Оценка физической работоспособности учащихся. Физическая работоспособность Как определить состояние физической работоспособности

Оценка физической работоспособности учащихся. Физическая работоспособность Как определить состояние физической работоспособности
Оценка физической работоспособности учащихся. Физическая работоспособность Как определить состояние физической работоспособности

Если человек способен выполнить всю заданную работу и при этом не понесёт ощутимых физиологических затрат, получив наивысшие результаты, его физическая работоспособность находится в норме. Её можно подразделить на специальную и общую. Последняя - это физическая работоспособность на уровне развития всех без исключения систем организма. Имеется в виду состояние пищеварительной, выделительной, максимального потребления кислорода и других систем, а также всех качеств организма на физическом уровне. Здесь огромное значение имеет уровень подготовленности: чем организм привычнее к нагрузкам, тем более легко удерживает уровень физической работоспособности. Это можно легко проследить по образу жизни спортсменов. Хотя в каждом виде спорта свои нагрузки и свои правила наблюдения за состоянием. А специальная физическая работоспособность - это непосредственно влияющие на результат уровень их развития и их физических качеств.

Усталость

Когда умственная и физическая работоспособность снижается, это говорит об утомлении, которое всегда приходит с ощущением усталости. Такова защитная реакция организма, которая спасает его от переутомления и истощения. Центральная нервная система утомляется при ускорении или учащении импульсов. Усталость бывает периферической, когда утомляются работающие мышцы от недостатка кислорода, от истощения ресурсов энергии или от засорения продуктами распада. Умственная и физическая работоспособность страдает и от неблагоприятных условий внешней среды. Это жара, холод, влажность или условия высокогорья. Утомление - процесс естественный, нормальное состояние организма. Повышение физической работоспособности наступает после непродолжительного отдыха.

Для спортсменов некоторая степень утомления практически всегда является целью каждой тренировки. А вот утомление от умственного труда характеризуется субъективными признаками усталости - это тяжесть в голове, разбитое состояние, вялость в движениях. Повышения физической работоспособности можно достичь, выполняя упражнения, которые уже освоены. Разучивание новых приведёт к ещё большей усталости, поскольку в этом процессе участвует кора головного мозга. Так не восстановится работоспособность. Физическая культура заставляет расти частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ударный объём сердца и потребление кислорода организмом. Лёгкая и умеренная мышечная работа, при которой нагрузка постоянна, увеличивает частоту сердечных сокращений и приводит их к постоянному уровню, то есть стационарному состоянию. В этом случае человек практически не утомляется много часов подряд. И нормализуется организм после такой работы быстро, стабилизируется частота сердечных сокращений. Удерживать на должном уровне работоспособность физическая культура поможет лучше любого другого средства.

Большие нагрузки

Если же работа тяжела, наступить не может, развивается утомление и снижение физической работоспособности. Это даже не слишком зависит от характера работы. Есть данные, что дирижёру симфонического оркестра в течение двухчасового концерта приходится тратить такое количество энергии, какое нужно грузчику, чтобы разгрузить в одиночку вагон угля лопатой. Это касается и физической работоспособности студентов, у них нагрузки часто бывают чрезмерными. Или другой пример: кассир большого супермаркета за смену переносит руками 1750 килограммов наших покупок, это почти две тонны! Естественно, после окончания такой работы восстановление длится не один час. Каждый человек обладает собственным пределом утомительной работы. Если в течение восьми часов работа признаков мышечного утомления не вызывает, эта работа лёгкая, ниже предела. Максимальная физическая работоспособность организма - выполнение работы с ограничением по времени.

Процесс, когда функции организма возвращаются к исходному состоянию после окончания работы, называется восстановлением. Постепенно усталость становится ниже, и восстановление физической работоспособности ускоряется. Работа, которая находится выше порога утомления, обязательно должна прерываться для отдыха. И для организма гораздо полезнее сделать много небольших перерывов, чем один или два длинных. Это потому, что даже состояние полного покоя не лишает сердечную мышцу тонуса, она сохраняет напряжение и эластичность долгое время. Мышечный тонус утомлением не сопровождается. Физическая работоспособность организма может повышаться, если человек занимается закаливанием, если проводятся физические процедуры, физиотерапия, акупунктура и другие разнообразные методы оздоровления. Также хорошо действуют в этом направлении и психологические средства - психотерапия, аутогенная тренировка, даже гипноз. Конечно же, повысить физическое развитие, физическую работоспособность можно с помощью специальных диет, БАДов, спортивного питания.

Выносливость

Средствами для повышения умственной и физической работоспособности может являться воздействие на организм педагогическими, психологическими или медико-биологическими методами. Оптимизируется работоспособность и методами воздействия морально-этического плана, психопрофилактикой и психотерапией, фармакологическими средствами, эмоциональным или эстетическим воздействием, общегигиеническими средствами, которые регулируют режимы отдыха и труда, и многим ещё. С активацией психоэмоционального состояния повышается и оценка физической работоспособности, выносливость.

Также расширяются границы возможностей с помощью веществ группы допингов-психоаналептиков: фенамина, первитина и тому подобных, собственно аналептиков, которые имеют выраженный, но не слишком долгий эффект. Поскольку они токсичны уже в средних дозах и при больших нагрузках истощают организм, что грозит инфарктом миокарда и сердечной недостаточностью, их применяют только в самых крайних случаях. Например, спецназ в трудных походах. Спортсмены тоже применяют их, но практика говорит о том, что это делать нельзя - запрещено Олимпийским комитетом.

Физические факторы, благотворно влияющие на здоровье и физическую работоспособность, просты и надёжны, экономичны и более других распространены. Это физические упражнения. Систематическая подготовка с их помощью значительно повышает устойчивость к смене температур, повышается тренированность организма и хорошо поддерживается работоспособность. Также гораздо лучше работают системы функций крови, повышаются бактерицидные свойства тканей и кожи за счёт защитных свойств лейкоцитов. Физкультурники болеют в три раза реже, чем остальное население. Но использование только физических упражнений без поддержки другими способами коррекции систем организма полностью проблему уровня физической работоспособности решить не может. Это подтверждается многочисленными исследованиями специалистов. Нужно закаливание и ультрафиолетовое облучение наряду с постоянными физическими упражнениями.

Фазы

Физиологи утверждают, что физическая работоспособность человека является переменной величиной, что связано с изменениями в физиологических и психических функциях организма, с характеристиками этого процесса. В любой своей деятельности высокой работоспособности можно достичь, если естественная периодичность суточного ритма совпадает с трудовым. Различают как минимум три фазы физической работоспособности. Влияние их смены во время рабочего времени огромно. Существует нарастающая работоспособность, или врабатывание в процесс. Физиологические функции перестраиваются от прежнего вида деятельности к деятельности производственной. Точных временных параметров здесь нет, всё зависит от индивидуальных особенностей организма и от характера труда. Фаза может занимать и пять минут, и полтора часа. Высокая устойчивая работоспособность характеризуется тем, что устанавливает в организме относительную стабильность, даже немного снижается напряжённость физиологических функций.

Такое состояние приводит к прекрасным трудовым показателям - увеличивается выработка, уменьшается брак, снижаются затраты рабочего времени для выполнения операций, сокращаются простои оборудования, исключаются ошибочные действия. Такое состояние зависит от степени тяжести работы, но минимум два с половиной часа эта фаза может продлиться. Очень часто - значительно дольше. Далее идёт накопление усталости, поэтому работоспособность начинает уменьшаться. Не только организма ухудшается, показатели трудовой деятельности изменяются тоже. Динамика работоспособности может быть изображена как кривая, вырастающая в первые часы, затем проходящая на высоком уровне ровно определённое время, затем (к обеденному перерыву) - убывающая. После перерыва фазы работоспособности обычно повторяются, причём врабатывается организм уже значительно быстрее, но устойчивая работоспособность уровень имеет чуть ниже и не так долго длится по сравнению с утренним временем. Так же и снижение работоспособности бывает чуть раньше и гораздо сильнее развивается, потому что утомление к концу рабочей смены более глубокое.

Рабочая неделя

Та же самая закономерность характерна и для динамики работоспособности в течение недели. Разное время суток по-разному влияет на организм, а потому и человек по-разному реагирует на нервно-психическую и физическую нагрузку. В суточном цикле наивысшим уровнем работоспособности отмечены часы утренние и дневные - от 8 до 12 и с 14 до 16. Вечером работоспособность естественным образом снижается, уходя на минимум ночью. За недельный период состояние человека тоже стабильной величиной не является, изменения обязательно происходят. С понедельника работоспособность увеличивается обычно постепенно, человек как бы входит в рабочий процесс. На третий день, в среду, достигается наивысший уровень, далее начинается постепенное снижение работоспособности, чтобы в пятницу резко упасть во второй половине дня.

