Исторические города на территории Беларуси. Полоцк — самый древний город Беларуси Древние города в форме звезды беларусь

Исторические города на территории Беларуси. Полоцк — самый древний город Беларуси Древние города в форме звезды беларусь
Исторические города на территории Беларуси. Полоцк — самый древний город Беларуси Древние города в форме звезды беларусь


В 2012-м году самый древний город Беларуси, Полоцк, отметил свое 1150-летие. Сейчас это совсем небольшой городок с населением 82 тыс. человек.

А в средневековье Полоцк был крупнейшим городом Великого княжества Литовского. Но после многочисленных войск теперь от великого Полоцка остался маленький, но приятный городок, гуляя по которому погружаешься в атмосферу былых времен.

Изюминкой города является Спасо-Евфросиниевский женский монастырь,

// tan-alex.livejournal.com


зайти в который женщинам дозволяется, только облачившись в длинные юбки и хустки.

// tan-alex.livejournal.com


И мы, как настоящие христианки, повиновались. Внутренний дворик монастыря украшен благоухащими розами,

// tan-alex.livejournal.com


а пять черных круглых куполов Кресто-Воздвиженского собора, построенного в неовизинтийском стиле, придают ему величественность и монументальность.

В этом храме и покоятся святые мощи Евфросиньии Полоцкой, заходя в который я почувствовала какое-то душевное умиротворение и легкость, которой почему-то не ощущается в обычных церквях.

// tan-alex.livejournal.com


Экскурсия по городу нас тоже не разочаровала. Вход в сувернирный магазинчик в центре города украшает оригинальная тележка с цветочными горшками.

// tan-alex.livejournal.com


В магазине мне понравились стильные манекены,

// tan-alex.livejournal.com


кукольная парочка жениха и невесты

// tan-alex.livejournal.com


и керамические сувениры на всевозможные темы.

// tan-alex.livejournal.com


Люблю живые изгороди.

// tan-alex.livejournal.com


Кафедральный Богоявленский собор XVIII в.

// tan-alex.livejournal.com


Лютеранская кирха, построенная XIX-XX веков, в здании которой сейчас располагается Краеведческий музей.

// tan-alex.livejournal.com


И еще одна изюминка города - Софийский собор, древнейшее каменное сооружение на территории Беларуси, построенное между 1030-1060 годами. Явился символом принятия полочанами христианства.

// tan-alex.livejournal.com


Взорван в 1710 году русским царем Петром I, но в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Сейчас в соборе располагатся музей, проводятся экскурсии, концерты и фестивали органной музыки.

// tan-alex.livejournal.com


Возле собора красуется 8 метровый Борисов камень с выбитыми в нем надписями и крестами. Найденный возле деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка, в 1981-м году был перевезен к Софийскому собору. По одной из версий, камни отмечали маршруты торговых путей.

// tan-alex.livejournal.com


Поднявшись к собору сверху открывается вид на реку Западная Двина.

// tan-alex.livejournal.com


Побродив по узким улочка Полоцка, можно увидеть весьма разнообразные здания

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


и валун с выбитыми в нем языческими символами.

// tan-alex.livejournal.com


Самая центральная в городе - площадь Свободы,

// tan-alex.livejournal.com


// tan-alex.livejournal.com


центральное место которой занимает памятник героям Отечественной войны 1812 года, построенный в 2010-м году вместо его предшественника (Кстати сказать, в начале 1930-х годов памятник был снесён "на металл для нужд I пятилетки". Вместо него некоторое время красовался вездесущий Ильич.).

В 2012-м году самый древний город Беларуси, Полоцк, отметил свое 1150-летие. Сейчас это совсем небольшой городок с населением 82 тыс. человек.

А в средневековье Полоцк был крупнейшим городом Великого княжества Литовского. Но после многочисленных войск теперь от великого Полоцка остался маленький, но приятный городок, гуляя по которому погружаешься в атмосферу былых времен.

Изюминкой города является Спасо-Евфросиниевский женский монастырь,


зайти в который женщинам дозволяется, только облачившись в длинные юбки и хустки.

И мы, как настоящие христианки, повиновались. Внутренний дворик монастыря украшен благоухащими розами,

а пять черных круглых куполов Кресто-Воздвиженского собора, построенного в неовизинтийском стиле, придают ему величественность и монументальность.

