Защита прав и законных интересов. Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права Понятие и виды форм защиты

Защита прав и законных интересов. Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права Понятие и виды форм защиты
  • Теоретические и материально-правовые основы защиты прав и законных интересов
  • Право на защиту
    • Значения понятия «право на защиту»
    • Объекты защиты
    • Порядок защиты интересов, опосредованных и не опосредствованных субъективными правами
    • Принципы реализации права на защиту
  • Формы защиты
  • Способы защиты в системе мер правоохранительного характера
    • Понятие и выбор способов защиты
    • Классификация способов защиты
    • Соотношение понятия «меры правоохранительного характера» со смежными понятиями
    • Виды юридических санкций и порядок их применения
  • Применение способов защиты, реализуемых в неюрисдикционной форме
  • Оспаривание нормативных актов
    • Признаки нормативных актов и общие вопросы их оспаривания
    • Оспаривание нормативных актов в Конституционном Суде РФ
    • Последствия введения в оборот понятия «признание нормативного акта недействующим»
    • Подведомственность и подсудность судебных дел об оспаривании нормативных актов
    • Оспаривание нормативных актов через прокурора и в административном порядке
    • Неприменение судом нормативного акта, противоречащего акту более высокой юридической силы
    • Оспаривание актов ненормативного характера государственных и муниципальных органов
    • Оспаривание действий (бездействия) должностных лиц государственных и муниципальных органов
    • Обжалование постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
    • Обжалование отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Обжалование постановлений о наложении административных штрафов
    • Признание не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке
    • Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию
    • Освобождение имущества из-под ареста (исключение из описи)
  • Применение мер регулятивного характера
    • Возврат средств из бюджета
    • Взыскание процентов за нарушение срока возврата из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
    • Взыскание убытков, их отличие от судебных расходов
    • Компенсация морального вреда
  • Проблемы защиты прав и законных интересов, связанные с проведением «модернизации» правовой системы России
  • Вопрос о правотворчестве высших судов как индикатор состояния правовой системы России
    • Проявление вопроса о правотворчестве высших судов в российской правоприменительной практике
    • Отсутствие нормотворческих функций у высших российских судов
    • Правотворчество судов
    • Толкование судами норм права, его отличие от нормотворчества
    • Виды толкования судами норм права
    • Источники права
    • О пределах полномочий судов
    • Негативные последствия нынешнего состояния вопроса о правотворчестве высших российских судов
  • Прецедентное право в России: пренебрежение к законам и усугубление проблем правоприменения
    • Прецедент в правовой системе России
    • Особенности прецедентного права
    • Полномочия судов в англосаксонской и континентальной правовых семьях
    • Правовое закрепление обязательности актов вышестоящих судов для нижестоящих в России
    • Судебная практика об обязательности актов вышестоящих судов для нижестоящих
  • Конституционный Суд РФ: проблемы с компетенцией требуют решения
    • Проблемные вопросы компетенции Конституционного Суда РФ
    • Примеры превышения Конституционным Судом своей компетенции
    • Критерии отнесения вопросов к числу конституционных
    • Иные предложения об изменении законодательства
  • Справедливость в российском праве: подмена понятий, субъективизм и неопределенность
    • Справедливость как многоаспектное явление
    • Основное значение справедливости в праве
    • Подходы к соотношению права и справедливости в доктрине права
    • Требование справедливости в российском праве
    • Справедливость в актах Конституционного Суда РФ
    • Понятие справедливости в теории права
    • Справедливость в актах Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Равенство конституционных ценностей
  • Экономический анализ права как средство уничтожения доктрины российского права
    • Экономический анализ права и «американизация» российского права
    • Ключевые моменты теории экономического анализа права

Формы защиты

Понятие и виды форм защиты

Каждый способ защиты реализуется в определенном порядке, который и именуется формой защиты.

Право на защиту может реализовываться как через специально уполномоченные государственные органы, так и самостоятельными действиями управомоченного лица.

В зависимости от этого выделяют два вида форм защиты:

  1. неюрисдикционную, когда право на защиту реализуется самостоятельными действиями управомоченного лица (самозащита прав, применение мер оперативного воздействия, досудебное урегулирование споров, неприменение норм при реализации права);
  2. юрисдикционную, когда право на защиту реализуется через государственные и иные уполномоченные государством органы осуществлять защиту прав (третейские суды, нотариат).

В зависимости от вида органов, осуществляющих защиту, выделяются три разновидности юрисдикционной формы:

  1. судебная;
  2. административная, т.е. обращение в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу;
  3. нотариальная.