В режимах труда и отдыха должны быть учтены все особенности изменений работоспособности. Благо, когда период наивысшей энергии совпадёт с рабочим временем, тогда человек может выполнить работу по макисмуму и минимально израсходовать свои энергетические запасы, да и утомление будет минимальным. Хотя само по себе утомление является физиологическим состоянием вполне обратимым. Главное - не доводить его до накопления, когда к началу следующего рабочего дня организм восстановиться не успевает. Тогда может случиться переутомление, а это гораздо более стойкое снижение физической работоспособности, которое грозит падением иммунитета и развитием самых разных заболеваний. Также именно утомление и переутомление чаще всего являются причинами производственного травматизма.

Нервная система

Базовые принципы работы нервной системы - процессы, проходящие через возбуждение, торможение, проведение и интеграцию, когда нейронами принимается и обрабатывается информация в виде сигналов, которую они и проводят по всем отросткам, взаимодействуя друг с другом. Такой сигнал, проходящий по отросткам нейронов, называется электрической активностью. Один из самых важных процессов - синаптическая передача, когда клетки обмениваются молекулами-посредниками, своеобразными медиаторами, действующими на активность рецепторов стимулирующе или угнетающе. Такая активность требует вложения большой энергии, которую на клеточном уровне можно раздобыть только посредством дыхания. Питательные вещества окисляются с помощью кислорода, который приносится в ткани с артериальной кровью. Далее происходят сложные процессы окисления, разложения, вывода получившихся продуктов обратно в кровь, и всё это гарантирует получение энергии.

Кроме дыхания, есть множество и других биохимических процессов. Нервная система работает не только на клеточном уровне. Участвуют и группы нейронов, и центры головного мозга, и ретикулярная формация, и эпифиз, и лимбическая система. Всё это влияет на кору головного мозга. А там есть структуры с характеристиками циклической активности, стимулирующие или подавляющие активность соседних и несоседних структур. Вот они и заставляют организм соблюдать циклы, в том числе и суточный. И для процессов восстановления работоспособности важнее их нет. Они дают организму возможность во время отдыха восполнить запасы макроэргических соединений, разнообразных питательных веществ, медиаторов, да и состава самой клетки. Образуются новые нейронные связи, и структурные изменения коснутся даже и самих нейронов.

О стимуляторах

Некоторые люди при крайней усталости применяют стимуляторы, если есть необходимость продолжения неоконченной работы. Часто этим методом пользуются и недобросовестные спортсмены. Нужно помнить, что с применением стимуляторов медленно уничтожаются сами нейроны. Человек просто сжигает свой энергии, даже принимая кофеин. Победить усталость и поддерживать физическую работоспособность можно гораздо более действенно и намного проще. Должен быть естественным и стабильным суточный режим, вот и всё. Именно это является самым эффективным средством сохранения работоспособности на должном уровне. Никакие медикаменты не потребуются. Тем не менее это средство не является популярным. Люди не любят постоянства и потому недооценивают режим суток. А если его нет, и таблетки будут помогать лишь определённое время. Организм привыкает и к ним.

Что же такое стабильный режим суток? Это не просто сон вовремя в течение восьми часов. Организм у каждого человека разный. Кому-то и шести хватает, другому и девяти часов мало. Главное здесь - естественность суточного режима. Для человека такая естественность состоит в том, чтобы проснуться утром, бодрствовать днём, отдыхать вечером и спать ночью. Деление людей на - миф. Когда "совы" привыкают к естественному циклу, у них значительно повышается и настроение, и продуктивность работы. Это проверено многими исследованиями. Есть люди, считающие, что ночью они работают продуктивнее. На самом деле у них просто сложился неестественный суточный цикл, и организм приспособился. Люди разные, даже температура тела у всех слегка отличается, разными являются и частота дыхания, и рисунок сердечного ритма. Однако у каждого из параметров есть норма. Поскольку нормальная температура тела человека - 36,6 градуса, так же точно и нормой суточного режима является "утренний" цикл.

Как нужно отдыхать

На нашей планете всё живое подчиняется суточному циклу, а сформировался этот ритм посредством циклического изменения освещения. Все знают, что даже мелатонин вырабатывается не постоянно, а в режиме. Около семидесяти процентов его секреции - ночь. Именно в темноте эпифиз увеличивает выработку мелатонина. Поэтому важный фактор в сохранении работоспособности - засыпать до полуночи, примерно в 23 часа. А просыпаться нужно примерно в 7.30. Можно сдвинуть эти метки на другое время - чуть-чуть пораньше или чуть-чуть попозже, но главное здесь - стабильность. Никакие "дедлайны", никакие мешать этому режиму не должны.

Есть интересная байка про дровосеков, устроивших соревнование. Один работал безостановочно и торопясь, а другой время от времени переставал работать. Когда второй останавливался, и первый дровосек слышал это, то радовался и принимался рубить ещё скорее. Как же он удивился, когда при подведении итогов оказалось, что отдыхающий дровосек выиграл с разгромным счётом! Как ему удалось нарубить в два раза больше с частым отдыхом, он в секрете не держал. Каждый час он останавливался и точил топор. Эта история ясно показывает, что любой аврал на работе будет побеждён, если топоры работников будут остры.

Во время отдыха идут важные процессы синтеза в организме человека, восстанавливаются запасы нейромедиаторов, энергетических соединений. Много всего малоизученного там происходит. И это случается только во сне. Просыпаться тоже необходимо правильно. Если удалось открыть глаза до того, как прозвенел будильник, досыпать уже не рекомендуется. Организм проснулся, и потому надо вставать. Главное - вовремя принять вертикальное положение, чтобы сонливость исчезла сразу же.

Здоровый сон

Засыпает здоровый организм легко и спит крепко. Если нет никаких патологий, то с привыканием к суточному режиму сон будет приходить быстро. В спальне не должно быть светло, душно или жарко. И всегда необходимо бороться с насморком, именно из-за него человек чаще всего не отдыхает, поскольку просыпается ночью десять и более раз. Утром состояние разбитое, а от чего - человек не понимает, поскольку не помнит, что просыпался.

Тем не менее снотворные использовать не рекомендуется, потому что их действие основано на том, чтобы угнетать нервную систему, причём с нехорошими побочными эффектами. При перестройке организма на "утренний" ритм специалисты иногда советуют принимать "Мелаксен". Это тот же мелатонин, который вырабатывается эпифизом. И то - не более недели, минут за пятнадцать до того, как лечь спать. Запивать водой, как и любые другие лекарства, нужно обязательно. Также перед сном рекомендуют принимать "Глицин", рассасывая таблетку под языком. Но помните, что любые препараты можно пить только после консультации с врачом.

Гиподинамия

Многие люди страдают от гиподинамии, поскольку дефицит движения на сегодняшний день принимает огромные масштабы. Особенно городские жители и более всего - работники сферы IT страдают от этого. Здесь только одна рекомендация - физкультура. Можно совершать утреннюю пробежку, можно использовать велосипед для пути на работу. Для многих это хороший выход - не стоять в пробках, не толкаться в метро, полном неприятных запахов.

И не нужно тратить дополнительное время на фитнес-центр, поскольку норма упражнений уже утром будет выполнена. Выезжать лучше пораньше и не выбирать короткую дорогу. Во-первых, это безопасно, во-вторых - воздух свежее. Утром можно не завтракать, а после велопрогулки аппетит явно улучшится, да и пища будет усваиваться лучше. То, что прибавится бодрости - без сомнений. Если же велосипед недоступен - можно несколько остановок перед работой просто пройти пешком. Это всё отлично влияет на поддержание физической работоспособности на должном уровне.

Из числа студентов выбираются испытуемые разной спортивной специализации и тренированности. Сформированные группы студентов контролируют выполнение теста и работают с секундомерами.

Тест выполняется из положения упора присев. По команде испытуемый встает и выполняет хлопок над головой. Затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). Необходимо следить, чтобы учащиеся полностью выпрямляли туловище, ноги в коленях и не делали подскоков. По окончании экспресс-теста подсчитывается ЧСС за 1 минуту. Данные фиксируют в таблице 36.

