Изменения после коррекции у ребенка с зпр. Система коррекционно-педагогической помощи детям с зпр. Задержка психического развития — что такое ЗПР

Изменения после коррекции у ребенка с зпр. Система коррекционно-педагогической помощи детям с зпр. Задержка психического развития — что такое ЗПР
Изменения после коррекции у ребенка с зпр. Система коррекционно-педагогической помощи детям с зпр. Задержка психического развития — что такое ЗПР

Задержка психического развития у детей встречается достаточно часто. Если Вы столкнулись с этой проблемой, то следует знать – своевременная корректировка поведения и развитие психомоторных навыков способны решить эту задачу.

Коррекция детей с задержкой психического развития – это целенаправленный комплекс разнообразных мероприятий, как со стороны медицинских специалистов, так и планомерная, ежедневная работа родителей малыша. Суть корректировки сводится к тому, чтобы исправить выявленные отклонения, заинтересовать ребенка в вопросе познавания окружающего мира, выработать навыки адаптивного поведения, повысить его уровень интеллектуального развития.

Работу с детьми с задержкой психического развития осуществляет ряд специалистов, среди которых можно отметить детского психолога, логопеда, в некоторых случаях требуется помощь других узкоспециализированных докторов. Дело в том, что нередко задержка развития сопровождается сопутствующими проблемами с речью, зрением и пр.

Коррекция ЗПР подразделяется на следующие этапы:

    Решение задач направленных на умственное развитие малыша, вовлечение в процесс обучения в игровой форме, использование сопутствующих методик, повышение адаптивных навыков ребенка;

    Выявление и устранение невротических состояний у ребенка, коррекция поведения в стрессовой ситуации.

Симптомы задержки психического развития выявляются до 6-7 лет, благодаря этому можно своевременно отреагировать на возникшую проблему и принять необходимые меры по корректировке ЗПР. Основная цель специалиста – развить и обучить Вашего ребенка, подготовить его к жизни в социуме, особенно в том случае, если малыш не ходил в детский сад. Для этого используются следующие методики:

1. Игротерапия

Подумайте сами, какой самый простой и доступный способ общения с детьми? Правильно, вне всякого сомнения, – это игровой процесс. Поэтому было бы не правильно не использовать эту замечательную возможность во время коррекции поведения. Ведущий специалист использует игровой материал, вовлекает ребенка в занимательную и познавательную игру, помогает ему реализовать свое творческое начало, отбросить внутренние страхи и переживания. Участие в игровых постановках позволяет в ненавязчивой форме развить необходимые качества малыша, скорректировать его поведение на основе реальных примеров.

2. Арттерапия

Достаточно известный метод психотерапии – арттерапия, суть которого сводится к тому, чтобы развить творческие навыки ребенка, позволить ему раскрыться в творческом процессе. Как правило, психолог не вмешивается в процесс творчества малыша, позволяя ему высказать свои фантазии на бумаге. Для этого есть весомая причина: детский рисунок позволяет получить массу сопутствующей информации о внутреннем состоянии крохи. Выбранные образы, цветовые решения отражают внутренние переживания ребенка, его страхи и подавленные воспоминания. Наверняка, каждый из Вас сталкивался с таким известным психологическим тестом, как тест “Люшера”, основанном на выборе понравившегося цветового решения. Так вот, по сути, мы имеем некий аналог для ребенка, выбранные цвета и образы могут сигнализировать об уровне тревоги и эмоциональном напряжении крохи. Анализируя полученный материал, психолог может внести существенные корректировки в процесс обучения и лечения ребенка.

3. Групповая психотерапия

Коллектив помогает социализироваться, групповая терапия для детей позволяет осваивать новые формы общения. Если ребенок замкнут и нелюдим, это позволит снять существующие психоэмоциональные барьеры. Социум – неотъемлемая часть нашего общества, поэтому необходимо помочь маленькому человеку планомерно влиться в коллектив, тем самым повысив свою самооценку, и обрести новых друзей.

