Индивидуальная работа фэмп в средней группе. Перспективное планирование индивидуальной работы по фэмп» в средней группе. Игры в математическом уголке

Индивидуальная работа фэмп в средней группе. Перспективное планирование индивидуальной работы по фэмп» в средней группе. Игры в математическом уголке
Индивидуальная работа фэмп в средней группе. Перспективное планирование индивидуальной работы по фэмп» в средней группе. Игры в математическом уголке

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, начиная с сентября в определенный день недели. Продолжительность занятий - 20 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного материала.

В средней группе необходимо ограничиться работой только над одной- двумя программными задачами. В отдельных случаях можно попутно закреплять ранее пройденный материал, если его повторение составляет органическую часть работы над новым материалом и способствует его лучшему усвоению.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др.

В конце занятия могут проводиться подвижные игры, включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и гаражи». Они дают детям двигательную разрядку.

На занятиях используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между совокупностями предметов, счет и др.).

На пятом году жизни у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим их побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов.

Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. («Почему круг катится, а квадрат не катится?») Он подсказывает, а если требуется, показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть».

Дети приобретают знания опытным путем и отражают в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т.е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно. Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи либо в форме задания («Сегодня вы будете учиться считать»), либо оформляют их в содержании действия - практического, игрового («Найди свой автобус!», «Угости всех белочек!»). Постановка задач придает действиям детей целенаправленный характер.

Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового материала детей привлекают к совместным с педагогом действиям. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) сосчитать предметы и т.п. Новые знания для детей данного возраста лишь постепенно приобретают обобщенный смысл. В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания.

Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться, на наглядный материал («Посмотри, какая полоска короче!»). По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытия смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.

На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь некоторые приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию. Например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. В дальнейшем они действуют лишь на основе словесных указаний. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам. Все ошибки исправляют в процессе действия с дидактическим материалом. Постепенно увеличивают объем заданий до 2-3 звеньев, например, сосчитать кружки на карточке и отсчитать столько же игрушек.

Важно с первых занятий развивать у ребят умение наблюдать за действиями педагога и слушать его указания.

Наиболее трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца. «Положите игрушки на место! Я еще не все сказала!» - останавливает педагог детей, не разрешая им действовать раньше времени.

Воспитатель постоянно побуждает детей внимательно слушать и запоминать задание, охотно и точно его выполнять, соблюдая определенную последовательность действий. Дети должны научиться одновременно начинать и одновременно заканчивать работу, действовать самостоятельно, не мешать друг другу, доводить дело до конца.

На вопросы, обращенные ко всем детям, они учатся отвечать по одному. «Я буду задавать вопросы всем, а отвечать будет тот, кого я вызову»,- формулирует данное требование педагог. Однако в отдельных случаях для активизации детей он прибегает к хоровым ответам: «Давайте все вместе назовем (сосчитаем)!» Дети учатся адресовать ответы товарищам. («Расскажи громко, чтобы все слышали!»)

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Детям предлагают помочь товарищу: уточнить, дополнить, исправить ответ. При этом у них поддерживается доброжелательное отношение друг к другу.

Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Большое внимание в средней группе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособиями и умения ими правильно пользоваться (поддерживать порядок в ходе работы, убирать пособия на место).

На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во II и III квартале) - на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.

Педагог постоянно поддерживает у детей интерес к занятиям. Хорошее воздействие оказывают на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У них развивается вкус к приобретению знаний.

Алёна Подгорная (Слюсаренко)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Количество и счет. Величина".

Цель: -закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Материал: стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки, рабочие тетради по математике.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки.

Дети выясняют, сколько маленьких (четыре) и сколько больших тарелок (три).

Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок. спрашивает:"Какое число больше:четыре или три? Какое число меньше три или меньше? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?"

воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок.

Работа в тетрадях.

Детям надо подобрать для каждой матрешки предмет нужной величины (сарафан, фартук, ведро, соединив линией матрешку с соответствующим предметом.

Игра "Постройте ребят по росту".

Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту.

Под музыку дети двигаются по группе, по окончанию мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания.

Упражнение повторяется еще раз с участием других детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе слабослышащих детей «Количество и счёт. Форма» КГБС (К)ОУ «Озёрская С (К)О школа-интернат вида». Открытое занятие в средней группе. по формированию элементарных.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20» Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20» Воспитатель Комарова Наталья Анатольевна. г.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в средней группе «Счет до четырех, знакомство с цифрой 4» ГБОУ СОШ № 1056 Дошкольное отделение №2 Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Счет до четырех,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Порядковый и количественный счет» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Порядковый и количественный.

Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко - близко. Учить сравнивать три предмета.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Игра «Легкий счет в стихах» Цель. Игра упражняет детей в прямом и обратном счете до 10-ти и закрепляет знание состава чисел в пределах 10-ти. Игра развивает речь ребенка,.

Перспективное планирование индивидуальной работы по ФЭМП» в средней группе

ЗАНЯТИЕ 1

    «Сделай Узор»

    Цель:развивать восприятие формы,учиться анализирвать расположение предметов в пространстве.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Сделай как я»

    Цель: способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

    Материал:основные детали детского строительного набора(куб,цилиндр,призма,конус,параллелепипед)

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

Дидактическая игра Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Змейка»

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

Какого цвета палочки?

Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

Покажите пальчиком длину вашей змейки.

Чья змейка длиннее? Чья короче?

Октябрь

1-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра «Второй ряд»

    Задачи:

    Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

    Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

2-я неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Составление геометрических фигур»

    Задания:

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    «Какой?»

    Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные

    Материал: ленты разной длины и ширины.

    Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    . Игра «У кого больше»

    Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

    Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

    Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

    Вопросы

    Какого цвета треугольники?

    У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

    Какие треугольники по величине?

    Почему получились разные треугольники?

    Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).

Ноябрь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

Развивающая игра «Сложи квадрат» (В. П. Никитина)

Цели: способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    Чудо крестики

    Цель: создание силуэтов из геометрических фигур.

    Задачи:

    1. Формировать умение составлять изображение по схеме.

    2. Развивать творческое воображение.

    3. Воспитывать интерес к играм.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Колумбово яйцо. Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.

    Задачи:

    учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на

    основе восприятия и сформированного представления;

    развивать сенсорные способности у детей, пространственное

    представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку

    и сообразительность;

    формировать привычку к умственному труду;

    воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной

    деятельности.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4,

  • Дидактическая игра «Волшебное дерево»

    Задачи: Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

    Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

    Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

Декабрь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Игра «Разноцветные вагончики»

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

    Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

    Описание: Дети сидят напротив друг друга.

    У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.

    Вопросы и задания

    Сколько всего палочек на подносе?

    Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.

    Сколько палочек каждого цвета?

    Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)

    Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.

    По окончании работы педагог уточняет:

    Чей поезд длиннее?

    Назовите по порядку цвет каждого вагона.

    Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?

    Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Задачи:

    Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    1. Квадрат Воскобовича (двухцветный)

    Цель: развитие умений детей придумывать и складывать фигуры по схеме.

    Задачи:

    1. Способствовать освоению приемов конструирования фигур по схемам (лодочку, рыбку).

    2. Развивать речь, воображение, творческие способности.

Январь

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    «Назови свой автобус»

    Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

    Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    «Соберем бусы»

    Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

    Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

    Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Дидактическая игра « Цепочка»

    Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.

    Материал: набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры.

    От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

    Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

    Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

    Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

    Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    Разноцветные флажки

    Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?» Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком

    треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?

Февраль

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра « Этажи»

    Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

    Материал: набор логических блоков Дьенеша.

    Ход игры.

    Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

    Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

    Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

«Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки paзной формы.

Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Игра «Треугольники»

    Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

    Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

    Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».

    Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.

    Вопросы

    Сколько получилось треугольников?

    Расскажите, как расположены треугольники.

    Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.

    Который по счету красный треугольник? Голубой?

    Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

    Игра «Строительство домов»

    Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

    Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.

    Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.

    Вопросы и задания

    Что получилось? (Дом.)

    С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?

    Сколько всего домов?

    Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?

    Между какими домами расположен голубой дом?

    Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?

    Сколько всего окон?

    Какие окна по величине?

Март

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Квадрат Воскобовича (четырехцветный)

    Цель: развитие умений детей складывать фигуры по схеме.

    Задачи:

    1. Способствовать освоению приемов конструирования фигур по схемам

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    Игра «Новоселье»

    Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

    Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.

    Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:

    Сколько всего мебели в комнате?

    Что самое высокое в ней?

    Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?

    Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?

    Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?

    Работа парами

    Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

"Найди ошибку"

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

« Лево, право»

    Составь поезд из коричневого, оранжевого и крас-ного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или коричневый?

    Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был пра¬вее синего. Назови цвета вагонов слева направо.

Апрель

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

    Дидактическая игра «Найди нужный блок»

    Задачи:

    Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков

    Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

    Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

    Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). З

2-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 2

    "Магазин и геометрия"

    Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

    Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

    Дидактическая игра «Теремок».