Соответственно о процессуальном порядке защиты прав и законных интересов речь ведется, когда право на защиту реализуется через судебные органы, а о процедурном, - когда право на защиту реализуется через органы, не относящиеся к судебным.

Необходимо учитывать, что в процессуальном праве под формой защиты часто понимаются виды исков: о присуждении и о признании, что не охватывает полностью даже те способы защиты, которые реализуются в судебном порядке.

Нотариальная форма защиты применяется только в гражданско-правовых отношениях, да и то достаточно ограниченно (совершение исполнительных надписей, совершение протестов по векселям и чекам). Поэтому в публичных отношениях права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности защищаются только в судебной и административной формах. Причем споры, возникшие в рамках публичных отношений, разрешаются только государственными судами.

Выбор формы защиты

Судебный порядок защиты (судебная форма защиты) носит универсальный характер, т.е. если какое-либо лицо считает свои права и интересы нарушенными, оно должно иметь возможность обратиться в суд за защитой.

Такой подход основан на ст. 46 Конституции РФ, в которой установлено следующее:

  1. каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ право на судебную защиту не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.

Особое значение судебной формы защиты обусловлено тем, что суды при рассмотрении дела должны исследовать по существу все фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (абз. 1 п. 3.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. № 267-0).

Защита прав в административном порядке в отличие от судебной формы осуществляется только в случаях, предусмотренных законом (см., например, п. 2 ст. 11 ГК РФ). При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Применение административного порядка требует, чтобы инстанция, куда обращаются за защитой, являлась вышестоящей, т.е. обладала в отношении нижестоящей инстанции, на которую подается жалоба, административными полномочиями.

Выбор форм защиты осуществляется самим лицом, обращающимся за защитой.

Причем судебную и административную формы защиты, если иное не установлено законом, можно использовать одновременно (см., например, п. 1 ст. 138 НК РФ). Втаком случае решения вышестоящих органов об отказе в удовлетворении жалоб оцениваются арбитражными судами наряду с другими документами, имеющимися в деле (см. п. 4 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, являющегося приложением к письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-373).

Однако в законе может быть установлено, что в случае, если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд (см., например, п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ) либо рассмотрение жалобы, поданной в административном порядке, приостанавливается. Так, принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности (п. 2 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, как вариант в законе может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Таким примером является п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данный пункт устанавливает исключение из упомянутого выше правила, закрепленного в п. 1 ст. 138 НК РФ.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ о принципе универсальности судебной защиты

В качестве примеров применения принципа универсальности судебной защиты можно привести следующие правовые позиции Конституционного Суда РФ 1 Правовые позиции Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на основании ст. 6, ч. 3 ст. 29 и ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», что, в частности, было подтверждено в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П. При этом не имеет значения, в каком виде решения Конституционного Суда РФ (определении или постановлении) содержатся эти позиции. :

  1. содержащуюся в п. 1 резолютивной части Постановления от 12 марта 2001 г. № 4-П. Из этой позиции можно сделать общий вывод, касающийся не только процедуры несостоятельности (банкротства). Суть его заключается в следующем. Поскольку право на судебную защиту ограничению не подлежит, то, если какой-либо субъект считает свои права нарушенными, вопрос о том, предусмотрено ли прямо обжалование конкретного определения процессуальным кодексом, значения не имеет. Требование данного субъекта должно быть рассмотрено в соответствующем суде по существу;
  2. выраженную в абз. 5 п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. № 67-0, согласно которой отсутствие в действующем законодательстве прямых указаний на возможность судебного рассмотрения дел по жалобам юридических лиц на действия (бездействие) органов государственной власти не может парализовать само это право, гарантированное непосредственно Конституцией РФ. Разрешение же вопроса о том, каким судам - арбитражной или общей юрисдикции - подведомственны такие жалобы, зависит от их конкретного содержания, в том числе от того, какие именно права были нарушены действиями (бездействием) органов государственной власти:
  3. закрепленную в абз. 3 п. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. № 9-П. где указывалось, что право на судебную защиту предполагает охрану прав и законных интересов гражданина не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда. При этом эффективной гарантией такой защиты является и сама возможность пересмотра дела вышестоящим судом, которая в тех или иных формах (с учетом особенностей каждого вида судопроизводства) должна быть обеспечена государством;
  4. содержащиеся в абз. 1 п. 3 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 января 2008 г. № 1-П, в соответствии с которыми установленное АПК РФ исключение обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу решений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ, принятых по отнесенным к его подсудности делам об оспаривании нормативных правовых актов, не означает, что такие решения и определения вообще не подлежат обжалованию и судебной проверке. В целях реализации положений ст. 46 Конституции РФ они могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом исключение обжалования в кассационном порядке решений Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенных им в качестве суда первой инстанции по делам об оспаривании нормативных актов, не противоречит Конституции РФ.

