета «Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах»

Анкетирование проводилось командой активистов СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО»

Всего в опросе участвовало 63 ученика 1-4 классов.

Анкета состояла из трех этапов:

1. этап - Детям задавался один вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься на перемене?»

А) играть,

Б) готовиться к следующему уроку,

е) рисовать

Результаты 1 этапа:

Во время анкетирования выяснилось:

А) Из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра – 90% из числа опрошенных.

Б) На втором месте – 20% высказались за подготовку к следующему уроку.

В) на третьем месте – 10% - любители спокойного общения.

А вот лидером дополнительного (своего) ответа, конечно был – поиграть в телефоне, но мы заблаговременно не внесли его в таблицу.

2. этап - Детям задавался вопрос «Какие игры вы предпочитаете на перемене?»

И предлагались варианты ответов:

А) подвижные,

Б) спокойные.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинство опрошенных - 97% отдали предпочтение подвижным играм, и только 15% - за спокойные игры.

3. этап - Детям был задан вопрос: «Игры на перемене. С кем тебе интересно играть?»

И предлагались варианты ответов:

А) с одноклассниками,

Б) с мальчиками/девочками,

В) с ребятами других классов.

Результаты 2 этапа:

В результате опроса выяснили, что большинству младших школьников интересно играть:

78% детей – с одноклассниками;

80% детей – с ребятами из других классов;

45% детей – с мальчиками или девочками.

Т. О. в результате проведенной анкеты мы получили результат:

90% опрошенных учащихся 1-4 классов Адышевской средней школы предпочитают на переменах играть, 97% выбрали – подвижные игры и 80% детей хотят играть с ребятами из разных классов.

Приложение № 3

Методическая копилка

«Подвижные игры для младших школьников во время перемены»

Отбор подвижных игр осуществлялся по следующим критериям:

возраст младших школьников (от 6 до 10 лет)

длительность перемены (15 мин.)

место проведения игр (рекреация 1-ого этажа)

Исходя из этих критериев и результата опроса школьников, мы провели более 25 различных подвижных игр в течение времени с 7 ноября по 28 ноября 2018 и с 16 января 2019 г по настоящий момент.

Предпочтения школьников выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали следующие игры:

"У медведя во бору"

Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит,

Он на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - "рычит", "медведь" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.

«Чай-чай – выручай!»

2-3 водящих догоняют остальных игроков и салят их. Засаленные останавливаются на том же месте и, расставив руки, и кричат: «Чай-чай – выручай!» Незасаленные игроки могут выручить их, коснувшись рукой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 незасаленных игроков на площадке. Они и становятся следующими водящими.

"Совушка"

Из числа играющих выделяется "совушка". Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка"-в гнезде.

По сигналу ведущего: "День наступает, все оживает!"-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.

После двух-трех выходов совушки" на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают "совушке" подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

"Кошки-мышки"

Участвуют две команды. Одна ("мышки") размещается на длинной стороне площадки. Другая - на середине площадки образует мышеловку:

Игроки стоят в трех шеренгах, взявшись за руки, лицом к "мышкам". Расстояние между шеренгами - 1-1,5 м. В коридорах между шеренгами - по одной "кошке". По первому сигналу самые смелые "мышки" пробегают на другую сторону площадки, пролезая под руки стоящих в шеренгах. "Кошки", бегая по своим коридорам, стараются поймать как можно больше "мышек". По второму сигналу стоящие в шеренгах отпускают руки, поворачиваются направо и снова берутся за руки. В образовавшиеся свободные проходы устремляются остальные "мышки". "Кошки", оказавшиеся в отрезанном коридоре, не имеют права ловить "мышек". Игра повторяется несколько раз. Отмечаются лучшие "кошки" и "мышки". Затем дети меняются ролями.

«Бездомный щенок»

Количество игроков - 7-9

Инвентарь: мел.

На полу рисуются круги. Участники игры, их на один больше, чем кругов. По хлопку старается занять место, один игрок остается без места. Он выбывает, один круг стирается. Выигрывает тот, кто останется последним.

«Цепи кованые»

Все игроки делятся на две команды, берутся за руки и расходятся двумя шеренгами к противоположным сторонам площадки. Команды по-очереди произносят:

Цепи кованые, разбейте нас!

Антоном.

Выбранный игрок разбегается и пытается разбить цепь противоположной команды в любом месте. Если он разбивает цепь, то уводит одного из разбитых «звеньев» с собой в свою команду, если не разбивает, то остается сам в этой команде. Команды играют по-очереди. Выигрывает та команда, в которой больше игроков, т. е. цепь длиннее.