    Дидактическая задача. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, воспитывать сообразительность, внимание.

    Игровые правила. Назвать расположение диких животных в теремке.

    Игровое действие. Поместить животных в указанном воспитателем направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает детям альбомный лист с нарисованным «Теремком», картинки с изображением животных, говорит детям, что они будут заселять теремок зверюшками. Обсудить с детьми расположение зверей. Описать содержание получившегося изображения. Например: медвежонок будет жить внизу справа, петушок на верху, лиса слева внизу, волк - справа вверху, мышка слева вверху.

4-ая неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Скатай ленту»

Цель: Развивать способности детей определять длину ленточек на основе их сопоставления.

Описание: Воспитатель показывает, как можно скрутить (закатать) ленту. Дети пробуют осуществлять это игровое действие. Все одновременно начинают скатывать ленты, но оказывается, что одни дети сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться в этом, дети кладут ленты на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче. Дети в разговоре с воспитателем уточняют, что короткая лента скручивается быстрее, чем длинная, и наоборот.

Май

1-я неделя

ЗАНЯТИЕ 1

«Найди себе место»

Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.

Оборудование: 2-5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.

2-я неделя

ЗАНЯТИЕ 2

« Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду,

последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры.

Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий:

педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке;

показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т.д.) - к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой;

показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше;

показывает число, а выходят дети с цифрами-«соседями»;

предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты - увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);2

3-я неделя

ЗАНЯТИЕ 3

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2. Составить маленький и большой квадраты;

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

4-я неделя

ЗАНЯТИЕ 4

Игра-конструирование «Кроватки для мышат»

Детям предлагается вспомнить мышат из мультфильма «Кот Леопольд»; вывешиваются картинки с их изображением на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что перед ними два разных мышонка - один толстый, а другой худой, - предлагает построить для них кроватки. И подводит детей к выводу, что худому мышонку нужна узкая кроватка, а толстому – широкая. После построения дети делают вывод: чем короче палочка (чем меньше число), тем уже кроватка и наоборот.

« Количество и счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование.мяч.
Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Оборудование.счетные палочки.
Содержание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Оборудование. счетные палочки.
Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Геометрическая форма.

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Оборудование. по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека для средней группы по ФЭМП

Подготовила:Рябова.О.В Детский сад -50.

« Количество и счет»
1.Дидактическая игра. «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование.мяч.
Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку
2. Дидактическая игра: «Много-мало»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
3. Дидактическая игра: «Отгадай число»
Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
4. Дидактическая игра:«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Оборудование.счетные палочки.
Содержание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
5.Дидактическая игра: «Читаем и считаем»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Оборудование. счетные палочки.
Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Геометрическая форма.
1.Дидактическая игра: «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Оборудование. по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
2.Дидактическая игра: "Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Оборудование. карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
3. Дидактическая игра: «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование. круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг.Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
4. Дидактическая игра:«Отгадай»
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование. мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все.Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
Величины.
1.Дидактическая игра: «Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Оборудование. яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
2.Дидактическая игра:"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Оборудование. Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
3. Дидактическая игра: " У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
4. Дидактическая игра: "Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
Ориентирована в пространстве
1.Дидактическая игра: «Кто где»
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Оборудование. игрушки.
Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.
2. Дидактическая игра: «Бегите к цифре»
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание:Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
3. Дидактическая игра: «Лифт»
Цель: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…)
Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
4.Дидактическая игра: «Три шага»
Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Содержание: Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
Ориентирована во времени
1.Дидактическая игра: «Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Оборудование. картинки по временам года.
Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
2. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»
Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
Оборудование: мяч.
Содержание:Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…
3. Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»
Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.
4. Дидактическая игра: «Светофор»
Цель:закреплять представления детей о временах года.
Содержание:Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила весна". Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.
5. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»
Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Содержание: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …

Месяц

Тема месяца

№ п/п

Тема недели

Тема занятия

Цель

Билингвальный компонент

Кол-во часов

сентябрь

«Детский сад и мои друзья»

«Моя семья»

«Один - много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Круг.»