Установление в законе сроков для обжалования решений судов нижестоящих инстанций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и также, по мнению Конституционного Суда РФ, не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту (абз. 2 п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 409-О).

EXTRAJUDICIAL WAYS TO PROTECT THE SUBJECTIVE

Ignatovich Nikolai Mikhailovich, lawyer, Nikolai Michailovich Ignatovich’s lawyer office, consisting in the register of lawyers of the Arkhangelsk region, bachelor, student-

undergraduate, Russia.

Abstract. The article raises an issue about the alternative methods of protection subjective civil rights. These methods have become the most actual considering the fact of still undeveloped russian judical system. Courts do not apply the substantive law in their entirety, that, as a consequence, leads to a large number of miscarriages of justice, a gross violation of the law courts and violation the rights of the parties involved, rather than their protection.

Keywords: Courts of general jurisdiction, Constitution of Russia, judicial protection, extra-judicial methods of protection, jurisdictional methods of protection, non-jurisdictional methods of protection, arbitration, mediation, notary, claim procedure for dispute settlement.

ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ

ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Игнатович Николай Михайлович, адвокат, адвокатский кабинет Игнатовича Николая Михайловича, состоящий в реестре адвокатов Архангельской области, бакалавр,

студе нт-магистр ант

Аннотация. В статье поднимается вопрос об альтернативных способах защиты субъективных гражданских прав, которые в настоящее время становятся наиболее актуальными в виду несовершенства судебной системы в Российской Федерации, неприменении судами норм материального права в их совокупности, что, как следствие, приводит к большому количеству судебных ошибок, грубому нарушению законодательства судами и нарушению прав участников правоотношений, вместо их зашиты.

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, Конституция РФ, судебная защита, внесудебные способы защиты, юрисдикционные способы защиты, неюрисдикционные способы защиты, третейский суд, медиация, нотариат, претензионный порядок урегулирования споров.

Главным направлением деятельности суда, его краеугольной задачей, является защита нарушенного права субъектов гражданско-правового оборота, восстановление нарушенного права. Однако, судебный процесс - это только один из многих способов защиты субъективных гражданских прав. Существуют и другие органы и организации, призванные осуществлять защиту гражданских прав во внесудебном порядке.

Вместе с этим внесудебные способы защиты не относятся напрямую к гражданскому процессу, и, совершенно справедливо,

возникает тогда вопрос об их месте в системе гражданского процесса. Цель у судебных способов защиты и несудебных способов одинаковая - защита гражданских прав, отличие составляют методы, применяемые при осуществлении защиты.

Многие несудебные способы защиты предваряют судебный процесс, а нередко и осуществляют защиту в досудебном порядке, а в некоторых странах они являются наиболее востребованными, чем судебный процесс.

Будет неполным представление о способах защиты гражданских прав, если не обратить внимание на внесудебные способы защиты. Они составляют неотъемлемую часть системы права, направленной на защиту нарушенных прав. В связи с этим, и выбрана тема для исследования в данной статье.

Сама по себе защита нарушенных прав и законных интересов гарантирована довольно широким спектром высшего закона нашего государства - Конституцией РФ. Но сама по себе защита, как стало принято в России, осуществляется в подавляющем большинстве случаев государственным правосудием, созданного в виде целой системы судебных органов, среди которых можно выделить суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды.

Эта деятельность государства является значимой для жизнедеятельности нашего общества. Разрешение споров при помощи государственного аппарата судебной системы является общепризнанной, и способствует устойчивости развития рыночных отношений, неотъемлемой частью хозяйственной деятельности .

Однако, становление и развитие рыночных отношений почти не зависит от достигнутого уровня защиты гражданских прав и законных интересов субъектов гражданско-правового оборота. А вот становление и развитие правового государства и гражданского общества всецело зависит от уровня защиты гражданских прав.

Строго говоря, современная российская процессуальная система создана путем множественных заимствований из англосаксонской и романо-германской систем права, но при правоприменении, в нашей системе этих заимствований придает им совершенно иное значение, сильно отличающееся от первоначального, что свидетельствует о ее смешанном и самобытном характере .

В мировой системе процессуального права, российская система за очень короткий срок сумела доказать свою особенность и самобытность, и стала основой для всей системы разрешения

споров. Но, одновременно с этим, нельзя зацикливаться на судебной системе, как способе защиты гражданских прав, она не является панацеей от любых юридических проблем и конфликтов .

