Способ принятия экономических решений в рыночной экономике. Способы принятия экономических решений. Влияние государства и религии

Способ принятия экономических решений в рыночной экономике. Способы принятия экономических решений. Влияние государства и религии
Способ принятия экономических решений в рыночной экономике. Способы принятия экономических решений. Влияние государства и религии

В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказываются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышление показывает, что в случае удачных решений правильно поставлена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подлежит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характера в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.

Такой подход к анализу принятия решений впервые был предпринят в рамках теории исследования операций, появившейся в период Второй мировой войны. В настоящее время исследование операций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное направление исследований. Оно связанно с «применением математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности» 1 .

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвященной теории игр и экономическому поведению . Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопределенности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.

В таких моделях, во-первых, учитываются последствия принимаемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется вероятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посредством сравнения разных альтернатив по соответствующим параметрам происходит выбор оптимального или же более предпочтительного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, получению наивысшей прибыли, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рациональность, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, принимающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консультанты, представляют собой идеализированные, рационально действующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реально действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и непредвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовлетворительными решениями.

Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпринимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибыль, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться недостаточно рациональным при другой информации.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим отношением предпочтения, которое обладает свойствами определенности, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с другой). Критерий транзитивности связан с требованием последовательности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочтительнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оценить параметры полезности.

Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответствовать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощностей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать возможные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Основываясь на этих предпосылках, Нейман и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.

Другой аспект математической модели принятия решений связан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по экономике Г. Саймоном для «административного человека», последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпосылки для изучения экономической жизни. Эти принципы представляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными единицами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.

Как принимаются конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресурсов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует угроза его безопасности, должно выбрать «пушки» вместо «масла». Здесь «пушки» символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а «масло» - направление большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом выявить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распоряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.

Переходя к обсуждению следующего принципа принятия решений, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет определенную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и поэтому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.

Второй принцип заключается в следующем: ценность блага определяется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется его способностью удовлетворить какую-либо потребность - материальную или духовную - при его использовании. В этом случае благо выступает в качестве средства для достижения некоторой цели. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в получении благ, и часто даже не определяется количественно.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность можно выразить отношением тВ/пА , где тип - соответствующие параметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказываться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, перед тем как принять решение о приобретении одного блага, необходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для производства других благ. Их общая совокупность выражается в понятии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из конечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и правительством (б), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (Г), сюда же относится чистый экспорт (N10, т.е. разница между экспортом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рационально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие, когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использования дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет приносить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии решений в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен следовать каждый рационально действующий субъект.

При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стремятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его потребления и использования в будущем. К числу важнейших хранимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудование, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчислений. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем количестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.

Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, люди учитывают его неопределенность.

Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических решений о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, которые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.

Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тенденции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, такие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический анализ таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагоприятном развитии событий. Этой же цели подчинена деятельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникновения неблагоприятного развития событий становится достаточно высокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неопределенности сводится к максимальной экономии ресурсов и минимизации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что люди отвечают за последствия своих решений.

Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответственности за принимаемые решения в различных социально- экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяйстве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его семья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине, где основные решения принимаются коллективно, за это расплачиваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаются «наверху», а исполняют их «внизу», причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.

В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма отвечают за принятое решение своим имуществом. Если, например, хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имуществом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответственность за принимаемые решения и поэтому способствует рациональному выбору и тщательному учету всех их последствий.

Седьмой принцип предполагает, что люди реагируют на стимулы, возникающие в связи с изменением условий и обстоятельств, складывающихся в экономике.

Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обществе, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятием новых решений. Например, при повышении налогов растут цены на товары и соответственно снижается спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возникающие в рамках экономической системы.

При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономической жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому чаще всего экономические решения принимаются совместно, например двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодействия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.

Восьмой принцип раскрывает значение торговли для общества, подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.

Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древнем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, натуральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Однако постепенно люди осознавали необходимость обмена некоторых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремесленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйства. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделения труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предприятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый принцип утверждает, что рынок служит важнейшим способом организации экономической деятельности.

На первый взгляд кажется, что при децентрализованном принятии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А. Смит впервые ясно указал, что именно «невидимая рука» рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой выступает механизм цен, который информирует общество, какие товары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информация служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Цены влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справедливо распределить полученное общественное богатство. Эту функцию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.

Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты характеризуют такую ситуацию как несостоятельность, или провал рынка. Подобное положение возникает при различных внешних эффектах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым наносят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходимые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавливаются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодействия многочисленных его участников. Способность некоторых хозяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке характеризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничивающие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограниченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспечение социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер социальной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспечивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому решения, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и конкретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.

Существует много попыток объяснения различия в уровне жизни в разных странах. Нередко это объясняют ссылками на экономическую политику правительства, деятельность профсоюзов и самих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отрицая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в производительности общественного труда.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населения напрямую зависит от способности страны производить товары и услуги.

Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении времени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью труда, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда правительство печатает слишком много денег.

При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне негативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.

  • Вентцель Е.С. Исследование операций. - М., 1980. - С. 9.
  • Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.

Традиционная экономическая система основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Традициями и обычаями определяются производственные технологии, виды производимых товаров и услуг. В экономической роли каждого члена общества преобладает наследственность и кастовая принадлежность. Современные технологии и инновации не применяются, широко используется ручной труд. В настоящее время традиционная экономика встречается в небольшом количестве развивающихся стран.

Что такое экономическая система? В каждом государстве в разное время имелась и имеется определённая система экономики. Охарактеризовать экономическую систему позволяет объединение элементов, состоящих из законов, норм, традиций, ценностей, институтов, с помощью которых социумом решаются задачи хозяйственного управления, и совокупность экономических и социальных отношений потребителей и производителей.

Сравнение достоинств и недостатков экономических систем производится по следующим критериям:

  • преобладающей форме хозяйствования – натуральная или товарная форма ведения хозяйства;
  • основным видам собственности – общинные, кооперативно-общественные, частнособственнические и смешанные;
  • способам принятия решений по распределению доходов. Общинно-уравнительная система (доход распределяется по факторам производства) и распределение по качеству и количеству трудового вклада;
  • степенью вмешательства государства – свободные, экономически регулируемые, административно-командные и смешанные экономические системы;
  • способом координации действий субъектов хозяйствования – традиционные, рыночные и плановые системы экономики;
  • степенью открытости для международных отношений – закрытые и открытые системы;
  • степенью зрелости – формирующиеся, развитые и деградирующие системы.

В современной экономике экономические системы классифицируются на 4 основных типа с характерными свойствами:

  1. Традиционная.
  2. Административно-командная (плановая).
  3. Рыночная.
  4. Смешанная.

Самой ранней формой, сформированной ещё в древности, считается традиционная экономика, когда экономическая и хозяйственная деятельность, межличностные отношения в обществе и система распределения материальных благ определяются принципами традиций и обычаев.

Отличительной чертой командно-административной (централизованной) системы является преобладающая роль государства в экономике и минимум рыночных отношений. Государство регулирует основные экономические процессы:

  • размещение производства;
  • каналы снабжения и сбыта;
  • фиксирование заработной платы и надбавок;
  • установление .

Основными чертами рыночной экономической системы считаются развитые социальные институты и участие граждан в управлении. При рыночной экономике материальные блага должны распространяться саморегулирующими механизмами спроса и предложения. Следовательно, лучшие материальные блага будут приобретаться гражданами, имеющими необходимый капитал. С другой стороны, другим людям не запрещается основывать собственное дело, вкладывать труд, развиваться как субъект экономики и приобрести статус человека с капиталом.

Отличительные особенности традиционной экономики

Основные черты традиционного общества:

Нерыночное хозяйство зародилось в глубоком прошлом, и основывается натуральным производством, то есть изготовлением продукции для собственного потребления. Хозяйственными субъектами в то время являлись семья, род, племя, община.

В традиционной экономической системе свойственно преобладание крестьянских и ремесленных хозяйств, где потомками наследуются занятия предков. Основным признаком данной экономики является то, что собственность принадлежит отдельным хозяйствам, и каждый собственник имеет право распоряжаться собственными ресурсами.

Признаками традиционной экономики считаются:

  • медленное внедрение и развитие современных технологий;
  • власть строится на традиционных родоплеменных отношениях;
  • полуфеодальный общественно экономический строй;
  • характерно широкое применение ручного труда;
  • фермерские хозяйства составляют основную долю в экономике;
  • отсутствует или неразвита добывающая промышленность;
  • эксплуатирование низших сословий и ограничение их прав и свобод;
  • не развивается наука;
  • получить образование может лишь небольшая прослойка общества, являющаяся правящей элитой;
  • на политические взгляды народа оказывается религиозное или военное давление.

Главной характеристикой традиционной экономической системы считается низкая степень развития производственных технологий, чем обусловлена низкая производительность труда. Традиционным хозяйством, свойственным экономике этого типа является натуральное хозяйство (преобладает фермерство, охота, собирательство). Внедрение современных технологий вызывает разрушение основ подобной экономики.

