Современное состояние рыночной экономики рф. Современное рыночное хозяйство: состояние, проблемы, тенденции Специфика развития рыночной экономики в России

Современное состояние рыночной экономики рф. Современное рыночное хозяйство: состояние, проблемы, тенденции Специфика развития рыночной экономики в России
Современное состояние рыночной экономики рф. Современное рыночное хозяйство: состояние, проблемы, тенденции Специфика развития рыночной экономики в России

Определение 1

Рыночная экономика - характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя , что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключённых контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Основные характеристики рыночной экономики

Рыночной экономике присущи следующие черты:

  1. частная собственность; Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.
  2. свободное предпринимательство; Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя - потребитель решает, что должно производиться.
  3. ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения; Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
  4. конкуренция; Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
  5. ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений - заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

  1. Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;
  2. Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;
  3. Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;
  4. Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;
  5. Неотрицательный платёжный баланс страны.

Рисунок 1.

Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.

Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о её изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.

Распад СССР повлёк за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.

Причины перехода России к рыночной модели экономики:

    тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;

    существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;

    перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение лёгкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;

    отсутствие конкурентной способности товаров, произведённых в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики. Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса.

Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

    Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

    Акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов.

    Формирование «среднего класса» собственников.

    Повышение степени открытости хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических связей национальной экономики РФ с хозяйственными системами стран ближнего и дальнего зарубежья.

    Создание объектов смешанной экономики - совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ.

    Рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц.

    Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.

    Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего её развития.

    Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмёрку», Черноморское экономическое сотрудничество и т. д.

Все это приводит к росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в её составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к её интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования.

Стратегии перехода к рыноч****ной экономике

Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. Существуют две различные концепции реализации этого перехода:

Градуализм - предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.

Шоковая терапия - построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок - самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства - поддержание устойчивости финансовой системы, и сдерживание темпов инфляции, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может.

Шоковая терапия предполагает использование в качестве основного инструмента антиинфляционной политики - либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии «градуализма».

Замечание 1

Общие элементы стратегии перехода к экономике рыночного типа:

    Либерализация экономики.

    Макроэкономическая финансовая стабилизация.

    Институциональная трансформация.

Анализируя экономическую систему, сложившуюся в современной России, необходимо сразу оговориться, что в последние десятилетия вопросы, связанные с экономической деятельность являются сильно политизированными, в основном потому, что наше общество прошло через болезненный процесс перестройки не только экономики, но и государства в целом, что породило сильнейшие разногласия в оценке тех или иных достижений последних лет. Деятельность российских властей по реформированию плановой социалистической экономической системы, доказавшей к концу 1980-х годов свою полную несостоятельность, неоднозначно воспринимается обществом, одни и те же исторические факты и экономические показатели могут широко толковаться в угоду политических предпочтений, также и в наши дни - любая критика, которой подвергается правительство, в том числе и по его экономической деятельности, часто воспринимается российской властью, все последние годы скатывающейся к авторитарному правлению, как провокация недоброжелателей государства в целом, не имеющая под собой серьезных оснований. В то же время объективная критика крайне полезна, так как в российской экономике, не имеющей большого опыта формирования и использования рыночных механизмов, и до сих пор не избавившейся от теней социалистического прошлого, возможны и существуют многие деструктивные явления, однако указывают на эти явления преимущественно представители оппозиции, политики и экономисты, но не представители правящей партии и правительства. Поэтому, критично оценить состояние рыночной экономики в России можно, ссылаясь в основном на противников проводимого властями курса, что тоже не может быть в полной мере объективным.

Конец Советского Союза, вместе с его командной неэффективной экономикой, державшейся последние годы исключительно на ценах на сырьё, продаваемом за границу, привёл к необходимости коренным образом перестраивать не только хозяйственную систему, но государственное устройство в целом. Обанкротившаяся экономика СССР к 1990 году не могла удовлетворять элементарные потребности общества, государственная казна была практически пуста, в технологическом смысле страна безнадёжно отстала от передовых стран Запада, уровень жизни оставался низким, появился дефицит товаров первостепенной важности, дошло до введения карточек на продовольственные товары. В таких условиях новое российское правительство во главе с Е. Гайдаром пошло по пути радикальных реформ в экономической и социальной сферах, реализуемых на принципах монетаризма, то есть минимального влияния государства на экономическую деятельность. В 1992 году была проведена так называемая политика «шоковой терапии», последовательно введены следующие реформы:

Либерализация торговли средствами производства и товарами народного потребления;

Приватизация государственных предприятий и жилья.