Уровень физической работоспособности по показателю комплексной оценки (КО) определяется отношением ЧСС к количеству приседаний:

КО = ЧССуд/мин / КП , где

КО – комплексная оценка уровня физической работоспособности;

ЧСС – частота сердечных сокращений за 1 минуту;

КП – количество приседаний.

Для характеристики уровня физической работоспособности по показателю комплексной оценки (КО) пользуются таблицей 29

Таблица 29 – Нормативы оценок показателя экспресс – теста

Из таблицы видно, что чем ниже значение КО, тем выше физическая работоспособность.

Таблица 30 – Показатели комплексной оценки физической работоспособности

№ п/п Ф.И.О. КП ЧСС КО Уровень физической работоспособности

Полученные данные заносятся в протокол занятия, и на основе анализа результатов исследования оформляется вывод. В выводе отразить уровень физической работоспособности каждого испытуемого.

Лабораторное занятие

Величина максимального потребления кислорода (МПК) зависит главным образом от развития систем дыхания и кровообращения, поэтому Всемирной организацией здравоохранения МПК признано наиболее объективным и информативным показателем функционального состояния кардиореспираторной системы.

Поскольку кислород – основной источник энергии при мышечной работе, то по величине МПК судят о физической работоспособности человека. Величина МПК изменяется с возрастом и неодинакова у лиц разного пола. Наиболее объективным показателем работоспособности человека является величина относительного МПК (мл/мин/кг). Для ее определения делят величину МПК, полученную в эксперименте, на массу тела испытуемого.

Максимальные аэробные возможности организма школьников увеличиваются с возрастом и достигают наибольших величин к 15-18 годам. Относительные величины МПК (мл/мин/кг) у детей очень высоки, близки к показателям нетренированных взрослых лиц (таблица 31).

Таблица 31 –Возрастная динамика относительных величин максимального потребления кислорода (по А.А. Гуминскому, 1986)

В настоящее время в связи с гиподинамией наблюдается снижение показателей МПК, что свидетельствует об ухудшении состояния кардиореспираторной системы. Международная биологическая программа рекомендует систематически изучать этот показатель у людей разного возраста, пола и профессии. В научном эксперименте МПК определяют у испытуемого, выполняющего предельную работу на велоэргометре. Такое определение МПК представляет значительные трудности: оно требует специальной аппаратуры, большого навыка эксперимента и главное – предельного мышечного напряжения.

В последние годы разработаны методы косвенного расчета МПК по величине мощности работы и частоте сердечных сокращений. Эти два показателя определяют при физической нагрузке, получившей название «степ-тест» (восхождение на ступеньку высотой 40 см и спуск с нее). Эта физическая работа осуществляется строго по правилам. Восхождение и спуск осуществляется на 4 счета: 1 – левая нога на ступеньке; 2 – приставить правую ногу и стать на ступеньку; 3 – левая нога на полу; 4 – приставить правую (исходная стойка). Эти движения составляют один цикл. Во время работы следует не менее двух раз поменять опорную ногу.

Каждый испытуемый выполняет движения с разной скоростью, что связано с его физическим развитием и состоянием кардиореспираторной системы, поэтому количество циклов, выполняющихся в минуту, значительно колеблется (от 18 до 30). Для достижения устойчивого состояния частоты сердечных сокращений (ЧСС) в ответ на мышечную нагрузку рекомендуется выполнять работу в течение 5 мин. Наиболее точные объективные результаты определения мощности работы находятся в пределах 135-155 уд/мин.

На 5-й мин работы подсчитывают точно количество циклов в минуту и сразу по окончании работы (после последнего спуска со ступеньки) пальпаторно или с помощью фонендоскопа определяют ЧСС в течение первых 10 с восстановительного периода.

Зная массу тела испытуемого, высоту ступеньки и количество циклов в минуту, рассчитывают мощность работы по формуле:

W = P × Н × 1,5 × п,

где W – мощность работы; Р – масса тела испытуемого; Н – высота ступеньки; п – количество циклов; 1,5 – коэффициент подъема и спуска (1 – оценивает работу на подъем, 0,5 – на спуск, таблица 32),

Таблица 32 –Коэффициент подъема и спуска для детей

Если, например, масса тела испытуемого 20-летнего возраста 70 кг, высота ступеньки 0,4 м (40 см) и он совершил 20 восхождений и спусков (циклов) в минуту, то мощность выполняемой им работы окажется равной:

70 кг × 0,4 м × 20 восхождений × 1,5 = 840 кгм/мин.

Пульс, подсчитанный в течение 10 с восстановления, был равен 24 уд/мин, следовательно, ЧСС = 24 × 6 = 144уд./мин.

Определить величину МПК у детей школьного возраста наиболее удобно и достаточно точно можно методом фон Добельна (1967), который учитывает мощность работы в степ-тесте (кгм/мин), пульс в устойчивом состоянии на 5-й мин работы и возраст испытуемого.

где W – мощность работы (кгм/кг); Н – пульс на 5-й мин (уд/мин); е – основание натурального логарифма; Т – возраст испытуемого.

Высота ступеньки в зависимости от возраста ребенка должна быть меньше, чем у взрослого. Для ускорения расчетов приводим значения члена уравнения е – 0,00884 × Т для соответствующего возраста (коэффициент К – таблица 33, поправку в формулу при тестировании детей – таблица 34).

Таблица 33 – Возрастной коэффициент

Таблица 34 – Поправка в формулу Фон Добельна при тестировании детей школьного возраста

МПК в примере будет равно:

Цель работы: 1) познакомиться с методикой косвенного расчета максимального потребления кислорода; 2) определить максимальное потребление кислорода у юношей старших классов.

Материалы и оборудование: Для проведения работы необходимы: ступенька высотой 40 см, секундомеры, тонометры, фонендоскоп, метроном.

Ход работы

Методика определения и оценка величины максимального потребления кислорода у школьников

Испытуемый по сигналу экспериментатора поднимается и начинает работу (восхождение на ступеньку и спуск). Работа осуществляется со скоростью 20 циклов в минуту (метроном устанавливается на 80 уд/мин). Время работы контролируется по секундомеру.

В конце 3-й мин экспериментатор останавливает испытуемого на 10-й с и подсчитывает его пульс. Если он окажется ниже 130 уд/мин, то темп работы необходимо увеличить на 4-5 циклов в минуту. Если же пульс выше 150 уд/мин, количество циклов следует уменьшить.

После соответствующей корректировки темпа работа в степ-тесте продолжается. На 5-й мин точно подсчитывается количество циклов и после последнего шага (спуска со ступеньки) в течение 10 с определяется пульс.

Следует следить за тем, чтобы в процессе эксперимента испытуемый совершал строго вертикальный спуск (не оттягивал ногу далеко назад) и не менее двух раз менял опорную ногу для подъема.

После завершения работы вышеуказанные физиологические показатели фиксируются в таблице в течение 5 мин восстановительного периода.

Таблица 35 – Физиологические показатели работы

Показатели Покой Восстановительный период
ЧСС
СД
ДД
ПД
СОК
МОК
ЧД
ЖЕЛ
МВЛ

Результаты работы: Для анализа полученных результатов, учитывая особенности растущего организма, следует рассчитать мощность работы по формуле Фон Добельна и определить величину МПК с поправкой для данного возраста.

Полученные данные заносятся в протокол занятия, и на основе анализа результатов исследования оформляется вывод о физиологических сдвигах, происходящих в организме у юношей старших классов.

Методика проведения работы с детьми 1-3-го класса. Высота ступеньки регулируется так, чтобы угол коленного сустава был прямым или чуть больше 90º. Для детей 1-го класса среднего физического развития высота ступеньки составляет 25 см; 3-го класса – 28 см. Измерить ЧСС в покое (сидя).

Первая нагрузка пробы состоит из 16 циклов в минуту (метроном устанавливают на 64 уд/мин). Продолжительность работы 3 мин.

Не останавливаясь, ребенок сразу переходит на работу в более частом ритме: 25 уд/мин (метроном устанавливают на 100 уд/мин) в течение 2 мин. После окончания второй нагрузки необходимо моментально приложить фонендоскоп к области толчка сердца и определить ЧСС за 5 с, полученный результат умножить на 12 (за 1 мин). По окончании пробы ребенка нужно посадить. Величины исследуемых параметров измерить к концу 1-й, 3-й и 5-й мин восстановительного периода. Рассчитать мощность работы по формуле и рассчитать МПК для взятого возраста. Полученные данные занести в протокол (таблица 36).

Особенность адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы школьников выявляет дополнительная физическая нагрузка. Реакция ЧСС на нее, по данным П.А. Филеши и Т.В. Пачевой, может быть сведена к четырем типам.

