Первые всемирные юношеские игры. Олимпиадные задания по физической культуре (теория). В какой из частей решаются задачи урока

Первые всемирные юношеские игры. Олимпиадные задания по физической культуре (теория). В какой из частей решаются задачи урока

А.С.Павлов , молодой посол Олимпийского комитета России на ЮОИ-2016, преподаватель
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация . В работе рассмотрены этапы становления Юношеских Олимпийских игр. Выявлены предпосылки для разработки концепции проведения данных соревнований. Определена значимость Юношеских Олимпийских игр как инструмента социализации юных спортсменов и интеграции Олимпийских ценностей и знаний в мировое сообщество. Проанализированы тенденции развития ЮОИ, выражающиеся в расширении программы соревнований и в появлении принципиально новых неолимпийских дисциплин. Представлена динамика результатов выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх.

FORMATION AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE YOUTH OLYMPIC GAMES

A.S. Pavlov , young ambassador of Russian Olympic Committee on YOG-2016, lecturer

Russian state university of physical education, sport, youth and tourism (SCOLIPE)

Abstract. The paper discusses the stages of the Youth Olympic Games. The prerequisites for developing the concepts for conducting competitions are revealed. We defined the significance of the Youth Olympic Games as a tool of socialization of young athletes and the integration of Olympic values and knowledge into global community. The development trends of the Youth Olympic Games are analyzed, which leads to the expansion of the competition program and the emergence of fundamentally new non-Olympic disciplines. The dynamics of the results of the Russian national team performances during the Youth Olympic Games are presented.

Идея создания Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ) принадлежит бывшему президенту Международного Олимпийского комитета (МОК) Жаку Рогге. Предложенная идея была одобрена членами правления МОК и позднее во время проведения 119-ой сессии МОК в Гватемале (2007 г.) проект ЮОИ был официально утверждён.

Юношеские Олимпийские игры являются главными из международных соревнований в детско-юношеском спорте. В настоящее время отдельными авторами отмечается значимость юношеского спорта для социализации личности и формирования социальных ценностей и установок. Именно поэтому проект Юношеских Олимпийских игр изначально создавался с целью позитивного влияния на молодое поколение и формирования у него спортивного и здорового образа жизни, делая из участников Игр послов Олимпийских ценностей для дальнейшей интеграции этих ценностей и знаний в мировое сообщество.

Юношеские Олимпийские Игры, так же, как и «взрослые» Олимпийские игры, представлены летними и зимними версиями проведения этих спортивных форумов (продолжительностью 12 и 10 дней – соответственно). Возраст участников ЮОИ составляет от 15 до 18 лет. Общее количество участников в летних ЮОИ, в среднем, составляет 3500 атлетов из 204 стран, в зимних – 1000 атлетов из 80 стран. Одной из особенностей ЮОИ является то, что юные спортсмены должны оставаться в Олимпийской деревне в течение всего времени проведения Игр – с целью их полноценного участия в культурно-образовательной программе данного спортивного форума. I-е летние Юношеские Олимпийские игры состоялись в 2010 году в Сингапуре, а I-е зимние ЮОИ прошли в 2012 году в Инсбруке (Австрия). II-е летние ЮОИ состоялись в 2014 году в Нанкине (КНР), II-е зимние ЮОИ прошли в 2016 году в Лиллехаммере (Норвегия).

Необходимо отметить, что прообразом Юношеских Олимпийских Игр стали Всемирные Юношеские игры, впервые проведенные в 1998 году в Москве, под эгидой Международного Олимпийского комитета. Во Всемирных Юношеских играх приняли участие 4676 спортсменов из 131 страны. В рамках соревнований состоялся международный форум, на котором были представлены результаты научных исследований олимпийского направления. Отсюда следует, что внедрение культурно-образовательного элемента в дополнение к соревновательной программе на примере ЮОИ не является чем-то принципиально новым, а развивает и дополняет идеи Всемирных Юношеских игр.

Одна из существенных особенностей Юношеских Олимпийских игр – интегрированная в программу соревнований культурно-образовательная программа, разработанная Международным Олимпийским комитетом, которая призвана решать следующие задачи: приобщение юных спортсменов к олимпийским ценностям, знакомство с историей олимпийского движения; развитие у спортсменов навыков, необходимых для построения успешной карьеры в будущем, как в спорте, так и вне его, всестороннего развития личности; участие спортсменов в семинарах, посвящённых спортивному и здоровому образу жизни; обмен опытом и знакомство с культурами разных стран, налаживание международных взаимоотношений, как в профессиональном, так и в личном плане.