Основой для экономических реформ, переводящих российскую экономику на капиталистические рельсы, было убеждение, что переход к свободной конкурентной рыночной системе и минимальное влияние государства на экономическую деятельность быстро приведут к положительным результатам. Однако на практике оказалось, что этого недостаточно. Проблемы, накопившиеся к этому времени, плюс многочисленные ошибки на пути реформирования оказались гораздо серьезнее, чем предполагали либеральные экономисты начала 90-х. К 1997 году экономисты были вынуждены констатировать: экономика неспособна удовлетворить потребности населения в товарах и услугах и обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. Происходит технологическая деградация экономики. Основной капитал устарел как физически, так и морально. В нем преобладают технологические уклады, доминировавшие в XIX и первой трети XX в. Промышленное производство за 1990-1995 гг. по сравнению с предкризисным 1989 годом сократилось на 50,5%. Продукция машиностроения и легкой промышленности в общем ее объеме снизилась с 42,9% в 1990 г. до 20,1%, а в общем объеме инвестиций в промышленности с 26,4% до 9%. Катастрофически упал уровень жизни населения, вырос уровень безработицы.

Всё это привело к тому, что властям пришлось частично свернуть реформы, не доведя их до логического завершения, что не позволило России быстро продвинуться к зрелой рыночной экономике. Но все же страна снова встала на путь капиталистической рыночной экономики, и так тяжело развивавшейся в России до появления советской власти из за пережитков феодализма и слаборазвитой инфраструктуры, а с 1917 года и вовсе свернутой большевиками.

Главным результатом осуществления экономических и политических реформ в России является формирование системы рыночных отношений. Конституцией закреплено право частной собственности, право свободного предпринимательства. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, налоговая и земельная реформы, укрепились позиции частного сектора. На начало 1998 года общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс. что составило 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации. На долю негосударственного сектора к 1998 году приходилось уже 70% валового национального продукта, появилось большое количество частных предприятий, а общее количество предприятий выросло почти в 10 раз.

Несмотря на непопулярность многих решений, нельзя не признать тот факт, что в начале 90-х гг. в России были заложены основы рыночной экономики, осуществлен кардинальный разворот в сторону капиталистической рыночной системы, и хотя в последние годы наблюдается явная тенденция к возврату под контроль государства стратегических отраслей промышленности, таких например, как добыча нефти и газа, понятно, что возврат к плановой экономике сейчас уже невозможен. В России безусловно существуют основополагающие факторы для функционирования рыночной экономики, такие как частная собственность, свобода предпринимательства, но как и в любой другой стране, находящейся в стадии перехода от одной формации к другой, уместен вопрос, насколько эти возможности реализуются на практике, способна ли рыночная экономика в сложившихся условиях работать эффективно, обеспечивая экономический рост и удовлетворяя запросы общества.

В современной России многие условия для функционирования рынка созданы далеко не в полной мере. Формально в России никто не вправе диктовать предпринимателям, что производить, кому и за сколько продавать, также не ограничиваются сверху свобода предпринимательства и выбора, никто не ограничивает права экономических субъектов на реализацию своих личных интересов. Однако существуют серьезные проблемы в сфере защиты прав рыночных субъектов, механизм рыночного ценообразования не работает лучшим образом из-за крайней монополистичности российской экономики, также наблюдаются серьезные проблемы в области конкуренции на рынках, отсутствует общий положительный деловой климат.