I тип – быстрый подъем и возвращение к исходному уровню через5 мин после нагрузки. Это благоприятный тип, показывает оптимальный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы.

II тип – после подъема ЧСС наблюдается снижение, к концу 5-й мин ЧСС остается выше исходного;

III тип – нарастание ЧСС, после чего волнообразное снижение не восстанавливается к концу 5-й мин;

IV тип – подъем ЧСС после нагрузки, затем снижение ниже исходного к концу 5-й мин (восстановление через отрицательную фазу). Это благоприятный тип, наблюдается при преобладании блуждающего нерва.

II и III типы – неблагоприятные, свидетельствующие о дискоор-динации регуляции, неэкономичной работе сердца, недостаточном приспособлении к нагрузке.

Таблица 36 –Изменение частоты сердечных сокращений у школьников в ответ на физическую нагрузку

Фамилия Возраст, лет ЧСС, уд/мин
покой После нагрузки восстановление
1 мин 3 мин 5мин
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
М (ср. арифметическое)
δ (ср. квадр. отклонение)
m (ср. ошибка ср. ариф.)

В школьный период развитие процессов аэробной энергопродукции наблюдается в подростковом возрасте. Бурное увеличение мышечной массы, преобладание в мышцах медленных волокон окислительного типа, нарастание в мышцах количества митохондрий, повышение активности окислительных ферментов, улучшение утилизации приносимого кровью кислорода, а также совершенствование механизмов регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем – все это приводит к повышению аэробных возможностей организма и величины МПК. В препубертатном периоде и во II стадии полового созревания (у девочек в 12-13 лет, у мальчиков – в 13-14 лет) наблюдается их резкое увеличение. На этой стадии прирост МПК (л/мин) у мальчиков составляет примерно 28 %, у девочек – 17 %. У юных спортсменов прирост МПК еще больше. Максимальных значений абсолютные величины МПК достигают в возрасте 15-18 лет.

Примерные тематики рефератов

1 Динамика физической работоспособности (PWC 170) и МПК в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов избранной специализации.

2 Динамика ЧСС в покое и после специальной нагрузки у спортсменов в выбранной специализации в недельном и месячном циклах тренировочного процесса.

3 Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

4 Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов выбранной специализации.

5 Сравнительная характеристика функционального состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов различных специализаций и квалификации по данным миотонометрии.

6 Характеристика показателей внешнего дыхания (ЧД, время произвольной задержки дыхания) в покое и после работы различной мощности.

7 ЧСС и АД при работе в разной мощности мощности.

8 Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реакций АД и ЧСС в зависимости от значимости соревнований.

9 Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реакции ЧД и времени произвольной задержки дыхания в зависимости от значимости соревнований.

10 АД и ЧСС в предстартовом состоянии в зависимости от вида разминки.

11 Влияние дозированных физических нагрузок па степень насыщения артериальной крови кислородом (оксигемометрия).

12 Изменение некоторых гемодинамических констант (ЧСС, АД, УОК, МОК) при выполнении стандартной физической нагрузки (степ-тест).

13 Некоторые константы вегетативной нервной системы как показатели тренированности организма (орто-, клиностатическая пробы, вегетативный индекс Кердо).

14 Адаптивные изменения некоторых функциональных показателей органов дыхания при физических нагрузках (ЖЕЛ, МОД, пробы Штанге и Генча).

15 Психофизиологическая диагностика в спортивном отборе.

16 Оценка функционального состояния ЦНС у спортсменов.

17 Оценка состояния регулирования сердечного ритма по данным вариационной пульсометрии.

18 Влияние соревновательных нагрузок на характер регулирования сердечного ритма.

19 Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям кистевой динамометрии, миотонометрии, теппинг-теста) у представителей выбранной специализации в годичном цикле тренировочного процесса.

20 Сравнительная характеристика двигательных способностей у представителей выбранной специализации по времени двигательной реакции.

21 Динамика ЧСС у представителей выбранной специализации на стандартную специальную нагрузку в отдельные периоды годичного цикла тренировки.

22 Изменение частоты дыхания в микроцикле в зависимости от объема тренировочных нагрузок.

23 Динамика реакции на движущийся объект в зависимости от мощности выполненной нагрузки.

24 Психофизиологические особенности спортсменов в избранном виде спорта.

25 Значение индивидуально-типологических особенностей для выбора стиля соревновательной деятельности спортсмена.

26 Влияние индивидуальных биоритмов на работоспособность спортсмена в избранном виде спорта.

27 Определение энерготрат при выполнении конкретных упражнений в избранном виде спорта.

28 Энергетическая, пульсовая и эмоциональная стоимость работы у спортсменов разных специализаций.

29 Определение уровня общей работоспособности у спортсменов разных специализаций.


Примерный перечень вопросов к экзамену

1 Спортивная физиология как научная и учебная дисциплина. Цели, задачи, методы исследования.

2 Динамика функций организма при адаптации и ее стадии.

3 Срочная и долговременная адаптация.

4 Функциональные системы адаптации.

5 Понятия о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация.

6 Современная физиологическая классификация физических упражнений.

7 Особенности протекания физиологических процессов при циклической работе максимальной мощности.

8 Особенности протекания физиологических процессов при циклической работе субмаксимальной мощности.

9 Особенности протекания физиологических процессов при циклической работе большой мощности.

10 Особенности протекания физиологических процессов при циклической работе умеренной мощности.

11 Особенности протекания физиологических процессов при ациклической работе (собственно-силовые, скоростно-силовые, прицельные).

12 Особенности протекания физиологических процессов при выполнении ситуационных упражнений.

13 Роль эмоций при стартовой деятельности.

14 Предстартовые реакции, изменения функционального состояния различных систем.

15 Разминка и ее значение для заблаговременного приспособления организма к предстоящей основной мышечной работе.

16 Процесс врабатывания, постепенная мобилизация физиологических функций, повышение работоспособности.

17 Изменение функционального состояния организма при «мертвой точке» и «втором дыхании».

18 Характеристика устойчивого состояния.

19 Физиологические механизмы возникновения утомления.

20 Физиологическая локализация утомления.

21 Особенности утомления при различных видах физических нагрузок.

22 Предутомление, хроническое утомление и переутомление.

23 Физиологическая характеристика процессов восстановления.

24 Закономерности процессов восстановления.

25 Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления. Активный отдых.

26 Физиологическое обоснование применения средств эргогенных средств, ускоряющих процессы восстановления

27 Эрголитические средства, их влияние на восстановление и спортивную работоспособность.

28 Гормональные средства, их влияние на восстановления и повышение физической работоспособности.

29 Наследственное влияние на морфофункциональные особенности и физические качества.

30 Физиологические механизмы развития силы, феномен Лингарда-Верещагина.

31 Физиологические механизмы развития быстроты

32 Физиологические механизмы развития выносливости

33 Двигательный навык как сложный комплекс условных двигательных рефлексов.

34 Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательного навыка.

35 Стереотипность и изменчивость двигательного навыка.

36 Стадии формирования двигательного навыка.

37 Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.

38 Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике.

39 Физиологические показатели тренированности.

40 Физиологические основы развития тренированности.

41 Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.

42 Влияние повышенной температуры и влажности на спортивную работоспособность.

43 Тепловая адаптация и питьевой режим.

44 Влияние пониженной температуры и влажности на спортивную работоспособность.

45 Влияние пониженного барометрического давления на спортивную работоспособность.

46 Влияние повышенного барометрического давления на спортивную работоспособность.

47 Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий.

48 Эффекты тренировки, пороговые тренирующие нагрузки.

49 Специфичность и обратимость тренировочных эффектов, тренируемость.

50 Физиологические изменения в организме при плавании.

51 Морфофункциональные особенности женского организма.

52 Изменение функций женского организма в процессе тренировок.

53 Влияние биологического цикла на работоспособность женщин.

54 Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека.

55 Понятия гиподинамии и гипокинезия. Влияние на функции организма недостаточной двигательной активности.

56 Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека.

57 Физиологические особенности урока физической культуры, обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.

58 Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников.

59 Возрастные особенности и динамика состояния организма при спортивной деятельности.

60 Реакция тренированного и нетренированного организма на стандартные и предельные нагрузки.


Приложение 1

ДОЛЖНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ НЕКОТОРЫХ

Фитнес-спорт: учебник для студентов Шипилина Инесса Александровна

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами. Работоспособность подразделяют на общую и специальную.