В этом храме и покоятся святые мощи Евфросиньии Полоцкой, заходя в который я почувствовала какое-то душевное умиротворение и легкость, которой почему-то не ощущается в обычных церквях.

Экскурсия по городу нас тоже не разочаровала. Вход в сувернирный магазинчик в центре города украшает оригинальная тележка с цветочными горшками.

В магазине мне понравились стильные манекены,

кукольная парочка жениха и невесты

и керамические сувениры на всевозможные темы.

Люблю живые изгороди.

Кафедральный Богоявленский собор XVIII в.

Лютеранская кирха, построенная XIX-XX веков, в здании которой сейчас располагается Краеведческий музей.

И еще одна изюминка города - Софийский собор, древнейшее каменное сооружение на территории Беларуси, построенное между 1030-1060 годами. Явился символом принятия полочанами христианства.

Взорван в 1710 году русским царем Петром I, но в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Сейчас в соборе располагатся музей, проводятся экскурсии, концерты и фестивали органной музыки.

Возле собора красуется 8 метровый Борисов камень с выбитыми в нем надписями и крестами. Найденный возле деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка, в 1981-м году был перевезен к Софийскому собору. По одной из версий, камни отмечали маршруты торговых путей.

Поднявшись к собору сверху открывается вид на реку Западная Двина.

Побродив по узким улочка Полоцка, можно увидеть весьма разнообразные здания


и валун с выбитыми в нем языческими символами.

Самая центральная в городе - площадь Свободы,

центральное место которой занимает памятник героям Отечественной войны 1812 года, построенный в 2010-м году вместо его предшественника (Кстати сказать, в начале 1930-х годов памятник был снесён "на металл для нужд I пятилетки". Вместо него некоторое время красовался вездесущий Ильич.).

В двух сторон памятник охраняют пушки.

На этой же площаде установлен памятник совсем иным освободителям Полоцка - героям Великой Отечественной войны.

И, наконец, в скверике на улице Франциска Скорины вы сможете встретить весьма необычный памятник - букве "Ў" или как его называют "у нескладовай",

имеющейся только в белорусском алфавите и соответственно используемой в белорусской языке.

Спасибо всем, кто прогулялся со мной.

Многие белорусские города насчитывают в буквальном смысле слова многовековую, если не тысячелетнюю историю. И с каждым связаны многочисленные местные легенды и предания, не говоря уже о более чем интересных исторических фактах.

    Патриарх среди городов, о которых сохранилось достаточное количество исторических известий.

    Город тесно связан с именем монахини Ефросиньи, получившей ещё при жизни прозвище Полоцкая. Одна из наиболее известных женщин древнебелорусских земель, просветительница и основательница нескольких монастырей (а при них – специальных «подразделений», где переписывались книги и собиралась крупнейшая по тем временам библиотека.

    Кроме того, именно с Полоцком связана одна из самых драматических историй нашей древней истории – история полоцкого князя Рогволода и дочери его,Рогнеды. И киевского князя Владимира, который из-за несогласия девицы с его матримониальным предложением настолько потерял контроль над собой, что фактически дотла разорил город, девицу публично изнасиловал (и взял в качестве очередной жены, ибо до принятия христианства активно практиковал многоженство, да и гарем имел немалый), а её отца и братьев убил. Красно Солнышко, говорите? Святой, говорите?.

    На втором месте – Заславль. Первое известное название – Изяславль. Относительно этого города известна более или менее достоверная дата его основания. И имеет она отношение всё к той же Рогнеде и её сыну, Изяславу. Как известно, Рогнеда мужа-насильника неудачно попыталась убить, а единственным, кто стал на её защиту, стал их совместный сын. Согласно историческим свидетельствам, эта ситуация была истолкована авторитетнейшими людьми города (а власть князя, вполне сообразно с нынешними представлениями о демократии, была ограничена мнением этого самого собрания мудрецов) как необходимость отправить проштрафившуюся женщину и юношу в их вотчину, на земли их предков. Ну, разве что не совсем в Полоцк, а на новое место, где надлежало заложить новый город. Так и появился Изяславль, впоследствии превратившийся в Заславль.

    Кстати, анекдотично, что железнодорожная станция в этом городе до сих пор называется «Беларусь». Так что поезд Минск-Беларусь – это не шутка, а ироническая реальность.