Например, право частной собственности, основное и незыблемое условие для существования капитализма, реализуется в России порой странным образом. Если права простых обывателей на их собственность более менее защищены, то в сфере бизнеса дела обстоят не лучшим образом. Распространившаяся в последние годы эпидемия незаконного рейдерства, незаконного захвата действующего предприятия порой с помощью коррумпированных государственных чиновников, приобрела такой размах, что вызвала серьезное беспокойство в деловой среде. Как оказалось, в определенных условиях закон не в силах защитить полноправного собственника от враждебного силового захвата, а зачастую представители власти активно участвуют в переделе и захвате чужой собственности с помощью судей, милиции и прочих государственных органов. К тому же многие противники действующих властей открыто обвиняют российских высших чиновников в практике государственного рейдерства, когда крупные и успешные предприятия различными способами пытаются либо перевести в государственную собственность (путём банкротства, например, и последующей скупки активов государством), либо вынудить их собственников продать свои предприятия другим, близким к власти предпринимателям. Всем известны дела компаний ЮКОС, «Русснефть», «Евросеть», в процессе которых руководителям и собственникам этих успешных предприятий предъявлялись налоговые претензии или даже уголовные обвинения, впоследствии чего до недавних пор успешные бизнесмены оказывались либо за решеткой либо в бегах за границей, а их предприятия продавались другим, более выгодным для властей людям. И хотя эти случаи не имеют массового характера, они все же заставляют сомневаться в том, что право частной собственности в России защищено должным образом, особенно если учитывать то, что российская судебная система не является в полной мере независимой и порой способна избирательно применять право в интересах власти. Все это никак не способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, инвестированию в производство, ограничивает стимулы бизнеса развивать свои компании, так как если государство неспособно гарантировать защиту прав собственника, никакой предприниматель не будет вкладывать свои деньги в развитие и покупку предприятий. Зачастую российские предприниматели охотнее готовы инвестировать деньги в иностранные предприятия или недвижимость, понимая, что это надежнее чем вкладываться в российское предприятие, цена активов которого может рухнуть в одночасье после одного резкого заявления председателя правительства РФ (как в случае с компанией «Мечел» в 2008 году). Также и иностранные инвесторы не готовы достаточно вкладывать в российскую экономику не будучи уверенными в сохранности своих вложений. Например, инвестиции в основной капитал в Китай за период 2002-2005 гг., превысили инвестиции в российское производство почти в два раза.

Подавляющее воздействие на развитие нормальной рыночной системы и на все общество в целом оказывает коррупция, достигшая невиданных размахов на все уровнях власти. По данным Transparency International в 2007 году Россия заняла 143-е место в мире по соседству со слаборазвитыми странами Африки. Коррупция проявляется на всех уровнях российского общества, но в экономике особенно губительным образом она влияет на развитие малого бизнеса. Административные поборы, взятки чиновников, налоговые претензии в сочетании с монополистическими тенденциями практически во всех отраслях давят малый бизнес, не давая ему эффективно развиваться. Малому и среднему бизнесу крайне тяжело выходить на рынки, которые монополизированы крупными компаниями при поддержке местного чиновничества. За последние годы число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии - 50, в США - 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии - почти 80%. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12% от общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП - свыше 50%, в еврозоне - свыше 60%. Неутешительные показатели, если учесть то, что в развитых странах малый бизнес является основой экономического процветания, условием для существования среднего класса.

Проблема монополизма является ключевой в российской экономике. Практически в любой отрасли мы найдем монополиста, способного диктовать свои условия на рынке и давить конкуренцию в зародыше - в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, ЖКХ. Эти инфраструктурные монополисты давят на российскую экономику, не давая развиваться рыночным механизмам ценообразования, ограничивают конкуренцию. В современной России во многих регионах не может быть и речи о выборе из разных поставщиков электроэнергии, газа, телекоммуникационных услуг, такой поставщик как правило один, а значит нет конкуренции, нет выбора, нет правильного рынка. Например, по данным Росстата, в среднем в 2003-2007 годах цены на цемент росли почти на 35% в год, только в 2007 году они выросли на 62%. Это обусловлено тем, что большая часть производства цемента в стране оказалась в руках компании «Евроцемент», скупившей в начале 2000-х годов десятки цементных заводов в стране и пользуясь дефицитом цемента на рынке, установившей монопольно высокие цены. В октябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба обвинила компанию в установлении монопольно высоких цен. В 2006 году компания выплатила самый крупный в истории применения антимонопольного законодательства штраф в размере 267 млн рублей. Несмотря на принятые антимонопольные меры, деятельность «Евроцемента» продолжает оказывать деструктивное влияние на российский цементный рынок: параллельно с ростом цен компания сокращает производство. Показательна ситуация с ценами на бензин осенью 2008 года - вследствие падения цен на нефть в ноябре 2008 года в Европе и США бензин подешевел практически вдвое, тогда как в России только на 8%. Существенно цены снизились только три месяца спустя, и то - только после неоднократных призывов правительства и президента к ФАС разобраться в ситуации.