В заключение хочется сказать, что не следует путать задержку психического развития с серьезными заболеваниями, такими как аутизм или синдром Дауна. Как правило, задержка развития обратима и хорошо поддается лечению. Помните о том, что вырастить разностороннюю и здоровую в эмоциональном плане личность – задача, которая Вам по плечу, а мы с радостью поможем Вам в этом вопросе!

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность» (Ковалев В. В., 1973). В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальность мозговой дисфункции» (ММД).

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.

Патогенез ЗПР малоизучен. По мнению Певзер (1966), основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Наиболее подробной является классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым В. В. (1973).

Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.

У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов. У таких детей преобладает конкретно-образный тип мышления. Психические процессы инертны. Выражены истощаемость и пресыщаемость. Поведение незрелое. Уровень наглядно-образного мышления довольно высок, а абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.

В отдельные формы интеллектуальной недостаточности В. В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.

Синдром ЗПР полиэтиологичен, основными причинами являются:

Важнейшей клинической характеристикой Энцефабола является его безопасность, что особенно актуально, учитывая специфику популяции — основных потребителей данного препарата — педиатрической, где проблемы безопасности не уступают по своей значимости оценке эффективности. Побочные реакции при приеме Энцефабола возникают редко и, как правило, связаны с его общестимулирующим действием (бессонница, повышенная возбудимость, легкие формы головокружения) или в крайне редких случаях — с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции, диспептические проявления). Все вышеописанные симптомы практически всегда носят преходящий характер и не всегда требуют отмены препарата.

На фармацевтическом рынке России препарат Энцефабол представлен в виде суспензии для перорального применения по 200 мл во флаконе и таблеток, покрытых оболочкой по 100 мг.

Дозировка Энцефабола обычно составляет, в зависимости от стадии патологического процесса и индивидуальной реакции:

  • для взрослых — по 1-2 таблетки или 1-2 чайных ложки суспензии 3 раза в день (300-600 мг);
  • для новорожденных — с 3-го дня жизни по 1 мл суспензии в день утром в течение месяца;
  • со 2-го месяца жизни следует увеличивать дозу на 1 мл каждую неделю до 5 мл (1 чайная ложка) в день;
  • для детей от 1 года до 7 лет — по 1/2-1 чайной ложке суспензии 1-3 раза в день;
  • для детей старше 7 лет — по 1/2-1 чайной ложке суспензии 1-3 раза в день или 1-2 таблетки 1-3 раза в день.

Хотя первые результаты клинического действия Энцефабола могут проявляться уже через 2-4 недели приема препарата, оптимальные результаты, как правило, достигаются при длительности курса в 6-12 недель.