    Строго говоря, Витебск должен был бы оказаться на втором месте, поскольку первые сведения о его существовании приходятся на Х век. И уже тогда это было не просто маленькое поселение, а вполне себе самостоятельный и способный обороняться населённый пункт.

    Согласно легенде, город был основан княгиней Ольгой, впоследствии принадлежал одному из самых загадочных правителей – Всеславу Чародею. В XI веке город и прилегающие земли превратились в небольшое удельное княжество.

    Сегодня Витебск – неизменная столица «Славянского базара», многочисленных выставок, проходящих в формате «город мастеров», родина множества всемирно известных художников и артистов, среди которых особо следует выделить Марка Шагала, всю жизнь верно служившего музе своего родного города.

    Также город, чья история отсчитывается от Х века и непосредственно связана с полоцким князем Рогволодом. Правда, не столько с самим князем, сколько с его противостоянием с князем самого Турова – Туром. Город, благодаря выгодному положению (на пути «изваряг в греки») на протяжении нескольких веков был центром общественно-полической, торговой и даже религиозной жизни. Считается, что именно в Турове был построен первый христианский храм – в 1005 году. Причём «Повесть временнЫх лет» отдельно отмечает, что это был храм «по западному (или латинскому) обряду». И обязан город был появлению такого храма именно заезжим западным купцам. Именно для них он и был возведён, и даже была образована епископская кафедра. Кстати, Туровское Евангелие, созданное в XI веке, было первой религиозной книгой, созданной на наших землях и сохранившейся до наших дней.

    Впрочем, практика показывает, что местные жители, во все времена весьма благосклонно относящиеся к верованиям своих гостей и соседей, ревностно сохраняли языческое мировоззрение своих предков. Даже сегодня, спустя почти тысячелетие христианства, мы видим и приношения на могилах (конфетки, «стопочки», сигаретки), и ленточки на деревьях, и по дереву стучать не забываем, чтобы ничего дурного не вышло.

  • Брест или Берестье

    Также один из древнейших белорусских городов. Вот только из исторических зданий там мало что сохранилось.

    Зато сохранилось множество легенд о сакральном месте, где был основан город. Началось всё, как гласят легенды, в берёзовом или берестовом (разновидность вяза) лесу, где было образовано небольшое языческое капище, вокруг которого начал расти посёлок. Достаточно быстро он превратился в город, а выгодное территориальное положение способствовало развитию торговли.

    Нынешнее название город получил благодаря полонизации. А поскольку в Польском королевстве XVII века один Брест уже был, то наш получил название Брест-Литовский. Кстати, популярная ныне торговая марка.

    Собственно Брестом город стал после карательных операций, которые проводил в окрестностях города российский полководец Суворов. Как и Могилёв, Брест был практически полностью вырезан «освободителями» и «усмирителями» заезжего палача.

  • Гродно или Городня

    Гродно или ГорОдня – самый западный город Беларуси, и тоже один из древнейших. И, кстати, едва ли не единственный, в котором сохранились здания и сооружения XVI-XVII веков. Удивительно, но даже в советские времена в городе сохранились культовые сооружения в немыслимых для советской республики количествах. В этом смысле Гродно чем-то напоминал нынешние страны Балтии – в ответ на приказы из союзной столицы, Москвы, там долго разбирались, а когда создатели этих приказов отправлялись к праотцам или просто забывали о поручениях, успешно саботировали уничтожение архитектурных памятников. Впрочем, и не только их.

    Первое упоминание города в летописях – 1005 год. Самое громкое упоминание – 1863 год, когда город и его окрестности стали едва ли не центром восстания под руководством Кастуся Калиновского. В ХХ веке город побывал и российским, и польским, и «возвращённым» в состав СССР.

  • Сегодня это небольшой районный город, а ведь в своё время был центром мощного княжества, а позднее – вторым по значимости центром Турово-Пинского княжества. Первое упоминание относится к XI веку, источник – «Повесть временнЫх лет». Один из успешнейших торговых центров на территории нынешних белорусских земель. И достаточно длительное время избегавший серьёзных разрушений во время набегов нахальных соседей, благодаря обилию болот. При малейшей опасности жители легко могли эвакуироваться на болотные острова, а захватчики оставались «хлопать клювом» у оставленного города.

    Пинск известен тем, что стал одним из первых населённых пунктов, в которых королева Бона Сфорца начала свою земельную реформу.

И любой из перечисленных городов достоин того, чтобы туда приехать. И найти, возможно, остатки древних сооружений. И услышать новые легенды, предания. Узнать ещё больше о нашей земле.