Выбор младшими школьниками сюжетных игр объясняется тем, что они способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Это игры «Волки во рву», "Два мороза", "Совушка". В этих играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп. Это игры типа "Два мороза", «У медведя во бору». Игры, сопровождающиеся текстом, нравятся и старшим ребятам. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Приложение № 4

График проведения подвижных игр активистами ДИМСИ

Команда (10 чел., разработавшая и осуществляющая проект, представлена учащимися 7-10 классов, входящими в СП ДИМСИ/АДЫШЕВО.

Ребята разделились на 5 «активных двоек», каждая из которых проводила игры на третьей перемене 1 раз в неделю (всего 5 дней, кроме субботы).

Приложение № 5

Для детей

Участвуешь ли ты в играх на переменах? Да – 66%;

Иногда – 24%;

Нужны ли разминки на уроках? Да – 99%;

Иногда – 1%;

Иногда – щ%;

Что полезного для тебя от таких переменок? Отдохнул от уроков;

Нравится играть, общаться;

Научился новым играм;

Научился танцевать;

Перестал стесняться;

Подружился с ребятами из других классов

Для учителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Да – 73%;

Иногда (занят подготовкой к уроку) 27%

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 100%;

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети приходят отдохнувшие

С хорошим настроением

Заряд бодрости

Развивается память

Для родителей

Участвуете ли Вы в играх на переменах? Хотелось бы, но не могу – 88%

Нет, не буду – 12%

Нужны ли разминки на уроках? Да – 100%;

Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 89%;

Не знаю – 7%

Нет, пусть к уроку готовятся – 4%

Что полезного для Вас от таких переменок? Дети расслабляются

Отдыхают эмоционально

Больше узнают

Когда Вы учились в школе, у Вас были такие перемены? Да – 45%

Не помню – 55%

Аналитическая справка по реализации

социального проекта «ДИМСИТЕКА»

в Адышевской средней школе

Тип проекта: социальный

По длительности: краткосрочный.

По количеству участников: групповой (учащиеся 1-4 кл, активисты-волонтеры уч-ся 7-10 кл, педагоги, родители.

Проблема: неорганизованный отдых младших школьников на переменах.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

Провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;

Подготовить игры для детей, учитывая их интересы;

Научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;

научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно

Ожидаемые результаты:

Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;

2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;

4. Занятость младших школьников на переменах;

5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;

6. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.

Продукт проекта:

Банк «ДИМСИТЕКИ» - подборка игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

Раздаточный и игровой (дидакционный) материал для проведения игр.

В ходе реализации проекта «ДИМСИТЕКА» предполагаемые результаты были достигнуты:

мы собрали большую подборку игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.

реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые навыки поведения на переменах, а именно отдых в игровой форме.

создана предметно – развивающая среда: подобрана методическая и детская литература.

повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся поведения их детей во время перемен.

Показатели эффективности работы с детьми мы видим в следующем:

Учащиеся младших классов активно включаются в игровую деятельность.

Многие ребята нашли себе новых друзей в разных классах.

В результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности ими проблемой организации занятости детей во время перемен, вследствие чего они стали активными участниками проекта.

Таким образом, работа в рамках проекта, способствовала формированию близких и доверительных семейных отношений, дружбе и сплочению детей разного возраста.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Подвижные игры необходимы для полноценного физического и эмоционального развития школьников. Игры на перемене для начальных классов помогут детям отдохнуть после напряженных занятий, развить свое тело и стать более дисциплинированными.

Игры и развлечения на перемене в начальной школе: примеры подвижных игр

Игры на перемене в начальной школе благоприятно влияют на физиологические процессы в растущем организме, а также улучшают работу всех внутренних органов. Активность помогает детям повысить иммунитет, организм становится крепче и может более противостоять сезонным простудам и аллергиям. Подвижность позволяет ребенку вырасти сильными, уверенными в своих способностях ловкими людьми.

Подвижные игры на перемене для начальных классов – это своеобразные физкультурные нагрузки, только в интересной и понятной для них форме. Вместо наклонов, от которых быстро устает и не желает делать ребенок, ему можно предложить «собрать грибы» или «ловить мышей». Таким образом, ребенок будет наклонятся без усталости, развивая свои мышцы, формируя двигательные навыки.

Кроме благоприятного физического развития, подвижные игры влияют на эмоциональное состояние школьников. Психологи утверждают, что активная игра помогает избавиться от стресса, чувства тревоги, в свою очередь подвижные командные игры позволяют ребенку раскрепоститься, научится без страха познавать что-то новое, тренироваться.