Біреу - один

К?п - много

«Мой детский сад»

Сол жа?тан - слева

О?на? - справа

«Мой город»

«Столько же, больше - меньше. Квадрат»

К?п - много

Арты? - больше

Кем - меньше

«Мой Казахстан»

Б?лшек - часть

Т?улік - сутки

октябрь

«Осень пришла»

«Что нам осень принесла»

Сан - цифра

Бір - один

«Овощи и фрукты»

Узнавание цифры 1

Бір - один

Шб?рыш - треугольник

«Лесные дары»

Зын - длинный

Ыс?а - короткий

Сопа?ты? - овал

«Хлеб всему голова»

Сан - цифра

ноябрь

«Поздняя осень»

«Сезонные изменения»

Знакомство с цифрой 3

Б?гін - сегодня

Ерте? - завтра

«Комнатные растения»

Биік - высокий

Т?мен - низкий

«Животный мир осенью»

Ке? - широкий

Тар - узкий

Т?ртб?рыш - прямоугольник

Д??гелек - круг

Сопа?ты? - овал

декабрь

«Зима»

«Зимняя природа»

Т?рт - четыре

Лкен - большой

«Снег и вода»

Сан - цифра

Алыс - далеко

Жа?ын - близко

Шаршы - квадрат

Т?ртб?рыш - прямоугольник

январь

«Зимняя природа»

«Зимние забавы и развлечения»

Бес - пять

Сол жа?тан - слева

О?на? - справа

«Транспорт»

Бес - пять

Сан - цифра

«В гостях у сказки»

Анша? - сколько?

февраль

«Труд славит человека

«Профессии»

Ау?ым - величина

«Умные вещи»

Сан - цифра

Бір - один

Т?рт - четыре

Бес - пять

«Человек. Моё тело»

Ос - пара

Зат - предмет

«Профессии моих родителей»

Нешесі? - какое число?

март

«Весна к нам пришла»

Реттік - порядковый

Санды? - количественный

«Ранняя весна»

Умение соотносить цифру с количеством предметов

Ос - пара

Зат - предмет

«Весенние праздники»

Умение различать количественный и порядковый счет

Реттік - порядковый

Санды? - количественный

Есеп - счет

Ос - пара

Зат - предмет

апрель

Земля наш общий дом

Т?рт - четыре

Бес - пять

Сол жакта - слева

О? жакта - справа

«Космос и земля»

Алма - яблоко

Алм?рт - груша

Йшік - избушка

«Насекомые»

А?аш - дерево

Жапыра? - листик

Сан - число

«В гости к бабушке в деревню»

Узнавание цифр в пределах 5

Сан - число

Ке? - широкий

Тар - узкий

«Весна шагает по планете»

«Наши защитники»

Реттік - порядковый

Пішін - фигура

«Водный мир»

Бір - один

Т?рт - четыре

Шб?рыш - треугольник

Бес - пять

Пішін - фигура

Умение устанавливать соотношение между 5 предметами, объединять их в группу по 5 штук

Т?ймеда? - ромашка

Сан - число

Итого

Просмотр содержимого документа
«перспективный план по ФЭМП в средней группе»

Перспективный план организованной учебной деятельности

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

Количество часов в неделю: 1час

Общее количество часов: 36 часов

Месяц

Тема месяца

п/п

Тема недели

Тема занятия

Цель

Билингвальный компонент

Кол-во часов

сентябрь

«Детский сад и мои друзья»

«Моя семья»

«Один – много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Круг.»

Умение сравнивать количество предметов

Біреу – один

Көп – много

«Мой детский сад»

«Ориентировка в пространстве: слева, справа»

Умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

Сол жақтан – слева

Оңнаң – справа

«Мой город»

«Столько же, больше – меньше. Квадрат»

Сравнение совокупности предметов

Көп – много

Артық – больше

Кем – меньше

«Мой Казахстан»

«Счет по образцу. Части суток.»

Сравнение двух групп предметов, различие и называние частей суток

Бөлшек – часть

Тәулік - сутки

октябрь

«Осень пришла»

«Что нам осень принесла»

«Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа»

Знакомство с цифрой 1, как знаком числа 1

Сан – цифра

Бір – один

«Овощи и фрукты»

«Закрепление знаний о цифре 1. Треугольник»

Узнавание цифры 1

Бір – один

Ұшбұрыш – треугольник

«Лесные дары»

«Цифра 2. Короткий, длинный. Овал.»