Катерина Сидорук

Выдался свободный денёк, который решено было потратить на визит в соседний Полоцк (от Витебска около 100 километров в один конец, но трасса пустая — час-полтора езды всего). Прогулка по самому Полоцку тоже много времени не занимает — так что съездить одним днём, остановившись в Витебске, — вариант весьма достойный.

Слегка испортила поездку погода — целый день дождливо и темно, а потому Полоцк оставил ощущение заброшенности и уныния. По улицам бродят полтора землекопа (видимо такая же местная особенность, как вымирающие после девяти вечера улицы Бреста), пробка перед железнодорожным переездом в центре, многие исторические здания разрушены или основательно перестроены. Но один раз заехать стоит всё равно, а если по пути — можно и ещё разок посетить при хорошей погоде.

Итак, Полоцк, считающийся географическим центром Европы, по совместительству — самый древний город Беларуси, в своё время был столицей достаточно мощного Полоцкого княжества (возвысилось при князе Всеславе-Чародее), затем входил в Великое Княжество Литовское и в конце-концов оказался в составе Российской Империи. Расположен он в месте впадения реки Полоты в Западную Двину, прямо в точке слияния этих рек, на холме, располагалась в своё время крепость, давшая начало Полоцку.

Теперь это небольшой райцентр, все интересные места можно обойти за день, я правда всё не обошел — бродить под дождём быстро надоело. Так что на карте Полоцка отметил только те достопримечательности, которые встретил на пути. Номера точек в тексте указаны в скобках, например: Софийский собор (5)

Первым при заезде со стороны Витебска на пути оказывается Свято-Ефросиньевский монастырь (1), основанный Ефросиньей Полоцкой (до этого была полоцкой же княжной) в 1120 году. Сперва был православным, затем (при поляках) стал католическим, а после снова православным, вплоть до закрытия в 1928 году. Во время Великой Отечественной вновь открывался, был опять закрыт, а теперь — действует. Что нехарактерно для старинных монастырей — не увидел вокруг него стен, только два корпуса с воротами посередине стоят при входе. Внутри находятся Спасо-Преображенская церковь (маленькая справа) и Свято-Крестовоздвиженский собор (на фото слева).
Церковь — постройки середины 12 века, служила помимо прочего местом хранения креста Ефросиньи Полоцкой (сейчас там находится только копия, оригинал пропал во время Великой Отечественной). В этой же церкви хранятся мощи самой Ефросиньи. Внутри ремонт и некоторая разруха, на второй этаж можно попасть только с экскурсией (достаточно просочиться вместе с группой).
Собор возведён в 19 веке, сказать о нём особо нечего — снаружи симпатичный, но достаточно обычный, истории не имеет.

Двинувшись к центру Полоцка, доехали до небольшой стояночки, расположенной у подножия Вала Ивана Грозного (2), где и оставили машины, переключившись на пешую прогулку. Для отсыпки вала десятиметровой высоты в 1563 году за год было перелопачено вручную 230 тысяч кубов грунта. Без толку, поскольку засевший за валом гарнизон сдался без боя. Внутри вала — стадион-кладоносец (на нём отрыли клад 9 века), а напротив — площадь Свободы.

На центральной площади Полоцка — площади Свободы (3) — возвышается памятник героям Отечественной войны 1812 года (3), из-за него выглядывает памятник воинам-освободителям Полоцка (стенка с барельефами на заднем плане). До 1964 года за памятником героям Отечественной войны находился иезуитский костёл, который был благополучно взорван и пущен на щебень. Теперь на его месте торчит убогая девятиэтажка с претензией на архитектурную оригинальность. Красные шишки с отверстиями, растущие из дома на фото, — и есть там самая претензия.
Если встать к памятникам и ушастому дому спиной — на противоположном конце площади обнаружится здание, чей боковой фасад украшен изображением старой панорамы самой же площади (до взрыва иезуитского костёла) — отличная находка по-моему.

Вдоль берега Двины идёт Нижне-Покровская улица, на которой, в числе прочих достопримечательностей, воткнут вот такой камешек с картинкой (возможно это стилизованный герб Полоцка).