В последнее время потихоньку набирают свою силу альтернативные способы разрешения конфликтов, которые в отечественной доктрине названы внесудебными. Эти способы осуществляются как посредством юрисдикционных, так и неюрисдикционных органов.

Сам по себе третейский суд не входит в систему государственных органов, как и органов местного самоуправления. В этой связи третейское разбирательство является общественной формой разрешения правовых споров.

Сама суть в третейском разбирательстве состоит в том, что обе стороны спора доверяют его разрешение избранным третьим лицам, признавая при этом обязательность их решений .

Уже отмечено, что количество дел, которые были рассмотрены третейскими судами растет с каждым годом . Объясняется это явление тем, что сторонам споров необходимо избежать множества бюрократических проволочек, однобокого толкования норм права, имеющих место в государственных юрисдикционных органах. Такая конкуренция с государственной судебной системой обеспечивает реализацию субъектами гражданского оборота права на свободное, инициативное и самостоятельное осуществление защиты гражданских прав .

Судебный контроль в третейском разбирательстве применяется исключительно по инициативе сторон третейского процесса и вызван, главным образом, для возможности государственного принуждения при исполнении судебных актов третейского суда (разд. VI ГПК РФ и гл. 30 АПК РФ ).

Ярким примером несудебного юрисдикционного способа защиты гражданских прав являются действия, которые осуществляются нотариусами.

Часть 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает, что к компетенции нотариата, в том числе, относятся действия по удостоверению сделок; наложению и снятию запрещения отчуждения имущества; совершению исполнительных надписей; совершению протестов векселей; предъявлению чеков к платежу и удостоверению неоплаты чеков;

принятию на хранение документов; совершению морских протестов; обеспечению доказательств.

Спорность ситуации зачастую отпадает, как и необходимость в обращении за ее разрешением в судебные государственные органы, при условии того, что нотариус выполнял вышеперечисленные действия, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на дальнейшее сотрудничество сторон .

Среди неюрисдикционных альтернативных способов разрешения конфликтов относятся такие формы как медиация и посредничество.

Медиация давно известна в других системам права, например, Англии, Австралии, США, Канады и др. В нашей правовой системе институт медиации урегулирован посредством принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» .

По мнению правоведов, его следует рассматривать в качестве альтернативного, довольно распространенного в современных условиях способа урегулирования конфликтов .

При медиации нейтральная сторона, которую выбирают стороны спора, путем переговоров помогает найти компромисс. Эта сторона, это лицо, называется медиатор . Этот институт -институт медиации, существенно отличается как от судебной процедуры, так и от процедуры рассмотрения спора в третейских судах. Отличительными чертами процедуры медиации являются конфиденциальность, наиболее короткие сроки разрешения спора, возможность для сторон выбирать самостоятельно посредника, а также непосредственно и активно участвовать в урегулировании конфликта процедуры .

Внедрение примирительных процедур в качестве альтернативных способов защиты прав нашло свое закрепление в Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2012 годы .

С помощью медиации стороны могут в досудебном порядке урегулировать свой спор, тем самым защитив без участия государственного либо негосударственного судебного органа свои гражданские права и законные интересы .

Но и без проведения процедуры медиации, стороны самостоятельно могут в досудебном порядке разрешить свой спор. Так, согласно Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года

действовал обязательный претензионный порядок для досудебного урегулирования споров.

Претензионный порядок разрешения спора являл собой обязательное направление второй стороне спора претензии в письменном виде еще до момента обращения в суд с иском. Такой порядок является исконно русским способом урегулирования споров , и не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Дальнейшее совершенствование механизма правового регулирования экономических споров неизбежно предъявит необходимость поиска новых путей их разрешения. Приведенный анализ внесудебных способов урегулирования споров свидетельствует о наличии в них общих наметившихся в обществе и праве тенденций, направленных на расширение свободы прав субъектов в разрешении правовых конфликтов, возможности поиска путей их урегулирования самостоятельно, стремления к «диалогу» и партнерству.

По мнению автора, для успешного решения задач по «разгрузке судебной системы» и повышению качества правосудия наше государство должно развивать систему альтернативных способов разрешения споров. Эту задачу необходимо решать на нескольких уровнях: правовом, организационном и профессиональном. Для любой деятельности, в том числе и для внесудебного урегулирования конфликтов, необходимы правовые основы деятельности, организационно-хозяйственная инфраструктура, а также достаточное количество профессионалов.

Библиографический указатель:

1. Николюкин С. В. К вопросу о праве на защиту прав предпринимателей в арбитражных судах // Вестник арбитражной практики. 2011. № 4. С. 12-14

2. Малешин Д. Я. Гражданская процессуальная система России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 16, 35-36.