Однако существуют и положительные примеры в области конкуренции. Например, бурное развитие сотовой связи и услуг доступа к интернету, привело к большому количеству игроков на этом рынке, не ведущих свою историю из советского прошлого. За счёт конкуренции цены на услуги телекоммуникационных компаний неуклонно падали все последние 10 лет, а качество предоставляемых услуг - росло. Также заметен существенный рост конкуренции в сфере торговли и услуг. Это лишний раз доказывает, что построение конкурентной рыночной системы в России возможно, но для этого надо либо строить бизнес «с нуля», либо коренным образом реформировать структуры, доставшиеся России еще от Советского союза.

Многие либеральные экономисты призывают к скорейшему реформированию монополий, считая их главным тормозом экономики, однако сейчас российские власти наоборот, считают, что крупные государственные компании и госкорпорации способны выполнять роль локомотивов, тянущих за собой всю экономику. За последние годы создана не одна госкорпорация, получившая многомиллиардную поддержку, однако эффективность таких образований до сих пор остается под вопросом. Также вызывают сомнения мероприятия государства по вливанию денежных средств в крупные малоэффективные и технологически отсталые компании, такие как «АвтоВАЗ», например, которые неспособны выпускать качественные по мировым меркам продукты даже при государственной поддержке.

Еще одним фактором, оказывающем негативное воздействие на развитие и укрепление рыночной экономики в России можно назвать слаборазвитую инфраструктуру, как в экономике, так и в стране в целом. Банковская система во многом неспособна обеспечивать нужное финансирование предпринимательства, фондовый рынок не затрагивает большую часть населения, страховая система недостаточно развита.

Вообще, неразвитая инфраструктура в стране оказывает огромное негативное влияние на хозяйственную деятельность. За счет плохой сети автомобильных дорог грузоперевозки дороги, железная дорога диктует свои цены, пользуясь монопольным положением РЖД, цены на авиаперелеты неоправданно высокие за счет высоких цен на авиатопливо, тарифы в ЖКХ чрезвычайно завышены и растут каждый год и т.д. Как раз в этих отраслях, связанных с деятельностью естественных монополий государство занимается регулированием цен путем ограничения торговой наценки или уровня рентабельности, однако цены в основном продолжают расти, а конкуренции не появляется. В период 2000-2007 годов тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, их среднегодовой рост составил более 33%.

Основываясь на вышесказанном, можно признать, что граждане РФ до сих пор не ощутили на себе всех преимуществ рыночной конкуренции и продолжают во многом оставаться под влиянием крупных монополистов и сочувствующих им чиновников. Создание конкурентной рыночной системы, избавление от монополизма и коррупции - вот основные задачи для российского общества. Иначе перспективы построения в России коррумпированного государственного капитализма латиноамериканского типа могут стать реальными. Россия остается слаборазвитой в экономическом отношении страной с плохо действующими финансовыми институтами и правовой защитой бизнеса, со слаборазвитой инфраструктурой, с коррумпированной бюрократией, с неэффективными производствами, низкой производительностью труда. Все основные экономические показатели России основаны на высоких ценах на природные ресурсы, которыми в изобилии страна располагает, однако малый и средний бизнес практически не развит, заброшено сельское хозяйство и легкая промышленность, высокотехнологичное производство осталась далеко позади передовых стран мира. Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис лишний раз доказал, что все эти проблемы никуда не ушли и продолжают тормозить развитие страны, а первоочередной задачей государства является проведение реформ для построения в стране развитой конкурентной рыночной системы, свободной от давления монополистов и бюрократии и ориентированной в первую очередь на рост благосостояния простых граждан.