Ответственными за организацию и обеспечение участия юных спортсменов в культурно-образовательной программе являются молодые послы, которые представляют страны-участницы на Юношеских Олимпийских Играх. Культурно-образовательная программа «Learn & Share» носит исключительно образовательный и просветительный характер, широко затрагивая различные аспекты истории спорта и олимпийского движения, проблемы подготовки атлетов и формирования необходимых навыков для успешной соревновательной деятельности и работы, как в спорте, так и вне его в будущем. Согласно инициативе Международного Олимпийского комитета в данной программе должно быть задействовано как можно большее число спортсменов, поскольку основной целью Юношеских Олимпийских Игр является именно пропаганда спорта, олимпийских ценностей и олимпийского движения среди молодого поколения. При этом делается акцент именно на всестороннее развитие спортсмена без выделения лишь соревновательной части и спортивного результата. В данном контексте ценность спорта выражается именно в многогранном преобразовании человека, в постоянном физическом и духовном совершенствовании личности. И Юношеские Олимпийские Игры рассматриваются как ступень к взрослому спорту, как этап подготовки, и успешной интеграции в сообщество после окончания спортивной карьеры.

Анализируя соревновательную часть Юношеских Олимпийских Игр, следует выделить наличие в программе соревнований смешанных команд (юноши и девушки), комбинированных соревнований (состязания в которых совмещены разные спортивные дисциплины) и соревнование межнациональных сборных команд (представители разных стран выступают в одной команде в определенной спортивной дисциплине). Внедрение такой формы соревнований было признано мировым сообществом как успешное. В таблице 1 представлена статистика по проведённым Юношеским Олимпийским Играм, которая наглядно отражает развитие соревнований в плане увеличения количества дисциплин и разыгрываемых комплектов медалей. Добавление новых дисциплин, появление смешанных команд, комбинация различных видов спорта – это оправданный шаг Международного Олимпийского комитета, отвечающий требованиям Олимпийской хартии и дающий право выступить на Юношеских Олимпийских Играх большему числу спортсменов, предоставляя возможность проявить себя не единожды и выступать в одной команде с бывшим оппонентом из другой страны. Последнее позволяет решать не только соревновательные, но и культурно-воспитательные задачи. Объединение молодых спортсменов со всего мира и формирование нормальных взаимоотношений между молодыми представителями разных культур способствует позитивным изменениям их мировоззрения, несмотря на существующие политические разногласия между странами.

Таблица 1 – Статистика проведения Юношеских Олимпийских игр

I летние

Сингапур

I зимние

Инсбрук (Австрия)

II летние

Нанкин

(КНР)

II зимние

Лиллехаммер (Норвегия)

Кол-во стран-участниц 204 69 203 71
Кол-во участников 3531 1022 3579 1071
Разыгрывается

Медалей

201 63 222 70
Кол-во видов спорта 26 15 28 15

С 12 по 21 февраля 2016 года в норвежском Лиллехаммере прошли II-е зимние Юношеские Олимпийские игры. Значимым нововведением ЮОИ-2016 стало включение в программу соревнований следующих дисциплин: гонки на монобобах, смешанная эстафета в биатлоне, соревнования по слоупстайлу во фристайле, соревнования по сноуборд-кроссу, соревнования по индивидуальному хоккейному мастерству (броски на точность, скорость бросков, пробегание дистанции на время, точность передач и др.), командные соревнования в комбинированных видах спорта (комбинация лыжных гонок, прыжков с трамплина и лыжного двоеборья).

По результатам ЮОИ-2016 сборная России заняла 1 место по общему количеству медалей и 3 место по числу золотых, уступив сборным командам США и Южной Кореи. В Лиллехаммере российские спортсмены завоевали награды в 12 из 15 видов спорта, 47 из 72 российских спортсменов вернулись домой с наградами. В таблице 2 представлены результаты выступления российской сборной на Юношеских Олимпийских играх за весь период их существования, начиная с 2010 года.

Таблица 2 – результаты выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх

I летние

Сингапур

I зимние

Инсбрук (Австрия)

II летние

Нанкин (КНР)

II зимние

Лиллехаммер (Норвегия)

Общекомандное место (золото) 2 5 2 3
Общее число медалей 45 16 57 24
Золото 19 5 27 7
Серебро 15 4 19 8
Бронза 11 7 11 9

Анализ результатов выступлений российский спортсменов на Юношеских Олимпийских Играх свидетельствует о положительной динамике в выступлениях сборных команд России, причем наибольший прогресс заметен в завоевании золотых медалей. Рассматривая Юношеские Олимпийские Игры как этап подготовки юных спортсменов с целью их перехода во взрослый спорт, можно с уверенностью говорить, что талантливые молодые спортсмены в России есть, и они уже занимают лидирующие позиции на соревнованиях мирового масштаба. А поскольку есть молодой и талантливый резерв, то есть и будущее у российского спорта.