3. Медникова М. Е. Досудебное урегулирование споров в сфере экономической деятельности (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 3.

4. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М. А. Шакарян. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 556. (Автор § 1 гл. 28 - М. В. Филатова).

5. Курочкин С. А. Государственные суды в третейском разбирательстве и международном коммерческом арбитраже. М.: Вол-терс Клувер, 2008. С. 139.

6. Осокина Г. Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М.: Норма, 2007. С. 817-818.

7. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 3532.

8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.

9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1) (в ред. от 21.12.2013) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

10. Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: Монография. М.: Проспект, 2010 // СПС «Консуль-тантПлюс».

11. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С. К. Загайнова, В. В. Ярков. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 290.

12. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

13. Бегаева А. А. Институт медиации - альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов // Предпринимательское право. 2008. № 3. С. 13.

14. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 12.

15. Зайцев А. И., Кузнецов Н. В., Савельева Т. А., Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. С. 38

16. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.

От понятия «способ защиты права» (ст. 12ГК РФ) отличается понятие «форма защиты права».

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Защита гражданских прав осуществляется в различных формах, т.е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключительный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Внесудебные процедуры представлены у нас третейскими судами и посредничеством (развито пока слабо).

Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым законом предоставлено право совершать нотариальные действия.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Существует два спора о праве:

1. нарушение прав лица

2. оспаривание прав другим участником правоотношения

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридиче­ский конфликт граждан или организаций, столкновение их ин­тересов и стремлений.

Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения.

При оспаривании прав другим участником спорные правоот­ношения становятся неопределенными, неясными. В резуль­тате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство како­го-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т. п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении со­стоит в восстановлении положения, существовавшего до нару­шения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т. п., а при оспа­ривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.


Такая форма защиты права, как самозащита , характеризует­ся тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой за­щиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправо­мерных действий, проявления незаконности со стороны защи­щающегося субъекта, который, например, либо неверно оце­нивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защи­ты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотрен­ных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Также законом уста­новлена разновидность самозащиты в виде безакцептного спи­сания кредитором с банковского счета должника суммы задол­женности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что право­защитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве , суть которой заключается в со­вместных действиях спорящих сторон по ликвидации возни­кающего конфликта. Участники спора заинтересованы в вос­становлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридиче­ским лицам, стремящимся к сохранению длительных, опти­мальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве преду­смотрено Положением о претензионном порядке урегулирова­ния споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или ос­порены, в нормативно определенный срок в письменной фор­ме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмот­рев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его це­лесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы госу­дарственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процеду­ры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. (административный порядок, только в случаях предусмотренных законом). Так, прокурор может санкционировать выселение в административ­ном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы должника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы мест­ного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут произ­водить денежные взыскания с родителей и попечителей подро­стков.

Любое решение, выработанное в административном поряд­ке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разреше­ния возникшего спора является наиболее совершенной фор­мой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1. Защиту осуществляет специальный орган - суд, создан­ный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды: арбитражный, третейский, военный).

2. Суд разрешает заявленные требования на основе приме­нения норм гражданского, семейного, трудового и другого пра­ва в порядке гражданской юрисдикции.

3. Обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора.

4. Защиту осуществляют беспристрастные судьи.

5. В разбирательстве дела активно участвуют стороны спо­ра и другие заинтересованные лица.

Процессуальная форма представляет собой последователь­ный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности су­дебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты:

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокуп­ности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется про­цессуальная деятельность - в процессе допустимы только дей­ствия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными зако­ном способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предос­тавляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по из­вещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Конституция РФ гарантирует право человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45), а также судебную защиту (ст. 46).

Граждане реализуют свое право на судебную защиту путем непосредственного обращения в суд с исковым требованием либо жалобой на действия административных органов.

Право на судебную защиту - это конституционное право граждан и организаций. Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Судебная защита интересов требует немалых денежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде (ст. 11 ГК РФ).

Третейский суд, хотя и носит такое название, судебным органом не является и не входит в число органов, образующих судебную систему РФ. Он избирается участниками гражданскоправовых отношений для разрешения возникших или возможных между ними в будущем конфликтов. Он носит общественный характер, не осуществляет правосудие и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. Третейские суды могут быть созданы для разрешения как споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности, как здравоохранение, медицинское страхование, особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон.

В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения.

ОБЩИЙ (СУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Общий порядок защиты является наиболее популярной среди участников гражданского оборота формой защиты гражданских прав. Так как в данной форме существует определенная последовательность действий, установленной и санкционированной государством. В общем порядке рассматриваются основная масса дел посредством гражданского, конституционного судопроизводства.