Характеризует традиционную систему слабая экономическая связь между населёнными пунктами. Это мешает стабильному развитию экономики, и вынуждает людей браться за тяжёлый физический труд. К признакам относят и сами традиционные общины, являющиеся условием выживания большой группы людей, но тормозящие прогресс.


Охарактеризовать традиционную экономическую систему может слабо развитая торговля. Из-за низкой производительности труда в общине не остаются излишки, которые можно реализовать. Торговые связи даже с ближайшими селениями очень слабые. Это способствует закреплению укоренившихся порядков и мешает внедрению новых технологий.

Отличительной чертой традиционной экономики является социальный и экономический застой. Развитие общества происходит очень медленно или совсем не развивается. Сообщество сохраняет свой уклад с давних времён. Примером из истории, где это происходило и приводило к катастрофе, могут служить коренные жители Америки и Африки.

Экономические причины сначала обуславливают застой, затем его закрепляет система неформальных институтов, которые составляют совокупные традиции и обычаи страны. Традиции участвуют в регулировании распределения политической власти и экономических ресурсов. Традиционная экономика отличается характерными чертами:

  1. Догматичностью.
  2. Неспособностью приспосабливаться к меняющимся условиям.
  3. Строгостью исполнения.

При таком укладе общества наблюдается преобладание аграрного сектора в производстве. Основная ценность для подобных сообществ – продовольственные продукты, так как низкая производительность труда еле позволяет фермерам прокормиться, а несовершенство технологий при высокой рождаемости населения вызывает проблему голодания.

Влияние государства и религии

При традиционной экономической системе типичны примитивные властные структуры. В большинстве случаев форма правления в подобных сообществах — абсолютная монархия, поддерживаемая обширным воинским сословием. Основными ресурсами и материальными благами владеют высшие сословия.

Политическая власть в таком обществе не обеспечивает социальные гарантии и развитие, а собирает ренту для высших сословий. Государство не имеет социальной направленности и осуществляет насильственное сохранение существующих порядков.

Традиционная экономика основывается на кастовом и сословном делении общества и поддерживается государственным насилием. Основным системным принципом подобного общества является желание правящего класса и в дальнейшем регулярно извлекать ренту и сохранять привычный уклад жизни общества, а не внедрять современные технологии и инновации.

Государство не единственный институт, регулирующий экономику в традиционных обществах. Религия играет значительную роль в обществе с таким укладом. Религиозные институты внедряются во властные структуры и формируются в привилегированное сословие, которое тоже заинтересовано в собирании и получении ренты. Религиозными институтами закрепляется и обосновывается практика насилия государства над теми, кто пытается изменить существующий социальный уклад.

Плюсы и минусы традиционной экономической системы

Таблица преимуществ и недостатков:

Преимущества Недостатки
Относительная стабильность Медленный или отсутствующий социальный и технологический прогресс, низкая производительность труда
Предсказуемость. Текущий порядок сохраняется столетиями, значительных социальных потрясений не бывает Общество плохо приспосабливается к внешним воздействиям, плохое сопротивление завоевателям и природным катастрофам
Высокое качество и добротность материальных благ. Ремесленники производят товары по технологиям, которые передаются им предками по наследству и сохраняют качество Частная собственность при подобной системе очень шаткий институт. В социуме, где право собственности обеспечивают насилием, частное предпринимательство тормозит не только низкий уровень технологий, но и низкие гарантии безопасности производителей
Проблемы общества усугубляются религиозными институтами и монархическим укладом. Государство не способствует модернизации и прогрессу, а мешает им

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

В зависимости от характера координации хозяйственной деятельности экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) и механизма управления экономическими процессами (характеристика типов экономических систем на основе организационного подхода) выделяют: традиционную, рыночную, центрально-управляемую и смешанную экономические системы.

Организация хозяйственной деятельности зависит от:

  • - форм собственности на средства производства;
  • - процедур принятия основных экономических решений и способов координации экономической деятельности;
  • - мотивов, стимулирующих ведение экономической деятельности.

Традиционная экономика представлена странами с экономикой натурального хозяйства, где подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством и большую часть произведенной продукции потребляют сами. Товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются на освященных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы определяют устои экономической жизни и деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. Страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока относятся к традиционной экономике.