На этой же улице расположены: центр национальных культур и ремёсел, Богоявленский собор, музей белорусского книгопечатания, краеведческий музей (4) (в здании лютеранской кирхи) — экспонаты кстати по-русски не подписаны — можно только глядеть и строить догадки. Улица одним концом упирается в парковку и холм со стоящим на нём Софийским собором.

По пути к собору попалась кафешка «Греция», порадовавшая своим наружным оформлением — на стене нарисованы сценки из истории Полоцка с подписями и гербы. Внутри побывать не довелось — как кормят — не знаю. Снаружи выглядит интересно, будет время и случай — обязательно загляну внутрь.

И вот наконец он — Софийский собор (5), венчающий вершину холма. Построен в 11 веке византийскими зодчими, сложен из валунов и тонкого кирпича. Затем был перестроен в 16 веке, во время сооружения Верхнего замка, частично разрушен взрывом порохового склада во времена Петра I и восстановлен униатами. В настоящее время не действует, но зрелище собой являет великолепное — дойти до него стоит. Возле собора находится Борисов камень — огромный валун, на поверхности которого высечен крест и надписи (датируется это всё 12 веком). Из склона холма напротив входа в собор бьёт незамерзающий источник, возле него лежит небольшой древнеславянский камень-жертвенник.

Погуляв по Полоцку около трёх часов, посмотрел чуть меньше половины достопримечательностей — есть запас для повторной поездки. Фотографировал немного — пасмурная погода и низкая светосила оптики моей мыльницы — не лучшее сочетание. Посему я вернусь в Полоцк как-нибудь летом и попробую поймать хорошую погоду, чтобы обойти и посмотреть то, что осталось за кадром в эту поездку!

В IX—XI вв. на территории современной Беларуси сформировались общности кривичей, дреговичей, радимичей, составившие этнические ядра древнейших раннефеодальных белорусских государств — Полоцкого (X—XII вв.) и Туровского (X—XIV вв.) княжеств. Земли Среднего Побужья с некоторыми древнейшими городами объединились вокруг своего главного города Берестье (Брест), Северного Посожья — входили в состав Смоленского княжества, а города Гомель, Чечерск, Речица — в состав Черниговского княжества. На землях Верхнего Понеманья в XII—XIII вв. возникли Городенское и Новогородское (Новогрудское) удельные княжества. Общественное развитие земель Беларуси раннего средневековья шло в общем русле с другими восточными славянами.

Указанный период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства согласно византийскому обряду, прогрессом в области культуры. В условиях углубления общественного разделения труда и отделения ремесла от земледелия, развития торговли, появления в IX в. устойчивого денежного обращения возникают и растут многочисленные укрепленные города, окруженные крепостными стенами. Они становятся центрами хозяйственной и культурной жизни территорий различных славянских племен и их княжеств. В этот период были заложены основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры.

Первые города на территории Беларуси возникли в IX—XIII вв. как укрепленные, огражденные поселения («грады»). Некоторые города выросли на местах прежних городищ периода железного века, другие развились из бывших центров племенных поселений, порубежных крепостей (Гродно), феодальных замков, как сложившиеся центры ремесел и торговли на значительных земледельческих территориях.

Для развития городов важное значение имело их размещение на водных и сухопутных торговых путях, где и возникли ранние и наиболее известные города: Полоцк, Витебск, Друцк, Туров, Берестье (Брест), Городня (Гродно), Пинск и др. Древние варяги, проникавшие в IX—XI вв. по торговому пути «из варяг в греки» (в Византию; в IX—XIII вв. его средняя часть проходила по территории Беларуси), из Балтийского в Черное море, видели множество поселений, огражденных стенами. Поэтому они называли земли кривичей и полочан вдоль Западной Двины «Гардарик» («страна городов»).
На севере и северо-западе Беларуси в IX—X вв. города возникали как опорные центры племен в результате заселения территбрии Беларуси восточными славянами. К таким городам относятся: Полоцк, Витебск, Лукомль, Минск, Друцк, Орша, Заславль, Логойск, Браслав, Шклов, Волковыск, Новогрудок. Города были пунктами, куда привозили полюдье древляне, дреговичи, кривичи.

Византийский император Константин Багрянородный составил описание (около 948 г.) «О Русах, приезжающих из России на моноксилах (лодках-однодревках) в Константинополь: «Зимний и суровый образ жизни этих самых Русов таков. Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть в круговой объезд и именно в славянские земли Вервианов (Древлян) Другувитов (Дреговичей) Кривитеинов (Кривичей) Севериев (Север) и остальных славян, платящих дань Русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои од- нодревки... снаряжаются и отправляются в Византию...»