Лето 1998 года оказалось знаковым для новой России. Причём этим знаком был явно не плюс. Тяжёлая экономическая ситуация в стране вынудила правительство во главе с Борисом Ельциным прибегнуть к кардинальным мерам, а именно объявить технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Дети того поколения наверняка помнят, как так любимые ими «сникерсы» за одну ночь подорожали в три-четыре раза. Кто бы мог предположить, что в такие времена в нашей стране появится настоящая россыпь будущих олимпийских чемпионов. Россия - действительно удивительная страна.

Критика Лужкова

Одним из инициаторов и идейных вдохновителей проведения первых в истории Всемирных юношеских игр был вечный, как тогда казалось, мэр Москвы Юрий Лужков. Его за это нещадно критиковали, потому что считали, что в таких экономических условиях браться за проведения крупного международного мероприятия просто нелогично и расточительно. Огня в топку добавляло и строительство Олимпийской деревни, потому что люди понимали, что на самом деле Лужков просто строит элитный жилой квартал, с которого можно получить солидные барыши. А уж когда случился тот самый дефолт, мэру Москвы ещё раз напомнили о его решениях. Хотя в какой-то степени Лужкову повезло, что в общей панике и непонимании происходящего про затраты на Всемирные игры как-то забыли.

Другая группа скептиков выражала сомнения и по поводу спортивной составляющей мероприятия. Мол, это просто местечковые соревнования, и новых звёзд мы из них не получим. Жители Москвы также поначалу не проявляли особого интереса ко Всемирным юношеским играми. Пригласительные раздавались практически всем желающим, всё-таки надо было произвести впечатление заполненных трибун. Эта характерная черта осталась с нами и по сей день. Звали студентов, волонтёров, военных. Всё как обычно.

Крутая атмосфера

Однако по ходу дела все стали понимать, что событие-то классное и хорошо организованное. Девизом Игр было «Москва - открытый мир детства», а талисманом стал Мишутка - сын олимпийского Мишки. Был открыт детский пресс-центр и информационно-музейный центр. Всё было максимально мило, и, когда смотришь на фотографии тех лет, невольно наворачиваются ностальгические чувства. Это было особое время со своими проблемами, но почему-то всё равно вспоминается с особой теплотой. Это невозможно объяснить логикой.

Олимпийская деревня на улице Удальцова также приятно поразила спортсменов и зрителей. Помимо жилых домов, постройку которых вменяли в претензию Лужкову, там был сделан спортивный комплекс высокого уровня и качества. По крайней мере, на тот момент. Соревнования проходили всего неделю в период с 11 по 19 июля, но оставили внушительное спортивное наследие.

Российские юниоры уверенно выиграли общий зачёт Всемирных юношеских игр, в которых принимали участие почти 5 тыс. спортсменов со всех континентов. Медали же завоевали 682 спортсмена из 68 стран. Это чтобы вы понимали, что это было не соревнование бывшего СССР и ещё нескольких стран, а полноценный крупный спортивный турнир. В художественной гимнастике победу одержала совсем юная тогда Алина Кабаева, которая стала впоследствии олимпийской чемпионкой. Кабаева является двукратной абсолютной чемпионкой мира и уже давно олицетворяет собой российский спорт. На тех же Играх зажглась звезда Ирина Чащиной, которая стала олимпийским призёром Игр в Афинах.

В прыжках с шестом первенствовала некая Елена Исинбаева, прыгнувшая тогда на 4 метра. Через 10 лет она установит уникальный мировой рекорд, преодолев рубеж в 5 метров и 4 сантиметра, выиграет своё второе олимпийское золото и окончательно войдёт в число легенд мирового спорта. Юрий Борзаковский уверенно выиграл финальный забег на 800 метров, более чем на две секунды опередив конкурентов из Саудовской Аравии и ЮАР . Через шесть лет в Афинах Юрий подарит россиянам одну из самых запоминающихся и эмоциональных побед в истории нашего спорта. Наши синхронисты Анастасия Ермакова и Анастасия Давыдова , как оказалось, с юношества приняли крушить соперников. Победа на юношеских Играх стала предвестником четырёх золотых медалей взрослой Олимпиады. Четырёх!

В баскетболе за мужскую и женскую сборную России играли Андрей Кириленко и Наталья Водопьянова . В теннисе здорово проявили себя Елена Дементьева и Анастасия Мыскина . Последняя вошла в историю нашего тенниса, став первой победительницей турнира «Большого шлема», а Дементьева к серебру Игр 2000 года добавила потом победу на Олимпиаде в Пекине. И это далеко не все наши триумфаторы. Просто удивительно, как все они начали зажигать именно на Всемирных юношеских играх. Лужков явно что-то знал.