Судебная (общая) форма среди всевозможных форм защиты играет важную роль, как исторически образовавшаяся, детально структурированная нормами процессуального права и универсальна в правовом контексте. Выступает гранатом надежного применения закона в области разграничения прав и обязанностей сторон.

Судебная деятельность, существующая прежде всего для защиты интересов граждан, а также в установленных законом случаях и организаций – проецирует принцип демократизма. Следует отметить, что право судебную защиту конституционное право. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод - провозглашает Конституция РФ (п. 1 ст. 46). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Судебная власть при защите гражданских прав и законных интересов судами общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского судопроизводства.

Гражданским судопроизводством (гражданским процессом) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права.

Под гражданскими делами понимаются дела, вытекающие из широкого спектра правоотношений - конституционных, административных, финансовых, земельных, гражданских, трудовых, жилищных, семейных правоотношений. Задачами гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов, предупреждение правонарушений.

Начало реализации судебного порядка защиты гражданских прав – является волеизъявление заинтересованного лица, выраженное в заявлении (исковом, по делам особого производства), в котором отражаются требования и обоснование их. Судья проверяет наличие, либо отсутствие у суда компетенции на рассмотрение правоотношения. Если указанный правовой случай входит в рамки судебной формы защиты с процессуальной и материальной стороны, то суд выносит определение о принятии заявления к производству. Данный юридический факт ознаменует момент возникновения гражданского дела.

Суд, заинтересованные лица, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса, в ходе рассмотрения и разрешения дела, совершают определенные действий (участвуют в заседании, заявляют отводы, дают объяснения и др.) Такие действия связанные с рассмотрением дела, вынесением решения, его обжалованием, исполнением, суд, лица, участвующие в деле, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса по гражданскому делу, могут осуществляться только лишь в рамках процессуального закона и исходя из этого именуются процессуальными действиями, представляющими собой единое целое гражданский процесс.

Гражданский процесс как собирательная категория, охватывает процессуальные действия суда, лиц, участвующих в деле и иных участников процесса, а также их процессуальные права и обязанности. В целях достижения правосудия суд и остальные участники, наделяются определенными процессуальными правами, соответствующими процессуальному законодательству обязанностями. В ходе процесса происходит реальное применение прав и обязанностей. Суду, всем другим участникам для достижения целей правосудия законом предоставляются определенные процессуальные права с возложением на них соответствующих процессуальных обязанностей. Процессуальные права и обязанности реализуются в ходе процесса. Например, право на обращение в суд реализуется путем подачи искового заявления, право на защиту против иска - путем подачи возражений на него или предъявления встречного искового заявления. Праву истца и ответчика участвовать в судебном заседании соответствует обязанность суда надлежащим образом известить стороны о времени и месте заседания. Участники процесса вступают с судом как властным органом в общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского процессуального права и являются поэтому гражданскими процессуальными отношениями.

Таким образом, гражданский процесс есть единство процессуальных действий, процессуальных прав и обязанностей суда, других участников процесса. Главный, но не единственный субъект гражданско-процессуальной деятельности - суд (первой инстанции, кассационной инстанции, суд, рассматривающий протесты в порядке надзора). Процесс включает деятельность и других лиц, заинтересованных в исходе дела, а именно: истцов - граждан и организаций, которые просят суд защитить их права и законные интересы; ответчиков - граждан и организаций, привлекаемых к ответу по заявленному иску; третьих лиц; заявителей по делам особого производства. Заинтересованным в исходе дела гражданам и организациям, их представителям процессуальный закон обеспечивает возможность активного участия на всех стадиях процесса. Суд как главный его участник должен не только соблюдать все процессуальные нормы права, но и добиваться исполнения их всеми участниками процесса.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) есть урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, обжалованию либо опротестованию судебных актов, рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, а также деятельность суда в исполнительном производстве.

Своеобразие отношений, возникающих в судопроизводстве, заключается в том, что они могут осуществляться только в порядке и формах, установленных нормами гражданского процессуального права, а все участники процесса наделяются законом определенными процессуальными правами и обязанностями.

В процессе указанной деятельности совершаются лишь те действия, которые заранее предусмотрены процессуальными нормами, и поэтому гражданские процессуальные отношения всегда выступают в форме процессуальных правоотношений, а сам гражданский процесс (гражданское судопроизводство) представляет собой неразрывную связь (систему) действий и правоотношений.

Таким образом, вся деятельность суда, а также участвующих в процессе лиц протекает в особой форме, называемой процессуальной.