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Экономики в чистом виде не существует, все экономики смешанные.

Основными чертами рыночной экономики являются:

  1. многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
  2. развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  3. специализация;
  4. более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей:

1. частная;

2. государственная.

Модели смешанной экономики

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50%

Социальное рыночное хозяйство ФРГ . Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.


Сравнительная таблица экономических систем

Основные черты Рыночная экономика Командно-административная эконо­мика Смешанная экономика
Масштабы обобществ­ления производства Обобществление производства в рамках предприятия экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-капиталистов господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к производи-тельному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть. Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразо-вание ориентируется на предотвращение спада в производстве. Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены гибкие цены
Заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда административное установление заработной платы устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
Социальные гарантии Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения

Участие государства в хозяйственной деятельности.

Рыночная система характеризуется как хозяйство, которое функционирует в условиях господства рыночных отношений. Здесь экономика регулируется только рыночным механизмом, в том числе законами спроса, предложения, ценообразования и т.д. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

Командная экономическая система, где по существу отрицается рыночный механизм развития экономики, частная собственность. Здесь господствует государственная собственность, централизованное регулирование экономическими процессами. Для такой системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Государственный аппарат смещает равновесие в обществе в пользу создания централизованного, политически и экономически мощного государства независимо от полезности для населения.

Смешанная система – характерна для условий совершенной конкуренции, когда стихийное регулирование рынка оказывается недостаточным, когда государство вмешивается в экономику не административными методами, а экономическими. Прямое влияние государство чаще оказывает в образовавшемся государственном секторе хозяйства. В результате в хозяйстве наличествует и рынок и государство.

Традиционная система, где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Для традиционного общества характерен очень медленный экономический прогресс.

Я считаю, что экономике Российской Федерации свойственны черты переходной экономической системы, когда происходит становление нового типа хозяйства, хотя еще сохраняется прежний тип.

На мой взгляд, к особенностям экономики РФ, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы, можно отнести большую территорию. Вследствие этого в стране недостаточно развиты регионы в социально-экономическом плане. Формирование национального государства затянулось, вследствие чего нет возможности устойчивого развития различных форм хозяйства. Также все это связано с экономической нестабильностью государства.

Слушать

Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.

Рыночная экономика – определение термина

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.

Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.

Рыночная экономика – основные черты и признаки

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

  • Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
  • Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
  • Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
  • Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
  • При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
  • Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.

Рыночная экономика – показатели развития

  1. Рост в пределах 2-3%.
  2. Низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий.
  3. Дефицит госбюждета в пределах 9%.
  4. Низкий уровень безработицы (до 6%).
  5. Положительное сальдо платежного баланса.

Экономика России ранее существовала в рамках административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием мощного регулятора в виде государственных органов, установлением цен на определенном уровне регулятором, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики из состояния спада.

Кардинальное изменение экономической модели развития не могло не отразиться на таких сферах, как политика, госрегулирование, социальная сфера.

Помимо затяжного спада в экономике, предпосылками перехода к рыночной системе стали:

  • наличие жесткого государственного регулирования экономики привело к образованию большой доли теневого сектора экономики;
  • малая экономическая активность субъектов экономики в связи с тотальным регулированием всех сфер деятельности;
  • формирование неверной структуры отраслей экономики, неориентированных на бытовое обслуживание, а на обслуживание и производство в сфере военной промышленности;
  • отсутствие условий свободной конкуренции, монополистические явления во многих отраслях привели к неконкурентоспособности производимых товаров;
  • совокупность данных факторов привела к кризису экономической системы, который, в свою очередь, затронул политическую, социальную систему.