Общая физическая работоспособность это – уровень развития всех систем организма (МПК, пищеварительной и выделительной систем), всех физических качеств. Чем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень подготовленности, тем легче ему удержать уровень работоспособности.

Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.

Утомление – это временное снижение работоспособности, которое сопровождается субъективным ощущением усталости и является защитной реакцией организма, спасая его от истощения и переутомления. Утомление центральной нервной системы возникает, когда ускоряются или учащаются импульсы. Периферическое утомление работающих мышц происходит по трем причинам:

1) недостаток кислорода;

2) засорение продуктами распада;

3) истощение энергетических ресурсов.

Мышечное утомление – это такое состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена. Понижение работоспособности является главным внешним проявлением этого состояния, его основным объективным признаком. Однако работоспособность может снижаться не только при утомлении, но и во время тренировки в неблагоприятных условиях внешней среды (высокой температуре и влажности воздуха, в условиях высокогорья). Утомление является естественным физиологическим процессом, нормальным состоянием организма. Для результативной тренировки необходимо, чтобы при выполнении каждого упражнения была достигнута определенная степень утомления. Утомление характеризуется субъективным признаком – усталостью (тяжестью в голове, конечностях, разбитостью состояния). Утомление – это биологически защитная реакция организма, направленная против истощения функционального потенциала центральной нервной системы. Разучивание упражнений приводит к быстрому утомлению, поскольку оно совершается исключительно под управлением коры головного мозга.

Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

Физическая готовность Ещё один случай, который касается каратэ и о котором мне хотелось бы рассказать, произошел в порту Наха, главном порту префектуры Окинава, к сожалению, глубина моря в порту была такой малой, что большие суда не могли подойти к причалу. Они должны были

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

9.1. Физическая работоспособность и тренировочная нагрузка На протяжении многих десятков лет мы являемся свидетелями значительного роста спортивных достижений тяжелоатлетов молодого возраста. Так, в настоящее время мало кого удивляет тот факт, что тяжелоатлеты

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Занятия дзюдо оказывают положительное влияние на рост и развитие организма, а также существенно повышают физическую подготовленность занимающихся. В исследованиях К. В. Чедова (2006) установлено, что дзюдоисты 10–12 лет опережают подростков,

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Физическая подготовка 1. Общая: бег, гибкость.2. Специальная: бокс, удары ногами, борьба.3. Силовая: упражнения с отягощениями, специальные

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

14.5. Вспомогательные гигиенические мероприятия, повышающие работоспособность тхэквондиста Вспомогательные гигиенические мероприятия, направленные на повышение работоспособности тхэквондистов и быстрейшее восстановление, – это гидропроцедуры, различные виды

Из книги Введение в школу боевого карате автора Кочергин Андрей

Специальная физическая подготовка Особенности специальной физической подготовки вытекают из тактики рода деятельности обучаемых, и, как правило, в каждом подразделении есть неплохие наработки в этой области. Инструктор в процессе уяснения обязан выявить эти наработки

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Глава 6 Физическая подготовка Физической подготовке в профессиональном боксе уделяется очень много внимания. Она считается базовой для достижения высоких спортивных результатов. Без хорошей физподготовки в бою невозможно эффективно и длительно использовать

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Физическая подготовка Прежде чем назвать упражнения и методики работы, полезные для физической подготовки подводника, необходимо определить направление, в котором должна развиваться персональная программа тренировок, направленная на улучшение подводных навыков.В

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Специальная физическая подготовка Изучение и совершенствование техники упражнений пауэрлифтинга (изучение)Для всех учебных групп по физическим возможностям:ПРИСЕДАНИЕ. Действия спортсмена до съёма штанги со стоек. Съём штанги со стоек. Положение спины и расстановка

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Глава 5. Физическая подготовка

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Физическая подготовка

Из книги Йога. Для тех, у кого «нет времени». Минимум усилий, максимум результата! автора Левшинов Андрей Алексеевич

Комплекс упражнений для утра, чтобы в течение всего дня сохранять бодрость и высокую работоспособность Обратите внимание, на какой кровати вы спите? Многие предпочитают мягкие матрасы. А то, что каждое пробуждение сопровождается болями в отлежанных за ночь ребрах и

Из книги Сожги ненавистные килограммы. Как эффективно похудеть при минимуме усилий автора Синельникова А. А.

Глава 5 Физическая активность Самое значительное влияние на скорость метаболизма оказывает физическая нагрузка. Обмен веществ при интенсивной нагрузке может превышать основной обмен в 10 раз, а в очень короткие периоды (как при плавании)?-?даже в 100 раз. Поэтому если ваша

Из книги Физическая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков и способностей (быстрота, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость). Проводиться специальная подготовка может как на

Из книги Хоккей: подготовка вратаря автора Мельников Илья Валерьевич

Физическая подготовка вратаря Физическая тренировка и программа Она такая же как и у хоккейных игроков, но учитывая специфику работы вратаря, может быть сделан дополнительный акцент на воспитании следующих качеств: 1. быстроты реакций на движущийся объект; 2. быстроты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема. Методы определения физической работоспособности

  • Введение
    • 1. Основные критерии здоровья
    • 2. Определение физической работоспособности
    • 3. Определение физической работоспособности по показателю pwc 170
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Под физической работоспособностью понимают потенциальную способность человека проявлять максимум физического усилия в статистической, динамической или смешанной работе. Физическая работоспособность зависит от морфологического и функционального состояния разных систем организма.

Различают эргометрические и физиологические показатели физической работоспособности. Для оценки работоспособности при двигательном тестировании обычно используется совокупность этих показателей, то есть результат проделанной работы и уровень адаптации организма к данной нагрузке. физический работоспособность кислород спорт

Из сказанного видно, что "физическая работоспособность" - понятие комплексное, и его можно охарактеризовать рядом факторов. К ним относятся телосложение и антропометрические показатели; мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем; сила и выносливость мышц, нейромышечная координация (в частности, она проявляется как физическое качество - ловкость); состояние опорно-двигательного аппарата (в частности - гибкость).

Уровень развития отдельных компонентов физической работоспособности у разных людей различен. Он зависит от наследственности и внешних условий - профессии, характера физической активности и вида спорта.

В более узком смысле физическая работоспособность - это функциональное состояние кардиореспираторной системы. Такой подход оправдан двумя практическими аспектами. В повседневной жизни интенсивность физической нагрузки невысокая, и она имеет аэробный характер, поэтому обученную работу лимитирует именно система транспорта кислорода.

1. Основные критерии здоровья

Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г. Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций.

По B. И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом. Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности. Такое понятие биологической сущности здоровья полностью соответствует нашим представлениям об аэробной производительности, которая является физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности (их величина детерминирована функциональными резервами основных систем жизнеобеспечения-кровообращения и дыхания).

Таким образом, основным критерием здоровья следует считать величину МПК данного индивида. Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем “количества” здоровья.

Помимо МПК важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (ПАНО), который отражает эффективность аэробного процесса. ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты. При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО.

Величина МПК характеризует мощность аэробного процесса, т. е. количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Она зависит в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.

Ёмкость крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином) в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18 до 25 мл. В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6-12 мл кислорода (на 100 мл крови). Это означает, что высококвалифицированные спортсмены при напряженной работе могут потреблять до 15-18 мл кислорода из каждых 100 мл крови. Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов и лыжников минутный объем крови может возрастать до 30-35 л/мин, то указанное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0-6,0 л/мин-это и есть величина МПК. Таким, наиболее важным фактором, определяющим и лимитирующим величину максимальной аэробной производительности, является кислородтранспортная функция крови, которая зависит от кислородной емкости крови, а также сократительной и “насосной” функции сердца, определяющей эффективность кровообращения. Не менее важную роль играют и сами “потребители” кислорода - работающие скелетные мышцы.

По своей структуре и функциональным возможностям различают два типа мышечных волокон - быстрые и медленные. Быстрые (белые) мышечные волокна-это толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость. В быстрых волокнах преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения. Медленные (красные) волокна приспособлены к длительной малонотенсивной работе - за счет большого числа кровеносных капилляров, содержания миоглобина (мышечного гемоглобина) и большей активности окислительных ферментов.