Механизм регулирования на основе традиций - это способ экономической организации, при котором проблемы производства и распределения решаются применением унаследованных из прошлого процедур. Этот механизм слабо реагирует па изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, новыми потребностями. Он нс способен регулировать экономику в целом с развитой системой общественного разделения труда (но в области неформальных отношений в коллективах отдельных предприятий занимает определенное место).

Рыночная экономика - способ взаимного приспособления действий покупателей и продавцов под воздействием изменения цен, отражающих колебания спроса и предложения. Основой рыночной системы является саморегулирование, основанное на частном интересе, свободе выбора и стремлении к личной выгоде субъектов рынка, частной собственности на факторы и результаты производства. Государственное вмешательство в экономику в этих условиях сводится к минимуму. В рыночной системе хозяйствования движение ресурсов, производство, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма. Рыночный механизм ориентирован на удовлетворение платежеспособных потребностей в частных благах. Он нс обеспечивает эффективного регулирования производства общественных благ для удовлетворения социально приоритетных потребителей, т. к. корректировка хозяйственного поведения людей осуществляется стихийно.

Достоинствами такой системы являются: постоянная нацеленность на эффективность экономики, возможности получения субъектами рынка высоких доходов, широкие права и свобода выбора потребителей, относительная дешевизна госаппарата управления.

Недостатки рыночной системы: периодические кризисы в развитии экономики, большая дифференциация в доходах и уровне жизни населения, безразличие к возможному ущербу человеку и природе со стороны производителей, равнодушие производителей к отраслям и сферам экономики, необходимым обществу, но не приносящим прибыли.

Центрально управляемая экономика (административно-командный механизм или иерархия) - способ достижения координации, при котором индивидуальные действия экономических субъектов подчинены директивам центра на основе централизованного хозяйственного плана. Центрально управляемая экономика базируется на административных методах управления, характеризуется жестким диктатом государства в области экономики: преобладанием государственной собственности на средства производства и все материальные ресурсы, государственным директивным планированием хозяйства, финансовой диктатурой государства. Плановый орган определяет для каждого предприятия количество ресурсов, которое должно быть использовано, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Централизованно по фиксированным ценам осуществляется распределение потребительских товаров среди населения. Экономическая власть государсгва в такой системе является абсолютной. С ростом масштаба кооперации производства необходимость сознательного регулирования экономики возрастает. Но его возможности определяются границами управляемости сложных систем. Поэтому необходимо определить границы, в которых государственное регулирование будет эффективно.

Основными достоинствами такой экономики стоит признать ее относительную стабильность, а также социальное равенство, гарантии трудоустройства и обеспечения минимального жизненного уровня для всех членов общества, бесплатность образования и здравоохранения.

Основными минусами центрально-управляемой системы являются: неэффективность экономики, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците различных товаров, вырастающих из диктата производителя над потребителем, отсутствием выраженных стимулов к эффективному труду, невысокий уровень жизни большинства населения.

Смешанная экономика базируется на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использует разнообразные формы хозяйствования. Реальные исторические типы социально- экономических систем являются смешанной экономикой. Любая экономика многоукладна. Классификацию строят на основе сочетания двух критериев: господствующей формы собственности и методов регулирования, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и использование основной массы благ. Эти критерии выступают как главные компоненты при классификации экономических систем. При координации действий экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) различные способы регулирования дополняют друг друга, но преобладает обычно один из грех механизмов регулирования, который обеспечивает производство и потребление основной массы экономических ресурсов, удовлетворяющих потребности общества. В экономическом анализе при классификации типов социально-экономических систем используют метод абстракции, т.е. экономические отношения рассматриваются как бы в чистом виде, ориентируясь на преобладающую форму хозяйствования, абстрагируясь от присутствующих менее значимых экономических систем.

Современная экономика на этапе информационного индустриального общества представлена в виде различных форм хозяйств, является смешанной. В этой экономике не государственная, не рыночная системы не преобладают друг над другом. Рынок создает эффективные стимулы для роста и развития. При командном управлении обеспечивается социальный приоритет потребности, но возникает проигрыш в мотивации. Соотношение между различными механизмами регулирования на определенном этапе определяется соотношением издержек и выгод.

В настоящее время распространение получили различные модели смешанной экономики, в которой распределение ресурсов частично осуществляется на рыночных основаниях, частично - обеспечивается решениями государства. Это система демонстрирует способность органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием, поэтому она может ослабить или даже снять ряд негативных моментов, присущих чисто рыночной или чисто централизованной системам. Наиболее эффективными в этом аспекте являются немецкая (социальное рыночное хозяйство) и шведская модели смешанной экономики.