Мероприятиями по переходу к рыночной экономической модели стали:

  1. Приватизация имущества, ранее монопольно принадлежащего государству.
  2. Возникновение самого стабильного слоя населения – среднего класса.
  3. Формирование связей с внешним миром на уровне политики и экономики.
  4. Создание организаций совместной формы собственности – между государственным и частным сектором, с привлечением внешнеэкономических инвестиций.
  5. Формирование устойчивых международных связей.

Рыночная экономика – способы перехода

Для окончательного формирования рыночной модели, следует определиться со стратегией перехода к ней:

  • Постепенное, последовательное проведение реформ и изменений, при котором происходит замена институтов. Характеризуется постепенным ослаблением регулирования ценообразования, экономики, социальной сферы государством.
  • Шоковая терапия – когда изменения не происходят поэтапно, а экономика отпущена «в свободное плавание», с минимальным госрегулированием. Рынок, как самый экономически эффективный инструмент, сам отрегулируется. Расходы государства резко снижаются, а ценообразование происходит рыночным методом.

Для того, чтобы охарактеризовать современную рыночную модель рассмотрим некоторые понятия связанные с этим.

Рынок -- это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (конкретные различные формы организации рынка и т.д.).

Рыночные отношения сводятся к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

Субъектная структура рыночного хозяйства -- это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства; частный сектор (предприятия) и государство (правительство).

Схема 1. Модель рыночного кругооборота.

  • 1. Домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
    • - обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
    • - самостоятельно принимает решение;
    • - является собственником какого-либо фактора производства;
    • - стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
  • 2. Частный сектор представлен деловым предприятием (фирмой) - экономической единицей, которая:
    • - использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
    • - стремится к максимизации прибыли;
    • - самостоятельно принимает решения.

В частном секторе выделяется финансово-кредитное учреждение - экономическая единица, обеспечивающая движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования обмена.

3. Государственный сектор - правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения правовых условий хозяйствования, а также казенные унитарные предприятия, которые представляют государственную собственность. Рыночный кругооборот представлен на схеме 1.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим следующие достоинства и преимущества современной рыночной модели.

  • 1. Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; через механизм цен, сопоставление затрат и результатов и конкуренцию достигается производственная и экономическая эффективность.
  • 2. Экономическая свобода - рынок обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей товаров и услуг. Они суверенны, т.е. независимы в принятии решений. Потребители в рыночной экономике обладают свободой потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Производители и фирмы функционируют в условиях свободы предпринимательства. При этом экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и риск. По мнению М. Фридмена, «продавец огражден от принуждения со стороны потребителя, поскольку имеются другие потребители, которым он может продавать свой товар. Наемный работник огражден от принуждения со стороны работодателя, поскольку имеются другие предприниматели, у которых он может работать»
  • 3. Гибкость и мобильность рынка, способность удовлетворять разнообразные потребности. Рынок ориентирован на спрос и изменяющиеся потребности.

Однако рыночной системе (особенно в ее классическом, «гибком» варианте) присущи серьезные недостатки и несовершенства.

  • 1. Монополистические тенденции, порождаемые обострением конкурентной борьбы, погоней за прибылью и стремлением максимально расширить свою позицию на рынке. Широкое рассеяние экономической власти в условиях обостряющейся конкуренции заменяется концентрацией экономической власти и угасанием конкуренции.
  • 2. Значительная дифференциация доходов, их неравное распределение. Рынок не обеспечивает социальную защиту неконкурентоспособных индивидов и социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных, безработных), не дает автоматически гарантию на труд и доход.
  • 3. Внешние эффекты. Рыночная система зачастую неспособна учесть внешние эффекты, т.е. издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах произведенных товаров или услуг. Это связано прежде всего с «технологическими внешними эффектами»; рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Кроме того, в рыночной экономике имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
  • 4. Общественные блага. Рыночная система ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса индивидуальных потребителей (это может быть индивид, домохозяйство или отдельная фирма) на производство «частных благ», потребление единицы которых одним индивидом исключает потребление той же единицы другим потребителем. Этим «частные блага» отличаются от общественных (т.е. товаров и услуг коллективного пользования). Рынок сам по себе не может обеспечить общество услугами, производство которых не приносит прибыли, но в которых нуждается каждый член общества (оборона, охрана природы, уличное освещение, автомагистрали, борьба с наводнениями и т.д.)
  • 5. Отсутствие стабильности, циклические колебания и рецессионные процессы. Характерными для рыночной экономики являются периодические колебания производства, занятости и цен. Цикличность - одно из проявлений макроэкономической нестабильности в рыночной экономике.