Это окислительные мышечные клетки, энергообеспечение которых осуществляется аэробным путем (за счет потребления кислорода). Поскольку состав мышечных волокон в основном генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70-80 % состоят из медленных окислительных волокон и только на 20-30%-из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное. Еще одна составляющая аэробной производительности организма-запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т. е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному. Это так называемое время удержания МПК. Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляют около 1,4 %, а у мастеров спорта - 2,2 %. Они могут увеличиваться под влиянием тренировки на выносливость от 200 до 300-400 г, что эквивалентно 1200-1600 ккал энергии (1 г углеводов при окислении дает 4,1 ккал). Максимальные значения аэробной мощности (МНЮ отмечены у бегунов на длинные дистанции и лыжников, а емкости - у марафонцев и велосипедистов - шоссейников, т. е. в таких видах спорта, которые требуют максимальной продолжительности мышечной деятельности.

2. Определение физической работоспособности

Результат в спортивном ориентировании зависит от уровня физической и умственной работоспособности. В свою очередь и умственная и физическая работоспособность изначально зависят от работоспособности 220 миллиардов клеток - элементарных живых единиц, собранных в систему под названием «организм человека». Работоспособность любой клетки зависит от энергии, выделяемой при реакции биологического окисления в митохондриях клеток. Именно углеводы и кислород, накопившие в процессе образования и в результате фотосинтеза солнечную энергию, являются основным источником энергии живых организмов на земле.

Основным критерием физического здоровья человека следует считать возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии и эффективнее её расходовать, тем выше уровень физического здоровья человека. Связь между аэробными возможностями организма и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером (1970). Он доказал, что люди, имеющие уровень МПК (максимальное потребление кислорода) 42 мл/мин/кг и выше (мужчины), 35 мл/мин/кг и выше (женщины), не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Эти цифры означают безопасный уровень соматического здоровья человека.

Если вопросы поставки углеводов клеткам обусловлено полноценным питанием, то потребление кислорода необходимо постоянно тренировать и поддерживать на должном уровне. Занятия спортивным ориентированием являются одним из наиболее эффективных средств тренировки потребления кислорода, наряду с такими видами спорта как лыжные гонки и бег на длинные дистанции.

Оценка возможности потребления кислорода имеет основополагающее значение для решения задач управления учебно-тренировочным процессом в спортивном ориентировании, как в подготовке квалифицированных спортсменов, так и для занимающихся этим видом спорта в оздоровительных целях.

Физическая работоспособность - чувствительный показатель общего состояния организма и его устойчивости к различным неблагоприятным факторам, нарушающим гомеосостав и вызывающим рассогласование функций центральной нервной системы.

В программе, предложенной Международным комитетом по стандартизации тестов функционального состояния, определение физической работоспособности человека включает четыре раздела: проведение медицинского осмотра, оценку физического развития, изучение реакции разных систем организма на физическую нагрузку и способности к выполнению комплекса физических нагрузок.

В зависимости от времени регистрации физиологических и эргометрических показателей их можно рассматривать как рабочие и послерабочие. В первом случае физиологические показатели измеряют непосредственно во время выполнения физической нагрузки, во втором - в период отдыха после выполнения работы, в так называемый восстановительный период.

Сопоставление изменений, наблюдаемых в физиологических и эргометрических показателях в покое до физической нагрузки, во время ее выполнения в периоде отдыха, позволяет получить представление о характере функционального состояния организма.

При оценке физической работоспособности в стандартных условиях применяют следующие виды физических нагрузок: непрерывную, равномерной интенсивности; ступенчато повышающуюся с интервалом отдыха; непрерывную, равномерно повышающейся мощности.

Тестирование физической рабтоспособности проводят на специальных приборах, позволяющих точно измерять и дозировать физическую нагрузку. Для этого применяют валоэгрометры, бегущую дорожку или тредбан, ручной эргометр, ступеньку или степэргометр.

В последние годы находят широкое распространение контрольно-измерительные или диагностические комплексы: плавательный тедбан для пловцов, гребные эргометры для гребцов, инерционные валоэргометры для велогонщиков и др. Это позволяет более точно устанавливать реакцию организма на тренировочную нагрузку в конкретном виде спорта.

Наиболее простым и достаточно точным способом дозирования нагрузок является степэргометрия. В основу этого вида работы взято модифицированное восхождение по лестнице, позволяющее выполнить нагрузку в лабораторных условиях при минимальном перемещении обследуемого - он в определенном темпе ритмически подымается и опускается по маленькой лестнице.

Используют одно-, двух, трехступенчатые и более высокие лестницы, отличающиеся и по высоте отдельных ступенек. Конструкция изготовляется из досок или металла. Для обеспечения безопасности она обычно крепится к полу.

Мощность работы регулируется изменением высоты ступенек или темпа восхождения. На одноступенчатую лестницу обследуемый поднимается на два счета, таким же образом (только спиной вперед) происходит спуск. Следовательно, один полный цикл восхождения состоит из четырех шагов. На одностороннюю двухступенчатую лестницу восходят на три счета и так же спиной вперед спускаются вниз.

При выполнении теста "Мастер" обследуемый поднимается с одной стороны лестницы, а опускается с другой, потом, стоя на полу, поворачивается на 180 и опять совершает подъем.

Темп восхождения задается метрономом, ритмичным звуковым или световым сигналом. Интенсивность нагрузки меняется простой регулировкой метронома, что позволяет получить и ступенеобразно возрастающие нагрузки.

Для определения физической работоспособности используют два класса тестов: максимальные и субмаксимальные. К числу максимальных относятся те, которые свидетельствуют о предельных возможностях организма. Например, исследование максимального потребления кислорода (МПК). Наиболее распространенная методика определения этого показателя предусматривает выполнение последовательно увеличивающихся по мощности нагрузок до момента, когда исследуемый не в состоянии продолжать мышечную работу. Физическая нагрузка, при которой впервые отмечается потребление кислорода, равное максимальному, обозначается как работа критической мощности.

Однако процедура такого исследования весьма сложна, необходима специальная аппаратура (газоанализаторы, газовый счетчик, система для забора выдыхаемого воздуха), она также предусматривает выполнение изнурительной мышечной работы. В связи с риском возникновения острых патологических состояний, опасных для здоровья обследуемых, широкое применение этого теста (прямое определение МПК) в практических целях нецелесообразно.

МПК можно вычислить и непрямым путем, используя формулы Добельна, В.Л. Карпмана и др., номограммы Астранда-Риминг.

К субмаксимальным тестам относятся исследования, при которых обследуемый выполняет физические нагрузки, составляющие лишь определенный процесс от максимальной по мощности работы и вызывающие лишь определенный процесс от максимальной по мощности работы и вызывающие физиологические сдвиги, существенно меньшие предельных. Из числа субмаксимальных тестов наиболее информативной является проба PWC 170 .

3. Определение физической работоспособности по показателю PWC 170

Проба PWC 170 предложена скандинавскими учеными в 50-х годах. Обозначение пробы символом PWC 170 (от первых букв английского термина Physical Working Capacity) расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту.

Проба основана на следующих положениях, которые объясняют выбор пульса, равного именно 170уд/мин, и способ расчета величины PWC 170

1. Существует зона оптимального функционирования кардиореспираторной системы при физической нагрузке. У молодых людей она ограничивается диапазоном пульса от 170 до 200 ударов в минуту. Эта зона характеризует работу сердца в условиях, близких к максимальному потреблению кислорода. Таким образом, с помощью пробы PWC 170 можно установить ту мощность физической нагрузки, которая соответствует началу оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Мощность такой нагрузки является наибольшей, при ней еще возможна работа аппарата кровообращения и дыхания в условиях устойчивого состояния.

2. Между частотой сердечных сокращений и мощностью физических нагрузок в относительно большой зоне мощностей мышечной работы наблюдается линейная зависимость. Линейный характер этой взаимосвязи у большинства лиц в возрасте до 30 лет нарушается при пульсе, превышающем 170 ударов в минуту.

С помощью пробы PWC 170 определяется та мощность работы, которую может выполнить индивидуально каждый человек при пульсе 170 ударов в минуту, а это в свою очередь является показателем физической работоспособности.

Более информативным показателем служит относительная величина PWC 170 , рассчитанная на 1 кг массы тела. Средние величины PWC 170 представлены в таблице 5.

Таблица 5. Изменение относительных величин PWC 170 с возрастом

Для определения величины PWC 170 необходимо выполнить две работы различной интенсивности: в течение 4 минут выполняется работа одной мощности, а затем после трехминутного перерыва вновь в течение 4 минут - работа другой мощности. Тотчас после ее окончания необходимо зарегистрировать пульс. Четырехминутная длительность работы рекомендуется в связи с тем, что в течение этого времени пульс после вырабатывания достигает устойчивого состояния.