Литература

  1. Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2009. 320 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  3. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1987.
  4. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.
  5. Бурчинский С. Г. Современные ноотропные средства // Журнал практического врача. 1996, № 5, с. 42-45.
  6. Бурчинський С. Г. Старіння мозку та вікова патологія: від фармакології — до фармакотерапії // Вісник фармакології і фармації. 2002, № 1, с. 12-17.
  7. Воронина Т. А., Середенин С. Б. Ноотропные препараты, достижения и перспективы // Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998, № 4, с. 3-9.
  8. Воронина Т. А. Роль синаптической передачи в процессах памяти, нейродегенерации и механизме действия и нейротропных препаратов // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2003, № 2, с. 10-14.
  9. Дольсе А. Обзор экспериментальных исследований по Энцефаболу (пиритинолу). В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 43-48.
  10. Заваденко Н. Н. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. М., 2003, 23 с.
  11. Зозуля Т. В., Грачева Т. В. Динамика и прогноз заболеваемости психическими расстройствами лиц старшего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. 2001, т. 101, № 3, с. 37-41.
  12. Ковалев Г. В. Ноотропные средства. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд., 1990, 368 с.
  13. Крыжановский Г. Н. Дизрегуляционная патология // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 18-78.
  14. Лебедева Н. В. Энцефабол и его аналоги в лечении неврологических заболеваний. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 27-31.
  15. Лебедева Н. В., Кистенев В. А., Козлова Е. Н. и др. Энцефабол в комплексном лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 14-18.
  16. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  17. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
  18. Маркова Е. Д., Инсаров Н. Г., Гурская Н. З. и др. Роль Энцефабола в лечении экстрапирамидных и мозжечковых синдромов наследственной этиологии. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001., с. 23-26.
  19. Маслова О. И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития. Русский медицинский журнал. 2000, т. 8, № 18, с. 746-748.
  20. Маслова О. И., Студеникин В. М., Балканская С. В. и др. Когнитивная неврология // Российский педиатрический журнал. 2000, № 5, с. 40-41.
  21. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. Л., 1968.
  22. Ноткина Н. А. и соавт. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2008. 32 с.
  23. Петелин Л. С., Шток В. Н., Пигаров В. А. Энцефабол в неврологической клинике // Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 7-11.
  24. Пшенникова М. Г. Стресс: регуляторные системы и устойчивость к стрессорным повреждениям // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 307-328.
  25. Старение мозга / Под ред. В. В. Фролькиса. Л., Наука, 1991, 277 с.
  26. Amaducci L., Angst J., Bech O. et al. Consensus conference on the methodology of clinical trial of «Nootropics» // Pharmacopsychiatry. 1990, v. 23, p. 171-175.
  27. Almquist & Wiksell. Sientific studies in mild mental retardation: Epidemiology; a. prevention: Proc. of the 2 nd Europ. symp. on scientific studies in Mental Retardation, U Sweden, June 24-26, 1999. — 240 p.
  28. Bartus R., Deen O., Beer T. Cholinergic hypotheses of memory dysfunction // Science. 1982, v. 217, p. 408-417.

А. П. Скоромец 1, 2, 3 , доктор медицинских наук, профессор
И. Л. Семичова 4
И. А. Крюкова 1, 2, 3 ,
кандидат медицинских наук
Т. В. Фомина 6
М. В. Шумилина 3, 5

1 СПбМАПО, 2 СПбГПМА, 3 ДГБ № 1, 4 СПбГЦ «Детская психиатрия»,
5 СПбГМУ,
Санкт-Петербург
6 МСЧ 71 ФМБА РФ, Челябинск

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов - ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы - осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы. Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете

Задержка психического развития у детей, симптомы которой неоднородны, классифицируется на несколько основных групп. Среди них:

  1. Задержка психического развития детей конституционального генеза. Основная причина формирования – замедленное развитие центральной нервной системы. У детей с такой формой нарушения присутствует инфантилизм, страдает эмоциональное и физическое развитие. Они выглядят гораздо младше сверстников, имеют недостаточный объем памяти, мышления и внимания.
  2. Задержка развития соматогенного генеза. Формируется из-за продолжительных соматических патологий у детей в раннем возрасте. В связи с этим они медленно развиваются, а в их анамнезе присутствуют такие заболевания, как почечная недостаточность, пневмонии, бронхиальная астма. Особенности задержки психического развития данного типа заключаются в плохой работоспособности ребенка, уменьшенном объеме памяти, отсутствии внимания, проявлениях гиперактивности или, наоборот, заторможенности.
  3. Задержка психического развития детей психогенного генеза. Возникает вследствие неблагоприятных социальных условий, в которых ребенок проживает. Например, из-за жестокого обращения, излишней самостоятельности или, наоборот, гиперопеки. У детей с такой формой задержки развития отсутствует целеустремленность, инициативность. Они неустойчивы в психическом плане, импульсивны.
  4. Задержка психического развития детей церебрально-органического генеза. Наиболее часто встречающаяся форма заболевания. Причины задержки психического развития в этом случае обычно связаны с первичным негрубым поражением головного мозга. Главная особенность – психические отклонения в разнообразных сферах, например, отсутствие эмоциональности, тяги к знаниям, сильная внушаемость, скудное воображение, гиперактивность и прочее.