Несправедливость

И всё же добавим в конце небольшую ложечку дёгтя. Всемирные юношеские игры прошли с таким успехом и так всем понравились, что стали впоследствии постоянными. С 2004 года они проводились за год до Олимпийских игр, а с 2010 года получили статус юношеских Олимпийских игр. Москва логично и ожидаемо попросила МОК присвоить статус первых в истории юношеских Игр именно турниру, который прошёл в июле 1998 года в столице России. Однако в МОК ответили отказом. Во многом причина была в том, что в 98-м Лужков договаривался о проведении турнира с Хуаном Антонио Самаранчем, который на тот момент возглавлял МОК. А в 2010 году пришлось иметь дело уже с Жаком Рогге , который признался, что «всё, что произошло в 1998 году, осталось в 1998 году».

Москве было вдвойне обидно, потому что столица подавала заявку и на проведение юношеских Игр в 2010 году, однако совсем немного проиграла Сингапуру по количеству голосов. История оказалась несправедливой по отношению к Москве, однако в памяти людей именно те Игры 20-летней давности стали уникальными и положили в основу развитие юношеского спорта на высочайшем уровне.

Всемирные юношеские игры в Москве были проведены в июле 1998 г. по инициативе Правительства Москвы и Московского городского физкультурно-спортивного объединения (МГФСО) при поддержке Олимпийского комитета России (ОКР). Соглашение об организации игр было подписано президентом Международного олимпийского комитета (МОК) Хуаном Антонио Самаранчем, мэром Москвы Ю. М. Лужковым и президентом ОКР В. Г. Смирновым 15 апреля 1997 г. в Лозанне. При этом организаторам Игр было разрешено пользоваться почти всеми олимпийскими символами и ритуалами.

В Греции, за месяц до начала Игр, был зажжен олимпийский огонь, который самолетом был доставлен в Сочи, а потом факельной эстафетой по территории России прибыл в Москву, и 13 июля 1998 г. во время торжественной церемонии открытия соревнований талисман Игр, медвежонок Мишутка, зажег олимпийский огонь в специальной чаше Центрального стадиона Лужники». На церемонии открытия Игр были соблюдены и некоторые другие олимпийские ритуалы: представление всех стран-участниц соревнований, торжественный марш с флагом Игр, поздравление президента МОК Самаранча, открытие Игр главой Российского государства, президентом России Б.Н. Ельциным и т. п.

Девиз Игр гласил: «Москва -- открытый мир детства».

Во Всемирных юношеских играх 1998 г. в Москве участвовали юные спортсмены 15--17 лет (а некоторые и моложе) из 139 стран мира, при этом атлеты 8 стран стартовали только в так называемых демонстрационных видах (проводимых вне основной программы). Основную программу Игр составили 15 олимпийских видов спорта: легкая атлетика, спортивная и художественная гимнастика, спортивное и синхронное плаванье, борьба вольная, греко-римская и дзюдо, фехтование, баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, теннис и настольный теннис. В демонстрационной программе было 33 вида спорта, в том числе: автомногоборье, подводное плаванье, стрельба из арбалета, армрестлинг, аэробика, бильярд, боулинг, гиревой спорт, пожарно-прикладной, городки, дартс, гольф, кикбоксинг, регби, самбо, скалолазание, спортивные танцы, американский футбол и другие.

Юные спортсмены России выступили во Всемирных юношеских играх с большим успехом. В соревнованиях по 15 видам спорта основной программы спортсмены России завоевали 124 призовые медали, из которых 64 золотые, 29 серебряные, 31 бронзовая. У их ближайших соперников -- атлетов Украины и Китайской Народной Республики оказалось соответственно 51 (10 + 19+22) и 32(21 +7+4) медали.

Отличным заключительным аккордом Игр явилась победа сборной команды России по футболу в финальном матче с командой Турции -- 1:0.

Для соревнований Игр были предоставлены лучшие спортивные базы Москвы и Подмосковья, все сооружения стадиона «Лужники», Дворцы спорта «Сокольники», игровые залы ЦСКА, стадионы «Динамо», «Локомотив», «Торпедо» Москвы, а также подмосковных городов Селянино, Химки, Щелково.

Соревнования обслуживали самые опытные спортивные судьи, которым помогали судьи-общественники из числа учащихся.

Школьники и студенты отлично проявили себя на Играх и в других сферах деятельности. Например, наравне с центральным пресс-центром функционировал и детский пресс-центр, в котором работали 150 корреспондентов 12--17 лет под руководством взрослых журналистов-педагогов из юнкоровского объединения «Пионерской правды».

В целом Игры явились отличной школой подготовки ближнего олимпийского резерва и значительно подняли престиж нашей страны, как в спортивных, так и в правительственных кругах.

ВСЕМИРНЫЕ ЮНОШЕСКИЕ ИГРЫ: ОТ ИДЕИ ДО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Идея организации международных детских спортивных соревнований в российской столице родилась в 1994 году после успешного окончания первых московских летних Игр олимпийских надежд, в которых приняли участие не только юные москвичи, но и их сверстники из 40 стран мира. Соревнования получили высокую оценку специалистов, в том числе и руководителей Международного олимпийского комитета, и послужили отправной точкой для нынешних Игр.