Характерные черты гражданской процессуальной формы состоят в том, что:

а) порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права;

б) заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участвовать в судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивать свои права и интересы;

в) судебное решение по делу должно быть основано на фактах, установленных в судебном заседании при помощи доказательств, и соответствовать закону (ст. 197 ГПК).

Гражданская процессуальная форма защиты права обеспечивает заинтересованным в исходе дела сторонам определенные правовые гарантии правильности разрешения спора, равенство процессуальных прав и процессуальных обязанностей. Она обязывает суд рассматривать и разрешать споры о праве и при этом строго соблюдать нормы материального и процессуального права, выносить в судебном заседании законные и обоснованные решения с соблюдением установленных законом.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Административная (специальная) форма защиты гражданских прав, также как и судебная форма, выступает в качестве законодательно предусмотренной системы значимых действий лица, чьи права, законные интересы нарушены или оспариваются незаконными действиями компетентных государственных органов, либо должностных лиц, путем обжалования в надзорные органы или вышестоящие органы, в ведение которых рассмотрение жалоб.

Отличительной особенностью административной формы от судебной, является процессуальное средство, при помощи которого, осуществляется защита нарушенных гражданских прав. В суде основное средство защиты иск, а для административного предусмотрена жалоба, подаваемая в соответствующий орган.

Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.

Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.

Пример такого рода обжалования решения антимонопольной службы можно привести из судебной практики арбитражных судов дело № А40-71572/05-72-185. Заявитель Новичков С.Б. к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве (далее – УФАС) о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по исправлению нарушений, допущенных при выдаче заключения от 24.11.2004 № 5-7793 об удовлетворении ходатайства Бабаева М.А. о приобретении 38% акций с правом голоса ОАО «Мособлпроммонтаж», а также об обязании аннулировать указанное заключение.

Статья 33 Основного Закона Российской Федерации - Конституции закрепляет основу правового регулирования административной формы защиты, заключающуюся в том, что гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

В случае отсутствия, либо принятия неправомерного решения и действия административного орган п. 2 ст. 46 Конституции РФ предоставляет право на обжалование в суде. Следует учитывать, что законом предусмотрен срок в один месяц для обращения в суд с подобной жалобой на административный орган, со дня получения отказа в его удовлетворении. В иных нормативных правовых актах может быть установлен и иной срок для судебного оспаривания таких действий.

В случаях, когда жалоба удовлетворяется, то подлежит отмене решение, либо признается неправомерными действия или бездействия, нижестоящих органов или должностных лиц их принявшие. Жалоба, как и исковое заявление может быть удовлетворена полностью, либо частично. Если жалоба подана на действия правоохранительных органов, вынесших постановление о привлечении к административной ответственности, то при её удовлетворении производство по делу об административном правонарушении прекращается или выносится приказ о назначении дополнительной проверки (если таковая, например, необходима для доказательства вины привлекаемого в качестве правонарушителя).

Иногда, удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо признает неправомерным действие или бездействие нижестоящего органа или должностного лица и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо вышестоящий орган, должностное лицо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции).

При административном обжаловании решение нижестоящего органа или должностного лица может быть изменено, например, снижена сумма штрафа или вместо штрафа налагается другое взыскание. При этом закон запрещает налагать более жесткое взыскание, например, заменять предупреждение штрафом или увеличивать сумму штрафа.

Отказы в рассмотрении жалоб возможны, если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования. Отказ последует, если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства (см. «Представительство»). Ваше обращение не станут рассматривать, если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих и других случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, вы вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания.

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий или бездействия контрольных органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, можно обратиться и к прокурору.

Стоит отметить, что во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы и их чиновники узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы).

Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

Основанием жалобы, ее «юридическим составом» являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства решений, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц, затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий контрольных органов и их должностных лиц.

Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия контрольных органов в суд. Остальные обращения рассматриваются в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства.

Можно привести конкретный пример обжалования действий или бездействия аппарата суда, а именно деятельность канцелярии суда. На практике частым явлением затягивания исполнения судебных актов, является искусственно создаваемая волокита работниками судов. Подать жалобу можно непосредственному начальнику – председателю суда в котором находится канцелярия. В жалобе следует указать, что в случае бездействия управомоченного должностного лица, рассматривающий нарушение канцелярии, жалоба будет направлена в Высшую Квалификационную Коллегию Судий Российской Федерации.

Подать жалобу можно тремя способами:

Непосредственно на личном приеме у судьи передать жалобу;

Подать жалобу в канцелярию. Имея при себе дав экземпляра жалобы: предать один работникам канцелярии, а второй оставить при себе после, того как лица, принявшую жалобу поставят отметку о приеме жалобы.

Отправить жалобу почтой, как заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.