Мощность работы устанавливается методом степ-теста (восхождение на ступеньку), в котором высота ступеньки равна 30-35 см.

Зная возраст, пол и массу тела испытуемого, высоту ступеньки и количество циклов в 1 минуту, мощность работы рассчитывают по следующей формуле:

N = P * h * n * K,

где N - мощность работы (кгм/мин); Р - масса тела испытуемого (кг); h - высота ступеньки (м); К - коэффициент подъема и спуска (табл.1).

Например, мальчик 12 лет с массой 42 кг на 4-й минуте степ-теста совершил 15 восхождений и спусков (15 циклов) на ступеньку высотой 35 см (0,35 м). Следовательно, мощность выполненной работы равна:

N = 42 * 0,35 * 15 * 1,2 = 265 кг*м/мин

Для достоверного определения PWC необходимо, чтобы частота пульса на 4-й минуте работы первой мощности находилась в пределах 110-130 ударов в минуту, а при выполнении работы второй мощности - 135-160 ударов в минуту. Выполнение этих условий зависит от частоты подъемов и спусков (количество циклов), которые в свою очередь определяются возрастом и массой тела мальчиков и девочек (табл. 6).

Таблица 6. Количество подъемов для мальчиков и девочек при определении PWC 170 в степ-тесте

Возраст (в годах)

мальчики

масса, кг

масса, кг

Предположим, что испытуемый (мальчик) в возрасте 10 лет с массой 35 кг при первой нагрузке (N 1) выполнил 12, а при второй нагрузке (N 2) - 18 подъемов и спусков (циклов). Тогда:

N 1 =35*0,35*12*1,2=176,4 кгм/мин;

N 2 =35*0,35*18*1,2=264,6 кгм/мин.

Пульс Р 1 при N 1 оказался равным 115 уд/мин и пульс Р 2 при N 2 - 140 уд/мин.

Расчет PWS 170 производят по формуле:

PWC 170 = N 1 + [(N 2 -N 1)(------)]

В нашем опыте:

PWC 170 = 176,4+[(264,6-176,4)(-------)]=370,4 кгм/мин

Если масса тела испытуемого составляет 35 кг, то

PWC 170/кг = ------= 10,6 кгм/кг

Для эксперимента необходимы: ступенька (скамейка) высотой 0,35 метра, секундомер, фонендоскоп.

Методика выполнения работы

Поставьте скамейку на расстояние 0,5 м от стены. Определите массу тела испытуемого в той одежде, в которой он будет работать. С помощью таблицы 6 определите мощность первой работы (N 1) и предложите испытуемому ее выполнить в течение 4 минут.

По команде "Начали!" включите секундомер. Первую минуту громко произносите счет: "Раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре,..." и т.д. Следующие минуты испытуемый, войдя в ритм, будет сам совершать подъем и спуск. Экспериментатор только должен следить за тем, чтобы подъем и спуск осуществлялись по возможности вертикально (при спуске не оставлять ногу далеко назад). Предложить испытуемому в течение опыта два раза поменять ногу, которую он подымает на скамейку. На последней, четвертой минуте, следует точно подсчитать количество циклов и после последнего спуска сразу в течение 10 секунд сосчитать частоту сердечных сокращений. Рассчитайте по формуле мощность первой работы (N 1), а число ударов пульса (Р 1) умножением на 6 приведите к показателям 1 минуты. Определите по таблице 6 мощность второй работы (N 2). Предложите ее выполнить испытуемому также в течение 4 минут, и после ее окончания подсчитайте пульс (Р 2). Эти данные занесите в таблицу 7, по формуле рассчитайте показатель PWC 170 и сравните с данными таблицы 5.

Таблица 7. Показатели физической работоспособности у детей школьного возраста

Определение физической работоспособности по тесту PWC 170 будет давать надежные результаты лишь при выполнении следующих условий:

а) для стандартизации процедуры исследования проба должна выполняться без предварительной разминки;

б) частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки должна быть оптимальной для конкретного лица, т.е. быть примерно на 10-15 уд/мин меньше 170 уд/мин. Ошибку при расчетах можно свести до минимума посредством приближения мощности второй нагрузке к величине PWC 170

в) между нагрузками обязателен трехминутный отдых. При отсутствии полноценного отдыха степень тахикардии может определяться не только непосредственно мощностью этой второй нагрузки, но дополнительно отражать недовосстановление пульса после нагрузки (так называемый пульсовой долг от предыдущей работы), и тогда величины PWC 170 будут заниженными.

Заключение

Под физической работоспособностью понимают потенциальную способность человека проявлять максимум физического усилия в статистической, динамической или смешанной работе. Физическая работоспособность зависит от морфологического и функционального состояния разных систем организма. Различают эргометрические и физиологические показатели физической работоспособности. Для оценки работоспособности при двигательном тестировании обычно используется совокупность этих показателей, то есть результат проделанной работы и уровень адаптации организма к данной нагрузке.

Из сказанного видно, что "физическая работоспособность" - понятие комплексное, и его можно охарактеризовать рядом факторов. К ним относятся телосложение и антропометрические показатели; мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем; сила и выносливость мышц, нейромышечная координация (в частности, она проявляется как физическое качество - ловкость); состояние опорно-двигательного аппарата (в частности - гибкость). Уровень развития отдельных компонентов физической работоспособности у разных людей различен. Он зависит от наследственности и внешних условий - профессии, характера физической активности и вида спорта.

В более узком смысле физическая работоспособность - это функциональное состояние кардиореспираторной системы. Такой подход оправдан двумя практическими аспектами. В повседневной жизни интенсивность физической нагрузки невысокая, и она имеет аэробный характер.

Заключение об уровне физической работоспособности можно сделать только после комплексной оценки составляющих ее компонентов. При этом чем больше количество учтенных факторов, тем точнее будет представление о работоспособности обследуемого.

Список литературы

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., «Медицина», 1990.

2. Иванов А.В., Ширинян А.А., Зорин А.И. Тренировка ориентировщиков-разрядников в высшем военно-учебном заведении. Тольятти, 1988.

3. Карман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М., 1988.

4. Локтев А.С. и др. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков. М., «Теория и практика физической культуры», 1991.

5. Чешихина В.В. Физическая подготовка спортсменов-ориентировщиков. М., 1996.

6. Чоковадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М., «Медицина», 1977.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные понятия и особенности аэробных возможностей человека при занятии физкультурой. Сущность абсолютных и относительных показателей максимального потребления кислорода, их уровни и системы. Показатели резервов физической работоспособности по МПК.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2008

    Функциональные резервы человека и их влияние на них разных факторов. Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы студентов ТувГУ по показателю эффективности кровообращения. Понятие работоспособности и влияние на нее различных факторов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Роль физической активности в жизни человека. Физическая активность и контроль массы тела. Понятие умеренной или выраженной физической активности. Рак и сердечно-сосудистые заболевания: факторы риска их развития при понижении физической активности.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Медико-биологическая и социальная реабилитация инвалидов. Физкультура и спорт как средство адаптации детей-инвалидов с ампутацией нижних конечностей; занятия волейболом сидя, подготовка паралимпийцев. Методики тестирования физической работоспособности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Сущность человеческого здоровья, методика и критерии его оценивания, специфические признаки. Причины и этапы формирования новых генофенотипических свойств. Понятие работоспособности, основные факторы, определяющие данное состояние и влияющие на него.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Определение толерантности к физической нагрузке у здоровых лиц, спортсменов, пациентов с патологией органов дыхания. Диагностика ишемической болезни сердца. Типы нагрузочных тестов. Методы проведения нагрузочных проб. Основные абсолютные противопоказания.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Сущность понятия и основные функции мышечной деятельности. Фаза восстановления деятельности организма человека. Показатели восстановления работоспособности и средства, ускоряющие процесс. Основная физиологическая характеристика конькобежного спорта.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2008

    Причины возникновения болезней, основы самоконтроля за состоянием здоровья. Правила применения современных лекарственных средств. Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и его физической подготовленности.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Фазы динамики работоспособности. Сенсорное утомление и его разновидности. Примеры сосудистой гимнастики. Сущность текущего и послерабочего восстановления. Методы борьбы с утомлением. Способы увеличения работоспособности: физиотерапевтический, системный.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Недельный цикл работы. Динамика работоспособности. Дневные и недельные биоритмы. Высокая успеваемость и производительность. Состояние нервной и физической переутомленности. Полноценное восстановление организма. Эффект бани. ЛФК, диета, фитотерапия.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»