В ноябре 1995 года делегация правительства Москвы провела переговоры в штаб-квартире МОК и заручилась принципиальным согласием на проведение первых Всемирных юношеских игр. А 15 апреля 1997 года президент МОК Хуан Антонио Самаранч, мэр Москвы Юрий Лужков и президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов подписали официальное соглашение о проведении в Москве этих соревнований, в соответствии с которым МОК предоставил Играм свой патронаж и разрешил организаторам использовать свою символику.

Итак, первые Всемирные юношеские игры состоятся в столице России с 11 по 19 июля 1998 года. В них примут участие свыше 8000 молодых спортсменов от 11 до 18 лет из более чем 140 стран мира. Девиз Игр "Москва - открытый мир детства". Талисманом ВЮИ стал Мишутка, потомок олимпийского Мишки, олицетворявшего летние Олимпийские игры в Москве 1980 года.

В полном соответствии с Олимпийской хартией на открытии юношеских Игр будет зажжен олимпийский огонь. Его доставят из Афин в Сочи, а затем около 9000 мальчиков и девочек пронесут эстафету священного огня по 13 регионам России.

В программе Игр три взаимодополняющие части: спортивная и культурная программы, а также программа научно-практических мероприятий.

В спортивную программу входят соревнования по 15 видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу, плаванию, теннису, легкой атлетике, спортивной и художественной гимнастике, синхронному плаванию, фехтованию, дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, настольному теннису и гандболу. Соревнования будут обслуживать высококвалифицированные арбитры из России и многих других стран мира. В качестве показательных видов спорта на Всемирных юношеских играх будут представлены американский футбол, гольф, велокросс, пэйнтбол...

В рамках ВЮИ также пройдут форум "Молодежь Наука - Олимпизм", международный диспут "Если бы я стал президентом Международного олимпийского комитета...", акция "Марафон в XXI век. Спорт против СПИДа и наркотиков", международная научно-практическая конференция "Юношеский спорт XXI века" и другие.

Культурная программа поможет участникам соревнований и гостям Игр интересно провести свободное время, познакомит их с культурой и традициями народов России. Она предусматривает посещение главных историко-культурных центров Москвы и Подмосковья, театров и музеев. Будет организована демонстрация национальных видов спорта, игр, песен и танцев, пройдут выставки рисунков, плакатов и поделок юных москвичей и участников Игр. Также предусмотрены встречи с олимпийскими чемпионами из разных стран и просмотр фильмов об истории олимпийского движения, состоятся фестивали и вечера национальных культур в интернациональном клубе, расположенном в Олимпийской деревне, где будут отдыхать юноши и девушки разных континентов, рас и вероисповеданий.

Специально для участников Игр в Москве в экологически чистом районе - на улице Удальцова - был выстроен уникальный комплекс новой олимпийской деревни на 5300 мест. Он включает в себя пять высотных зданий, культурно-развлекательный центр, различные спортивные объекты, бассейн, центр детского творчества.

Главной спортивной ареной первых Всемирных юношеских игр станет реконструированный стадион "Лужники", соревнования по отдельным видам спорта состоятся также на лучших спортивных сооружениях Москвы.

Финансирование подготовки и проведения Игр в значительной степени ведется за счет привлечения внебюджетных средств. Подписаны договоры о спонсорстве с банком "Менатеп", Сбербанком России, фирмой "Ксерокс СНГ". Официальными страховщиками Игр стали компании "Ингосстрах" и "Спасские ворота", застраховавшие Игры и их участников от всех видов рисков на сумму 200 миллионов долларов.

Для более полного и объективного освещения Всемирных юношеских игр создан Информационный центр. За его работу отвечают Комитет по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы и уполномоченное российское агентство по связям с общественностью "Имиджленд Public Relations". В задачи Информационного центра входит проведение пресс-мероприятий для аккредитованных на Играх зарубежных и российских журналистов, а также координация всей работы со средствами массовой информации в рамках подготовки к Всемирным юношеским играм.

Церемонии открытия и закрытия

Баскетбол

Борьба вольная

Борьба греко-римская

Волейбол

Гандбол

Гимнастика спортивная

Гимнастика художественная

Дзюдо

Легкая атлетика

Плавание

Плавание синхронное

Теннис

Теннис настольный

Фехтование

Футбол

ЗВЕЗДЫ СПОРТА И ЭСТРАДЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ МОСКОВСКИЕ СТАРТЫ МОЛОДЫХ

Лариса ЛАЗУТИНА, трехкратная олимпийская чемпионка, шестикратная чемпионка мира, обладательница Кубка мира-90 по лыжным гонкам:

- Всемирные юношеские игры - очень хорошее начинание. Я сама с этого начинала: у нас в Мурманске были, конечно, не всемирные, но крупные всесоюзные соревнования. Именно там я впервые выиграла с девчонками в эстафете. Мы приехали из Карелии никому не известными, и эта победа стала для нас огромным событием, запомнившимся на всю жизнь.