В 945 г. киевский князь Игорь, «...желая больше имения», решил собрать полюдье дважды в течение одной зимы, но был убит восставшими древлянами.

Интенсивный рост городов в Беларуси начался в XI—XII вв. как результат прогресса в развитии сельского хозяйства и ремесел. В южной части Беларуси города возникали как центры ремесел и торговли, обслуживавшие значительные земледельческие регионы. В XI—XIII вв. на территории нынешней Гомелыцины выросло ожерелье древних городов: Гомель, Мозырь, Рогачев, Стрешин, Чечерск, Брагин, Речица.

В IX—XIII в. на территории Беларуси существовало более 40 городов. О 35 из них имеются сведения в славянских летописях («Повесть временных лет», XII в.), других письменных источниках. Некоторые выявлены в результате археологических открытий. К IX в. относится возникновение Полоцка; в X в. возникли Заславль, Туров, Волковыск; в XI в. — Браслав, Брест, Витебск, Друцк, Давид- Городок, Копысь, Логойск, Лукомль, Минск, Орша, Пинск; в XII в. — Борисов, Брагин, Гомель, Гродно, Клецк, Мозырь, Мстиславль, Но- вогрудок, Рогачев, Слуцк, Пропошеск (Пропойск, с 1945 г. — Слав- город), Чечерск; в XIII в. — Волковыск, Здитов (теперь д. Здитово в Березовском районе), Каменец, Копыль, Кобрин, Речица, Слоним, Турийск (теперь д. Турейск в Щучинском районе).

Многие древние города Беларуси носят имена своих князей- основателей. В их числе: Борисов, Заславль, Браслав, Давид-Городок, Туров, Мстиславль. Ряд городов назван по их месторасположению на реках: Минск, Полоцк, Витебск, Пинск, Слуцк.

С начала своего существования города становятся центрами экономической и культурной жизни окружающих территорий, устанавливают и развивают торговые связи с ближними и дальними группами восточно-славянского населения.

В центре города находился детинец (крепость), укрепленный деревянными остроколами-палисадами или срубными деревянными стенами — городнями, рвами и земляными валами, а позже — каменными стенами (в некоторых западных городах — с башнями-донжонами). В детинце находились замок феодала, административное управление, церковь, монастырь. Рядом с детинцем располагался окольный город со второй линией укреплений. Его обычно составляя посад (предместье) — торгово-ремесленная часть феодального города. Посады имели все древние белорусские города, в больших городах они делились на районы (концы).

Преобладающим населением посадов были ремесленники и торговцы. Уже в X в. в крупнейших городах Беларуси насчитывается свыше 40 видов ремесел. Кроме ремесел часть городского населения занималась промыслами, пашенным земледелием, огородничеством и скотоводством.

Планировка улиц в больших городах была радиально-кольцевой или радиально-веерной. Главная улица начиналась от городских ворот. Улицы шириной 2—5 м мостили бревнами и деревянными плахами, уложенными на бревенчатых лагах. В некоторых крупных городах (Полоцк, Минск) на улицах имелись дренажные устройства для отвода воды.

Для белорусских торгово-ремесленных городов типичной была планировочная структура с двумя центрами — феодальным замком и рыночной площадью с лавками, мастерскими ремесленников, торговыми складами. Вдоль городских улиц располагались дворы горожан с домами и хозяйствеными постройками (мастерские, сараи, склады), обнесенные заборами с входными воротами (брамой) под двускатной крышей.

Жилищное и хозяйственное строительство в городах XI—XII вв. велось из дерева. На усадьбах возводились небольшие однокамерные (однокомнатные) жилища наземного типа срубной конструкции из бревен, реже — из брусьев (Минск, Давыд-Городок) площадью 12—16 кв. м. Застройка отличалась плотностью расположения зданий. Дворы обычно были обнесены прочными деревянными оградами. Археологические исследования жилья посадского населения феодального Витебска, проведенные в 1981—1989 гг., показали процесс его развития от простых однокамерных изб к многокамерным избам с сенями, которые появляются в XII в.

В южной части Беларуси известны также наземные каркасные дома и полуземлянки.