С 15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс предусматривающий специально системно регламентированную процессуальным правом, реализацию защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Существенной проблемой использования процедур административной формы защиты гражданских прав, является отсутствие желания граждан защищать свои права в административном порядке. Вызвано это зачастую, чрезмерно забюрократизированной системой и позицией выстроенной иерархии административных органов, направленная первоначально на защиту чести мундира. Другой проблемой можно назвать, низкий уровень издания норм ведомствами направленных на защиту гражданских прав.

ТРЕТЕЙСКИХ СУД

Альтернативные способы урегулирования правовых споров получают все большее распространение в Российской Федерации. В нашей стране наряду с разрешением споров в порядке осуществления правосудия государственными судами сложилась также альтернативная система урегулирования спорных правовых ситуаций между субъектами гражданских правоотношений. Элементами названной системы являются медиация, переговоры и третейское разбирательство.

Третейское разбирательство занимает важное место в системе охраны гражданских прав, являясь альтернативной юрисдикционной формой их защиты. Такая трактовка приведена в Постановлении Конституционного суда РФ, подтвердившем, что третейский суд является не органом власти, а институтом гражданского общества, наделенном публично значимыми функциями.

Третейское разбирательство представляет собой рассмотрение и разрешение спора независимым нейтральным судьей третейского суда (или составом судей), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение. Третейское производство имеет более сложный порядок рассмотрения спора. Процедура рассмотрения спора в третейском суде схожа с разбирательством дела в суде государственном, но обоснованно диспозитивно. Для возбуждения третейского разбирательства также необходимо составить и направить в третейский суд исковое заявление, суд должен вынести определение о принятии дела к производству, назначить заседание третейского суда, известить стороны о времени и месте третейского разбирательства и т.д. В отношении переговоров или медиации закон таких требований не предъявляет. В отличие от медиации третейское разбирательство оканчивается принятием обязательного для сторон решения. Данные вопросы урегулированы Федеральным Законом о третейских судах. Таким образом, третейское разбирательство сложнее по своей структуре других способов альтернативного урегулирования споров в процедурном плане, только третейский суд имеет свою процессуальную форму.

Деятельность третейских судов направлена на разрешение переданных на их рассмотрение споров, вытекающих из гражданских правоотношений, и принятие по результатам такого рассмотрения актов, имеющих юридическое значение. Осуществляется эта деятельность исключительно в процессуальных формах. Однако порядок формирования процессуальных норм, на основании которых действуют третейские суды, имеет существенные особенности. Источником соответствующих процессуальных форм выступают как нормы действующего законодательства, так и те нормы, которые установлены соглашением сторон, передающих спор на разрешение третейского суда. Регламентация процедуры, процессуального порядка деятельности третейского суда направлена на то, чтобы обеспечить права лиц, спор которых передан на разрешение третейского суда. Вне установленной процедуры деятельность третейского суда осуществляться не может. Всякое действие, совершенное в рамках третейского процесса третейским судом и лицами, участвующими в третейском разбирательстве, имеет процессуальный характер и может быть реализовано только в рамках определенной процедуры. Именно это является одним из признаков юрисдикционного характера деятельности третейского суда. Третейское разбирательство заключенное в процессуальную форму представляет собой привычную для сторон систему установленных правил, соблюдение которых необходимо для разрешения дела.

Порядок третейского производства наиболее подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Применение других форм АРС, таких как медиация и переговоры не гарантирует, что в их результате стороны придут к единому решению, тогда как при передаче рассмотрения дела в третейский суд стороны передают право принятия решения третейскому судье или коллегии судей. В этом случае уже третейский суд принимает решение, изучив все имеющиеся доказательства и выслушав доводы обеих сторон спора.

В частности, гарантией обеспечения равенства прав сторон и объективности при рассмотрении спора является непосредственное участие сторон спора в формировании состава Третейского суда, стороны спора обладают более широкими возможностями в создании доказательственной базы, исследовании и раскрытии доказательств; предусматривается право сторон самостоятельно договориться о применении удобных для них правил третейского разбирательства, что способствует достижению компромисса и заключению мирового соглашения.

Решение по делу будет являться обязательным для исполнения и законодательством также предусмотрен принудительный порядок исполнения решения третейского суда путем выдачи исполнительного листа судом государственным. Гарантируя тем самым сторонам неукоснительное оформление и воплощение такого вида решения, не государственного юрисдикционного органа в акт обязательный для исполнения в конкретном правоотношении.

Таким образом, в системе АРС именно третейское производство играет наиболее значимую роль, и именно данный вид производства можно по праву назвать основной формой альтернативного урегулирования споров.