Александр ТИХОНОВ, президент Союза биатлонистов России, четырехкратный олимпийский чемпион:

- Раньше в нашей стране проводились Спартакиады народов СССР, Спартакиады народов России, другие комплексные соревнования. Например, я выступал на призы газеты "Пионерская правда", и для меня это были большая честь и радость. Я готовился к стартам, как к Олимпийским играм, испытывая неповторимые ощущения.

Считаю, что Всемирные юношеские игры должны стать традиционными и проводиться через год, зимой и летом отдельно. Думаю, каждая страна почтет за честь принять у себя эти Игры, поскольку они на благо подрастающего поколения, которое мы уведем с улиц, убережем от пороков.

Паша ГРИЩУК, двукратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию:

- Проводить такие Игры - очень хорошая идея. Я желаю всем удачи, везения, желаю добиться наилучших результатов. Надеюсь, Игры принесут всем радость, хорошее настроение, поскольку приедут люди со всего мира, и это станет большим праздником, событием для всех.

Евгений ПЛАТОВ, двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию:

- Любые юношеские соревнования очень важны. Помню, с каким энтузиазмом участвовал в детских стартах "Олимпийские надежды". И, как видите, эти надежды превратились в золотые медали. Не проводя таких соревнований, мы теряем все - нашу базу, нашу молодежь, которая должна поднять впоследствии страну.

Марина ХЛЕБНИКОВА, певица:

- Когда я училась в школе, то занималась спортом и участвовала в детских соревнованиях. Помню, как однажды зимой бежала по лыжне и очень хотела победить. Наши ребята тоже должны стремиться к победе. Я занималась плаванием, выполнила норму кандидата в мастера спорта, поэтому знаю, что такое команда, и хочу поддержать наших ребят.

Бари АЛИБАСОВ, художественный руководитель группы "На-На":

- Нужны ли юношеские Игры? Вообще смешно эту тему обсуждать. Ведь главное, что человека отличает от животного, - это цель. Сюда, в Москву, собираются приехать мальчики и девочки, у которых она есть. Это великолепно, ведь без цели невозможно жить. Нет цели смысл жизни теряется. Представляете, скольким мальчикам и девочкам Игры дали цель? И не важно, что кто-то из них не победит. Игры все равно станут символом, а их участники - кумирами для миллионов детей наших и во всем мире.

Светлана ЛАЗАРЕВА, певица:

Я считаю, что серьезней юношеских Игр быть ничего не может. Потому что это - вторая Олимпиада в Москве за историю столицы. Всегда, когда происходили древние Олимпийские игры, прекращались войны - настолько людям был важен и интересен спорт. И мне бы очень хотелось, чтобы ребят, которые примут участие в юношеских Играх, мы увидели потом на настоящих Олимпийских играх. Мы будем гордиться тем, что в Москве они начинали свою спортивную карьеру. И не важно, кто из них победит. Важно, что все они будут вместе.

Задания объединены в 3 группы :

При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

Каждое верное утверждение этой группы оценивается в 0,5 балла .

Контролируйте время выполнения задания.

Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.

Время выполнения всех заданий – 45 минут .

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха !

Задания , ответы и критерии оценивания

Задания

I. Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Где и когда проводились первые всемирные юношеские игры ?
    • а) Барселона 1992 г.;
    • б) Москва 1998 г.;
    • в) Москва 1996 г.;
    • г) Лос-Анджелес 1984 г.
  1. Что означали состязания в « долиходроме » на Играх в Древней Греции ?
    • а) пятиборье;
    • б) бег на одну стадию;
    • в) бег на выдержку (выносливость);
    • г) кулачный бой с борьбой.
  1. Где проводились зимние Всемирные военные игры 2017 года ?
    • а) Рим, Италия;
    • б) Хайдарабад, Индия;
    • в) Анси, Франция;
    • г) Сочи, Россия.
  1. На каких соревнованиях в честь победителя играет не гимн страны , а Гаудеамус гимн студентов ?
    • а) Всемирные юношеские игры;
    • б) Всемирная Универсиада;
    • в) Всемирные игры;
    • г) Всемирная спартакиада.
  1. Какой из методов используется для разучивания двигательного действия ?
    • а) расчленённо-конструктивного упражнения;
    • б) игровой;
    • в) соревновательный;
    • г) равномерный.
  1. В какой из частей решаются задачи урока ?
    • а) в подготовительной;
    • б) в основной;
    • в) в заключительной;
    • г) в каждой из частей.
  1. Как называется состояние человека , которому свойственно полное физическое , душевное и социальное благополучие ?
    • а) физическое развитие;
    • б) физическая подготовленность;
    • в) физическое состояние;
    • г) здоровье.
  1. Какое наказание применяется к спортсмену , уличённому в употреблении допинга ?
    • а) денежный штраф;
    • б) всеобщее порицание;
    • в) отстранение от участия публичных мероприятиях;
    • г) дисквалификация.
  1. Как называют совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы ?
    • а) массаж;
    • б) закаливание;
  1. Какой из видов спорта относится к игровым ?
    • а) фехтование;
    • б) скелетон;
    • в) водное поло;
    • г) шорт-трек.
  1. К какой форме организации занятий относится туристский поход ?
    • а) соревновательная;
    • б) урочная;
    • в) крупная;
    • г) малая.
  1. Что представляет собой вводная гимнастика ?
    • а) комплекс упражнений для ускорения врабатывания в какой-либо деятельности;
    • б) одну из составляющих подготовительной части урока;
    • в) чередование физических упражнений с водными процедурами;
    • г) синоним физкультминутки.
  1. Что относится к характеристикам физической нагрузки ?
    • а) степень преодолеваемых при их выполнении трудностей;
    • б) утомление, возникающее в результате их выполнения;
    • в) сочетание объёма и интенсивности физических упражнений;
    • г) частота сердечных сокращений.
  1. К циклическим видам спорта относится
    • а) фехтование;
    • б) велоспорт;
    • в) вольная борьба;
    • г) гимнастика.
  1. Какой витамин вырабатывается организмом при воздействии ультрафиолета ?
    • а) витамин А;
    • б) витамин В;
    • в) витамин С;
    • г) витамин D.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Завершите определение , вписав соответствующее слово в бланк ответов .

  1. В каком году МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр?
  2. В Олимпийском движении используется сокращение НОК, что оно обозначает?
  3. В каком году Игры Олимпиады во второй раз проводились на их исторической Родине – в Греции?
  4. Самый распространённый способ передвижения человека.
  5. Вид спорта, который включает конкур, фехтование, стрельбу, бег и плавание, называется __________________________.

III. Задания на установление соответствия между понятиями

  1. Установите соответствие между Олимпийскими играми и годами их проведения .
  1. Установите соответствие между методами физического воспитания .
  1. Установите соответствие между двигательными способностями и средствами , их воспитывающими .
  1. Установите соответствие между положениями тела и их графическим изображением .

Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий

I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.

II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов. Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.

III. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие») оцениваются по 0,5 балла за каждое верное утверждение, за каждое неверное утверждение – 0 баллов.

Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.

Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).

Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).

Задания на соответствие – в сумме 15 баллов (5 вопросов).

Максимально возможная сумма – всего 40 баллов.

Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов .

X i = K·N i /M , где

Х i – «зачётный» балл i -го участника;

К

N i – результат i

М

Например , результат участника в теоретико-методическом задании составил 28 баллов (N i = 28) из 40 максимально возможных (М = 40). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения N i , К и М и получаем зачётный балл:

X i = 20 · 28 / 40 = 14 баллов.

Ответы на теоретические задания

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

вопроса

Варианты ответов
«а» «б» «в» «г»
1 б
2 в
3 г
4 б
5 а
6 б
7 г
8 г
9 а
10 в
11 в
12 а
13 в
14 б
15 г

II. Задания в открытой форме.

  1. 1925 г.
  2. Национальный олимпийский комитет
  3. 2004 г.
  4. ходьба
  5. современное пятиборье

III. Задание на установление соответствия между понятиями.

21 1 – Е, 2 – А, 3 – Д, 4 – Б, 5 – В, 6 – Г.
22 1 – Е, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Г, 6 – Д.
23 1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Е, 5 – А, 6 – Б.
24 1 – Б, 2 – Д, 3 – Е, 4 – А, 5 – В, 6 – Г.
25 1 – Б, 2 – Е, 3 – А, 4 – Д, 5 – Г, 6 – В.

Практический тур «Гимнастика»

  1. Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
  2. Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
  3. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
  4. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
  5. Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
  6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
  7. Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
  8. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
  9. Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
  10. При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
  11. Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
  12. Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
  13. Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
  14. Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.