Реферат
Физическая работоспособность организма и методы ее оценки

1 Физическая работоспособность

Работоспособность есть способность организма совершать определенный объем как умственной, так и физической работы в единицу времени.
В результате совершения любой работы наступает утомление - обратимое нарушение физиологических и биохимических реакций организма. Утомление как физиологическое явление полностью компенсируется во время отдыха. После компенсации утомления наступает фаза суперкомпенсации и в этой фазе суперкомпенсации организм способен уже выполнить больший объем работы в ту же единицу времени, нежели раньше.
Суперкомпенсация - это ответная реакция организма на утомление. Поэтому повышение работоспособности невозможно без предшествующего нормального физиологического утомления. Естественно, что для полной компенсации и последующей суперкомпенсации необходим полноценный отдых организма.
Существование феномена суперкомпенсации позволяют планомерно повышать как физическую, так и умственную работоспособность. Для этого необходимы планомерные и достаточные (но ни в коем случае не чрезмерные!) нагрузки.
Переутомление в отличие от утомления - это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма.
Суперкомпенсация в таком случае не наступает и ни о каком тренирующем эффекте не может даже быть и речи. Дай бог, если наступит просто компенсация, ведь переутомление иногда вызывает настолько сильное истощение резервов организма, что организм не может даже восстановиться самостоятельно. Невозможность самостоятельного восстановления из-за чрезмерного истощения резервов требует уже серьезного медицинского вмешательства и без такого вмешательства иногда даже продолжение спортивной карьеры становится невозможным.
Субъективно переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости - это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность.
Говоря простыми словами: усталость - это хорошо, разбитость - это плохо. Усталость говорит о хорошо (по количеству и качеству) выполненной работе. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся. Для переутомления и перетренированности очень характерен такой показатель, как легкая подверженность простудным заболеваниям, или, попросту говоря, ОРЗ. "Переутомленный" человек "не вылезает из простуд", хотя есть и другие объективные показатели.
Чтобы осознанно и целенаправленно воздействовать на свой организм с целью повышения работоспособности, каждый спортсмен должен знать основные принципы функционирования организма и основные принципы регуляции его работы на самых разных уровнях: начиная с субклеточного (молекулярного) и кончая уровнем центральной нервной системы.
Работоспособность при постоянном объеме тренировки существенно возрастает уже в начальном периоде. В дальнейшем работоспособность повышается еще в некоторой степени, пока не достигнет стабильного устойчивого уровня (плато) - предела работоспособности. И дальнейшее повышение работоспособности возможно лишь в том случае, если нарастает объем тренировок. Стабильный уровень, который достигается путем предельного увеличения объема тренировок, отражает максимум работоспособности; продолжение тренировки не дает большего эффекта. Эта временная кривая применима в принципе ко всем формам тренировки. Физиологические сдвиги, вызванные адаптацией в период тренировки, могут изменяться в обратном направлении после ее прекращения.
Процессы адаптации, связанные с тренировкой, существенно варьируют в зависимости от ее содержания. Может происходить адаптация скелетных мышц (метаболические изменения или увеличение площади поперечного сечения), сердца или дыхательной системы (увеличение максимальной дыхательной способности) либо нервной системы (внутри- и межмышечная координация). Большая часть этих изменений очень существенна для повышения работоспособности.
Факторы физической работоспособности
К ним относятся: телосложение и антропометрические показатели; мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем; сила и выносливость мышц, нейро-мышечная координация; состояние опорно-двигательного аппарата; нейроэндокринная регуляция как процессов энергообразования, так и использования имеющихся в организме энергоресурсов; психическое состояние. Количественной мерой физической работоспособности принято считать единицы работы.
Максимальное проявление физической работоспособности в значительной мере зависит от мотивации индивидуума и подходящих тренировок.

2 Методы оценки физической работоспособности

2.1 Определение при помощи теста PWC-170 методом степ-теста

Наименование теста PWC происходит от первых букв английского термина "физическая работоспособность" (Physical Working Capacity). Он был предложен Шестрандом для определения физической работоспособности спортсменов. Физическая работоспособность в этом тесте выражается в величинах мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 ударов в мин. Такая ЧСС выбрана потому, что:
Между мощностью выполняемой нагрузки и ЧСС существует линейная зависимость вплоть до ЧСС 170 уд./мин., а при более высокой частоте эта зависимость утрачивается. Следовательно, чем больше мощность нагрузки, при которой ЧСС равно 170 уд/мин., тем больше резервы кардио-респираторной системы, которые определяют уровень физической работоспособности. У здоровых нетренированных мужчин PWC-170 находится в диапазоне 700-1100 кгм/мин., у женщин - 450-750 кгм/мин., а в пересчете на кг массы тела, соответственно - 15,5 и 10,5 кгм/мин. У спортсменов PWC-170 достигает 1500-1700 кгм/мин.
Зона оптимального функционирования кардио-респираторной системы у спортсменов ограничивается диапазоном пульса от 170 до 200 ударов в минуту. С помощью этого теста можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая выводит деятельность ССС за пределы оптимального функционирования.
Испытуемый в течение 3 минут совершает подъемы на ступень высотой 35 см с частотой 20 подъемов в минуту (частота метронома 80 ударов в мин.). На один удар метронома совершается одно движение. Сразу по окончании нагрузки считают пульс в течении 10 с (p1). Далее сразу же выполняется нагрузка с частотой 30 подъемов в минуту (120 ударов/мин.). Снова считают пульс сразу по окончанию нагрузки (p2).
Затем определяют PWC-170с помощью таблицы 1. На горизонтальной линии находят ЧСС после первой нагрузки, а на вертикальной, соответственно, после второй. Пересечение двух показателей дает величину PWC-170 в пересчете на 1 кг веса тела.
Общая работоспособность рассчитывается следующим образом:
PWC-170 (кгм/мин) = А x М,
Где: А - величина относительного PWC-170 (табл.1)
    М - масса тела испытуемого.
Таблица 1 - Определение относительного PWC-170/кг с помощью степ-теста
(p1)
Пульс за 10 с при подъеме на ступеньку
(p2)
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
18 22,7
19 18,9 21,9
20 16,6 18,2 20,7
21 15,0 16,0 17,3 19,2
22 13,8 14,5 15,3 16,2 18,0
23 13,0 13,5 13,9 14,4 15,3 16,8
24 12,4 12,7 12,9 13,2 13,7 14,4 15,6
25 11,9 12,1 12,2 12,3 12,6 13,0 13,5 14,4
26 11,4 11,6 11,7 11,7 11,8 11,9 12,7 12,6 13,2
27 11,2 11,2 11,2 11,2 11,2 11,3 11,4 11,5 11,7 12,0
28 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8 10,8
29 10,5 10,5 10,4 10,4 10,4 10,4 10,3 10,2 10,2 10,1 9,6 9,6
30 10,3 10,3 10,2 10,2 10,1 10,1 9,9 9,9 9,7 9,6 9,4 9,0 8,4
31 10,1 10,1 10,0 9,9 9,8 9,8 9,7 9,6 9,4 9,2 9,0 8,6 8,1 7,2
32 10,0 9,9 9,8 9,7 9,6 9,6 9,4 9,1 9,0 8,7 8,4 7,9 7,6 7,2
33 9,8 9,8 9,6 9,6 9,5 9,4 9,3 9,1 9,0 8,6 8,5 8,2 7,8 7,2

2.2 Определение аэробных возможностей организма по величине максимального потребления кислорода (МПК)

Максимальное потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое человек способен поглощать из вдыхаемого воздуха при выполнении динамической нагрузки с участием мышечного аппарата.
Основным преимуществом метода определения аэробной работоспособности является то, что предельные возможности организма к энергообразованию выражаются количеством поглощенного кислорода. В этих же величинах, т.е. в количестве потребленного кислорода может быть измерена и аэробная стоимость повседневных видов работ, связанных с мышечной деятельностью и таким образом по разности между максимальной величиной аэробной работоспособности и аэробной стоимостью повседневной мышечной деятельности может быть вычислен резерв, которым располагает организм для обеспечения работы мышц.
Соотношение между величиной работоспособности по тесту PWC 170 и величиной МПК 2,97 1700 4,83 1000 3,15 1800 5,06 1100 3,38 1900 5,19 1200 3,60 2000 5,32
Затем определяют МПК по формулам Карпмана:
Для лиц с невысокой степенью тренированности:

Для Спортсменов:

На следующем этапе рассчитывают должные величины МПК (ДМПК), которые отражают средние значения нормы для людей данного возраста и пола:
для мужчин:
и т.д.................