Знакомство с цифрой 2. Сравнение знакомых предметов по величине протяженности

Екі – два

Ұзын – длинный

Қысқа – короткий

Сопақтық – овал

«Хлеб всему голова»

Умение соотносить цифру с количеством предметов

Екі – два

Сан – цифра

ноябрь

«Поздняя осень»

«Сезонные изменения»

«Цифра 3. Вчера, сегодня завтра»

Знакомство с цифрой 3

Бүгін – сегодня

Ертең – завтра

«Комнатные растения»

«Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий»

Умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнение предметов по высоте

Биік – высокий

Төмен – низкий

«Животный мир осенью»

«Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник»

Сравнение двух групп предметов

Кең – широкий

Тар – узкий

Төртбұрыш - прямоугольник

«Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Круг, овал»

Понимание отношений между числами

Дөңгелек – круг

Сопақтық – овал

декабрь

«Зима»

«Зимняя природа»

«Цифра 4. Большой, поменьше, самый маленький»

Знакомство с цифрой 4, умение соотносить предметы по величине

Төрт – четыре

Үлкен – большой

«Снег и вода»

«Закрепление знаний о цифре 4»

Соотношение цифры с количеством предметов

Сан – цифра

«С Днём рождения, Республика!»

«Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3,4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко»

Понимание отношений смежных чисел

Алыс – далеко

Жақын – близко

«Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!»

«Пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник»

Формирование о пространственных отношений

Шаршы – квадрат

Төртбұрыш - прямоугольник

январь

«Зимняя природа»

«Зимние забавы и развлечения»

«Цифра 5. Слева, посередине, справа»

Знакомство с цифрой 5, понимание учебной задачи

Бес – пять

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Ориентировка в пространстве: «справа», «слева»»

Умение устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии

Сол жақтан – слева

Оңнаң – справа

«Транспорт»

«Знакомство с порядковыми числительными в пределах 5»

Умение различать количественный и порядковый счет

Бес – пять

Сан – цифра

«В гостях у сказки»

«Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами»

Умение понимать независимость числа от пространственного расположения

Қанша? – сколько?

февраль

«Труд славит человека

«Профессии»

«Независимость числа от величины предметов. Установление последовательности событий (части суток)»

Умение понимать независимость числа от величины предметов. Сравнение предметов по ширине, выделяя признаки сходства и различия

Ауқым – величина

«Умные вещи»

«Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Понятия «сначала», «потом». Шар и куб»

Умение различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать эти слова

Сан – цифра

Бір – один

Екі – два

Төрт – четыре

Бес – пять

«Человек. Моё тело»

«Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике»

Соотнесение цифры с количеством предметов

Қос – пара

Зат – предмет

«Профессии моих родителей»

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, справа»

Установление последовательности событий, понимание учебной задачи

Нешесі? – какое число?

март

«Весна к нам пришла»

«Закрепление знаний о порядковых числительных. Влево, вправо»

Закрепление навыка порядкового счета (в пределах 5)

Реттік – порядковый

Сандық – количественный

«Ранняя весна»

«Независимость числа от пространственного расположения предметов»

Умение соотносить цифру с количеством предметов

Қос – пара

Зат – предмет

«Весенние праздники»

«Закрепление знаний о порядковом счете. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе»

Умение различать количественный и порядковый счет

Реттік – порядковый

Сандық – количественный

Есеп – счет

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

Умение соотносить цифру и количество предметов, понимание учебной задачи

Қос – пара

Зат – предмет

апрель

Земля наш общий дом

«Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу»

Закрепление знаний о цифрах от 1 до 5

Төрт – четыре

Бес – пять

Сол жакта – слева

Оң жакта – справа

«Космос и земля»

«Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами»

Закрепление соотносить цифру с количеством предметов

Алма – яблоко

Алмұрт – груша

Үйшік – избушка

«Насекомые»

«Соотнесение количества предметов с цифрой. Далеко, близко»

Умение соотносить количество предметов с цифрой; ориентировка в пространстве

Ағаш – дерево

Жапырақ – листик

Сан – число

«В гости к бабушке в деревню»

«Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий»

Узнавание цифр в пределах 5

Сан – число

Кең – широкий

Тар – узкий

«Весна шагает по планете»

«Наши защитники»

«Закрепление знаний о порядковых числительных. Закрепление знаний о геометрических фигурах»

Знание порядковых числительных; знание геометрических фигур

Реттік – порядковый

Пішін – фигура

«Водный мир»

«Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Влево, вправо»

Умение соотносить цифры (в пределах 5) с количеством предметов

Бір – один

Төрт – четыре

Үшбұрыш – треугольник

«Лес. Деревья, кустарники, травы»

«Закрепление знаний о цифре 5. Закрепление понятий «большой», «поменьше», «самый маленький»»

Бес – пять

Пішін – фигура

«Цифры от 1 до 5, соотнесение количества предметов с цифрой»

Умение устанавливать соотношение между 5 предметами, объединять их в группу по 5 штук

Түймедақ – ромашка

Сан – число

Итого