При переходе России к современной рыночной системе, необходимо подчеркнуть, что рыночная экономика -- это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.

На данный момент в России как таковой не существует современной модели рыночной экономики.

России следует учитывать, что практика современного рыночного хозяйства показывает, что государство выполняет следующие экономические функции в сфере регулирования экономики.

  • 1. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной экономики (разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, регулирование предпринимательской деятельности, налогообложения, рынка ценных бумаг, банковской системы и т.д.).
  • 2. Защита и поддержка конкуренции, стабилизация экономики. Государство должно осуществлять эффективную антимонопольную, антиинфляционную и денежную политику, поддерживать систему государственных финансов в необходимых объемах и в бездефицитном состоянии.
  • 3. Перераспределение дохода и богатства (программы социальной защиты и социального страхования; уменьшение неравенства в доходах и обеспечение социально приемлемых стандартов уровня жизни в обществе и т.д.).
  • 4. Перераспределение ресурсов в связи с внешними эффектами и общественными благами. Государство своим вмешательством должно заполнять свободные от рынка хозяйственные зоны для решения тех экономических проблем, где рыночный механизм обнаруживает либо несостоятельность, либо недостаточную эффективность (финансирование и поддержка стратегических прорывов в области науки и техники; глубокие структурные преобразования в экономике; охрана окружающей среды; регулирование отрицательных внешних эффектов).

Одной из экономических предпосылок демократического общества является свободная конкуренция - синоним свободы выбора и предпринимательства. Она способствует прогрессу экономики: повышается эффективность производства, создаются условия для концентрации ресурсов в общественно насущных и результативных отраслях экономики. Она побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологию и рационально использовать ресурсы, вытесняет неэффективные предприятия.

Чистый капитализм (эпоха свободной конкуренции или первоначального накопления капитала) характеризуется частной собственностью на средства производства; использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею; стремлением каждого хозяйствующего субъекта максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой базы для функционирования свободного рынка.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене - это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

В эпоху свободной конкуренции было несколько видов монополий, прежде всего монополия на одно из важнейших средств производства на землю (как объект частной собственности и как объект хозяйствования). Субъектом этой монополии был не капиталист, а земельный собственник. Экономическая реализация такой монополии не затрагивала, а, напротив, предполагала обстановку свободной конкуренции.

Другой вид монополии - монополия на условия производства (по преимуществу это была земля и ее недра), дающие возможность производить потребительную стоимость особого или уникального качества, которая не могла быть воспроизведена в любых количествах. Для монополии этого рода было характерно резкое несоответствие ограниченного предложения и значительно более широкого спроса на редкий товар. Монопольная цена товара в данном случае определялась конкретным соотношением рыночного спроса и предложения и преодолевала стоимостную основу.

В капиталистической системе свободной конкуренции существовал еще один вид монополии, отличный от названных выше и присущий самому основному капиталистическому отношению.

Основное капиталистическое отношение содержит в себе элементы монополизма: монополию капиталистов на условия производства. Раскрывая сущность капитала, как производственного отношения, К. Маркс отмечал, что он представляет собой «монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие самой этой рабочей силы».

Этот монополизм имманентен капиталистическому отношению как его конституирующая черта: без него невозможно присвоение прибавочной стоимости. Но «монополизм в себе» капиталистического отношения эпохи свободной конкуренции имел ту особенность, что реализовывался для каждого капиталистического собственника и выступал таким образом не как преимущество отдельных капиталистов, а, напротив, как равенство возможностей для них в присвоении условий и результатов наемного труда.

В современном мире чистой свободной конкуренции несуществует. Дело в том, что рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста.

Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.

Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.