Таблица 1. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (девушки)

№ п / п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать и кувырок вперёд 1,0
2 Кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать 1,0 + 0,5 + 1,0
3 Перекат вперёд в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать – лечь на спину руки вверх 1,0
4 Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев 1,0
5 Кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись и выпрямиться в стойку, руки вверх 1,0 + 1,5
6 Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, поворот лицом в направлении движения 1,0
7 Прыжок вверх с поворотом на 180° 1,0

Таблица 2. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (юноши)

№ п / п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Отставляя ногу в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны, обозначить – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев 1,0 + 1,0
2 Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев 2,0
3 Кувырок назад в упор стоя согнувшись – кувырок назад согнувшись 0,5 + 1,0
4 Выпрямиться в стойку руки вверх и шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать 1,0
5 Приставить ногу в стойку руки вверх и махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо»), приставляя ногу, поворот в направлении движения 1,0
6 Кувырок вперёд прыжком 1,0
7 Прыжок вверх с поворотом на 360° 1,5

Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов

Ошибки исполнения Сбавки
1 Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента – стоимость элемента
2 Недостаточная высота полётной фазы прыжков, иска жение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног – до 0,5 балла
3 Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами – до 0,3 балла каждый раз
4 Остановка при выполнении упражнения более семи секунд Упражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть
5 Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд – стоимость элемента
6 Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом:

– переступание и незначительное смещение шагом

– широкий шаг или прыжок

– касание пола одной рукой, падение

– 0,1 балла

– 0,3 балла

– 0,5 балла

7 Выход за пределы акробатической дорожки – 0,5 балла
8 Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения – 0,3 балла
9 Повторное выполнение упражнения после неудачного начала – 0,5 балла
10 Нарушение требований к спортивной форме – 0,5 балла

Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике

Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

X i = K·N i /M , где

Х i – зачётный балл i -го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

N i – результат i -го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например , результат участника составил 7 баллов (N i = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения N i , К и М и получаем зачётный балл:

Х i = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.

Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 9-11 классы

Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и .

Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.

Методические указания к выполнению испытания:

  1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
  2. Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
  3. Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
  4. Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
  5. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
  6. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.

Методика оценки испытаний

  1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
  2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
  3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
  4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.

Инвентарь и оборудование

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.

Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.

Оборудование :

  1. конусы – 21 шт.;
  2. высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
  3. секундомер – 2 шт.;
  4. свисток – 1 шт.;
  5. 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
  6. 1 волейбольный мяч;
  7. 1 футбольный мяч;
  8. измерительная рулетка;
  9. баскетбольный щит с кольцом;
  10. футбольные ворота 2 × 3 метра;
  11. 3 теннисных мяча;
  12. гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.

Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий

Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов .

Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:

X i = K · M/N i , где

Х i – зачётный балл i -го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);

N i – результат i -го участника в испытании;

М – лучший результат в испытании.

Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.

Например , при N i = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем:

Х i = 40 · 139,0 / 170,7, Х i = 32,6

Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.

Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.

Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.

№ п / п Содержание упражнений Требования к выполнению Оборудование указания и методические Методика оценки
1 Перевод баскетбольного мяча с руки на руку под ногой Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии, и выполняет перевод с руки на руку под ногой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Юноши и девушки – 10 повторений. Ограничительная зона

– трехсекундная зона площадки. Линия старта задания №1

– линия штрафного броска. Баскетбольный мяч лежит на линии старта.

Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; — каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу.

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча).

2 Бросок баскетбольного мяча в кольцо Участник последовательно выполняет три штрафных броска. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания. После первого и второго броска участник самостоятельно подби рает мяч и перемещается с веде нием для выполнения последую щих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья. Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями. Добавляется 3 секунды за:

– непопадание в кольцо; — заступ за штрафную линию во время выполнения штрафного броска;

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча)

3 Ведение футбольного мяча и удар по футбольным воротам Закончив выполнение предыдущего задания, участник перемещается к линии старта задания № 3 и начинает ведение футбольного мяча «змейкой» между конусами, установ ленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком) После обводки последнего конуса участник выполняет удар мячом любой ногой по воротам с расстояния 7 метров от линии удара, обозначенной 2 конусами, и переме щается к линии старта задания № 4. Засчи тывается любое попадание мячом в ворота (верхом, низом). Старт задания обозначен конусами на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. Футбольный мяч расположен на линии старта. Размер футбольных ворот 2 × 3 метра.

Допускается имитация ворот соответствующего размера на стене спортивного зала. Мяч после удара подбирает судья.

Добавляется 3 секунды за:

— каждое перешагивание через конус,

– нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса,

– непопадание мячом в ворота.

4 Прыжки на двух ногах с продвиже нием вперёд Участник, подбегает к конусам, обозна чающим старт задания № 4, и выполняет прыжки вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, выполняя внутри каждого обруча два прыжка с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки. После завершения задания участник бежит к линии задания № 5. Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.) Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера. Добавляется 3 секунды за:

– приземление за пределами обруча;

– начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги;

– каждый невыполненный прыжок;

– каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком.

5 Передачи волей больного мяча двумя руками снизу над собой Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0– 1,5 м. После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует его на полу на финишной линии. 4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы. Если участник во время выпол нения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения. Судья вслух считает удачные попытки. Секундомер выключается в мо мент фиксации мяча на линии. Добавляется 3 секунды за:

– каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач);

– каждый выход из обозна ченной зоны;

– каждую передачу менее 1 метра высотой.