С педагогической точки зрения, подвижные игры на перемене служат прекрасной разрядкой для детей. Очень часто именно самые активные дети проявляют хорошие способности к учебе. Но в тоже время, активные игры должны быть контролируемы классным руководителем. Ведь игра, включает себя определенные правила, узнавая их, школьники учатся себя дисциплинировать, подчинятся каким-то общепринятым нормам, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Дисциплинированность в дальнейшем помогает ученикам находить общий язык с другими людьми, подготавливает к взрослой жизни в цивилизованном обществе.

Также не стоит забывать, что игра может потребовать от ребенка инициативы, он жаждет узнать все новое, чтобы не отставать в своих знаниях. Во время игры в ненавязчивой форме, дети лучше всего осваивают многие понятия, а сочетание теории с практикой обеспечивается наилучший результат. Усваивая что-то новое, у школьника возникают свои идеи, которые он стремиться воплотить в жизнь. Кто-то из таких детей становится лидером, кто-то инициатором или светлой головой коллектива.

Игры на перемене в начальной школе можно проводить как в коридоре или в классе, если на улице дождливая погода или прохладно. Но полезнее всего, выходить с детьми на свежий воздух и там вдоволь набегаться, играя в свою любимую подвижную игру.

Примеры игр, представленные в этой статье, очень нравятся детям уже на протяжении многих лет, поэтому их смело можно применять на практике.

Игра «Сосед»

Дети становятся в широкий круг попарно, и только один ребенок остается без пары, сейчас он будет искать себе соседа. Для того чтобы рядом с ним оказался другой школьник, участник без пары должен просто назвать его имя, а другой, услышав, быстренько перебежать к нему. Но не все так просто, ведь сосед участника, которого вызывают, может успеть задержать своего партнера.

«Ручеек»

Еще одна прекрасная игра, которая сближает детей, помогает им избавиться от застенчивости. Дети по парно берутся за руки и становятся друг за другом, как в колону. Не расцепляя рук, школьники поднимают их вверх, и получается, как будто ручаек. В ходе игры последние участники пробегают ручаек и становятся наперед, следующие за ними и т.д. В итоге, те кто стояли первыми оказываются в конце, а последние выходят наперед. Таким образом пары могут меняться множество раз, по крайней мере, пока не закончится переменка.

«Котик и Мышка»

Ученики младшей школы очень любят игру «Котик и Мышка». Дети становятся в круг и берутся за руки. Внутри круга Мышка, за кругом Котик. Задание Кота – поймать Мышку, остальные дети поднимают и опускают руки, чтобы успела пробежать Мышка, и ее не подольше не поймал Котик.

«Платочек»

Дети садятся в круг, один из них – Вода держит в руках платочек, он не садится, а ходит по внешней стороне круга, думая кому бы его положить. Каждый из участников должен быть внимательным, ведь может именно ему достался платочек. Увидев его около себя, ребенок поднимается с места и бежит за Водой, а тот должен успеть сесть на его место.

Игра «15»

Игра для детей 3-4 классов, для которой понадобится мячик. Дети становятся кругом и начинают бросать мяч друг другу по часовой стрелке. Первый участник говорит «один», далее счет ведется молча. Как только счет доходит до 15, мячик нужно бросить в центр круга. Если участник забыл это сделать, то он сам садится в круг. В следующий раз, когда счет доходит до 15, его могут выбить из круга, и он снова в игре.

«Горячий пирожок»

Еще одна игра с мячиком. Дети становятся в круг и очень быстро перекидывают мячик друг другу. Если по чьей-то вине мяч падает, тот выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один победитель.

«Фанты»

Каждый ребенок находит для себя отдельный фантик (это может быть листик бумаги или любой природный материал). Все фантики перемешиваются и отдаются ведущему, который не знает, какой фант кому принадлежит. Ведущий смотрит на фант и придумывает задание (прочитать стишок, станцевать, попрыгать и т.д.). Затем каждый участник выполняет то, что назначено его фанту. Тот, кто справился с заданием лучше всех, становится ведущим.

Интеллектуальная игра «Стоп»

Все участники сидят на скамейке, один становится напротив в специально обозначенный круг. Этот участник – Ведущий, он задает остальным вопрос, ответом на которое должно быть определенное слово. Пример: Живет в лесу, любит орехи, 5 букв (белка). Когда Ведущий слышит правильный ответ, он убегает, а участник, который отгадал, становится на его место и кричит «Стоп». На этом игра не закончилась. Теперь, отгадавшему необходимо дойти до Ведущего. Для этого он должен предположить, сколько ему понадобится на это шагов. Если количество просчитано правильно, участник, который дал правильный ответ, может задавать свой вопрос, а экс-ведущий садится на скамейку и разгадывает вместе со всеми.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменках.

Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух. Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

Вора
- клоуна
- старой бабушки
- крадущейся кошки

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
- лапы

Или:
- ноги

Или:
-хвост

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.