Дома нередко имели деревянные полы из колотых досок. В верхних венцах стен вырубались небольшие окна, в домах более состоятельных владельцев они были слюдяными или стеклянными. Здания накрывали двускатными крышами из дранки. Для обогрева помещения служила глинобитная или каменная печь, стоявшая в ближайшем от входа углу дома.

В некоторых городах (Новогрудок, Берестье, Слоним) встречаются дома двухкамерной планировки, площадью в несколько десятков квадратных метров. Так, в Новогрудке в XII—XIII вв. на территории окольного города существовал квартал с двухкомнатными жилыми домами богатых горожан с площадью жилищ до 75 кв. м. Большинство строений имели оштукатуренные стены, большие окна с круглыми стеклянными дисками, отличались «белыми» печами различных типов.

В XII—XIII вв. в городах получили дальнейшее развитие ремесла, среди которых преобладали кузнечное, ювелирное, кожевенное, сапожное, портняжное, гончарное, бондарное, косторезное. Широкое распространение получило производство различных железных изделий, домашнего инструмента (замков, топоров, ножей, серпов, сошников, гвоздей и т. д.), оружия и амуниции (мечей, кольчуг, панцирей, наконечников копий, подков и др.). Увеличилось производство одежды и обуви, домашней утвари (керамической посуды, бондарных изделий), украшений, подвесок, височных колец, браслетов, бус, пуговиц и т. д. Археологические находки того времени включают костяные гребешки, шахматные фигуры, рукоятки ножей и др.

Уникальной является находка на территории окольного города в Гомеле разрушенной мастерской первой половины XIII в., где изготовлялись «брони дощатые» — железные прямоугольные выпуклые пластины к воинским доспехам. В мастерской оказалось 1,5 тыс. таких пластин, которые там изготовляли и обрабатывали, что свидетельствует о хорошо налаженном, широкомасштабном производстве защитного вооружения на древнем белорусском порубежье.

Разнообразные изделия ремесленников древнейших городов сегодня экспонируются в историко-археологических и краеведческих музеях Беларуси.

Среди различных слоев горожан развивалась письменность, известная на белорусских землях с X в. Наиболее ранними ее памятниками являются надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава (X в.), на кирпиче из Софийского собора (XI в.), текст Туровского Евангелия (XI—XII вв.), надпись на кресте Евфросинии Полоцкой (XII в.). Известны надписи XII в. на предметах быта: пряслицах из раскопок в Друцке, Пинске, Гродно, амфорах, найденных в Новогрудке и Пинске, на памятниках эпиграфики — Борисовых камнях (XII в.) и Рогволодовом камне (XII в). Археологами найдены в Брестском городище самшитовый гребень с частью вырезанного на нем алфавита, а также берестяные грамоты XIII— XIV вв. в Витебске (1959) и Мстиславле (1980).

С принятием в X в. христианства в древних городах Беларуси началось строительство монументальных каменных крестово- купольных храмов, построенных из плинфы — широкого и плоского обожженного кирпича толщиной 3—3,5 см. В X—XI вв. для их строительства приглашали мастеров из Византии, что способствовало усвоению восточнославянскими мастерами лучших традиций создания культовых православных храмов. В 1001 г. в Друцке была построена одна из первых церквей на землях восточных славян, а в XII в. в городах Беларуси имелось около 20 православных храмов.

В XII в. в городах древних белорусских княжеств под влиянием византийской, древнерусской и западноевропейской архитектуры сложились характерные местные архитектурные школы — полоцкая и гродненская. Для архитектурной школы как определенного направления в зодчестве характерно проявление своеобразия в стилевых принципах и определенные хронологические рамки, а также наличие архитектурных памятников, созданных учениками и последователями известного мастера. Основываясь на лучших традициях зодчества предшествующих столетий, белорусские архитектурные школы формировались также и на местной народной основе. Летописи сохранили имена древних зодчих — создателей архитектурных школ — полоцкого Иоанна и гродненского Петра Миланего.

Своеобразием и неповторимостью отличаются монументальные архитектурные шедевры древних белорусских городов XII—XIII вв.: Софийский собор и Спасо-Евфросиниевская церковь в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Уровню лучших памятников древнерусской культуры своего времени отвечали также монументальные каменные соборы в Новогрудке, Турове, Волковыске.

Вышедшая из колыбели византийских и восточнославянских традиций жизнеспособная и самобытная белорусская культура уверенно и успешно развивалась во всех удельных княжествах, а затем в Великом Княжестве Литовском.