Причины возникновения ЗПР

Причины задержки развития условно классифицируются на две основных группы: биологические и социально-психологические факторы.

К биологическим причинам относятся:

  • тяжелый токсикоз будущей матери, гипоксия эмбриона, несовместимость резус-факторов родителей, попадание инфекции в плод в период внутриутробного развития, преждевременные роды, фетальный алкогольный синдром;
  • различные соматические патологии: грипп, рахит, нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • различные черепно-мозговые травмы.

Также задержку психического формирования может вызывать генетический фактор. Случается, что ЗПР передается в семье из поколения в поколение.

Социальные причины развития задержки – это:

  • безнадзорность или гиперопека;
  • отсутствие внимания со стороны родителей, сверстников или педагогов;
  • недостаток общения с окружающими;
  • неблагоприятные условия проживания в семье.

Помимо этого, задержку развития вызывают нарушения зрения и слуха, речевые дефекты.

Введение

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции (Л. С. Выготский, 1984). Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем психолого-коррекционной педагогики.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами. Неполноценное развитие психики может обуславливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. При изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов.

Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

Разнообразные формы проявления задержки психического развития затрудняют организацию коррекционно-педагогической работы, диагностирование уровня развития и отнесение ребенка к данной категории, так как на данный день нет единой точки зрения на понимание данного вида нарушения и отнесения его к определенному типу дизонтогенеза.

Исходя из актуальности проблемы, цель данной работы: проанализировать теоретические аспекты психолого-коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР и определить основные коррекционные направления психологической помощи детям с ЗПР.

Формирование цели коррекции, основные этапы коррекции в отечественной психологии

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и результирующегося в системе психологических новообразований, специфичных для каждой возрастной стадии (Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эьконин, 1989). Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте представлений о структуре и динамике возраста (Л. С. Высотский, 1983; Д. Б. Эльконин, 1989; Г. В. Бурменская, 1990; И. В. Дубровина, 1991). Следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей:

оптимизация социальной ситуации развития;

развитие видов деятельности ребенка;

формирование возрастно-психологических новообразований.

Оптимизация социальной ситуации развития связана:

− в первую очередь, с оптимизацией общения ребенка как в сфере социальных отношений, т. е. отношений ребенка с «общественным взрослым» как представителем социальных институтов – учителем, воспитателем и т. д., так и в сфере межличностных отношений, т. е. отношений с близкими взрослыми и значительными сверстниками. Оптимизация общения предполагает расширение круга общения, гармонизацию отношений ребенка со значимыми для него людьми, обогащение содержания общения в соответствии с возрастно-психологическими особенностями ребенка (М. И. Лисина, 1986).

− второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент – тип учебно-воспитательного учреждения, тип семейного воспитания, участие ребенка в различных формах внешкольных занятий.

− третья задача связана с коррекцией позиции ребенка по отношению к школе и роли ученика. Здесь речь идет об изменении негативного определяющего отношения к своей межличностной или социальной роли на «принимающее» отношение за счет переосмысления сложившейся ситуации и создания у ребенка нового, более продуктивного с точки зрения задач развития, образа «Я в мире».

Решение всех указанных задач, и особенно последней, приобретает особую значимость в экстремальных жизненных ситуациях – потери или длительного отсутствия близких для ребенка людей – в результате смерти, продолжительной тяжелой болезни, длительной командировки, резкой смены привычного устоя и форм жизнедеятельности (перемена места жительства, резкое ухудшение материально-экономических условий жизни семьи, расширение семьи с включением в нее новых членов), тяжелой и продолжительной болезни самого ребенка, вызывающей необходимость перестройки сложившегося образа жизни.

Развитие видов деятельности ребенка предполагает внесение соответствующих корректив как в мотивационный компонент деятельности, обеспечивая формирование значимых для ребенка и адекватных содержанию выполняемой деятельности мотивов, так и в операционно-технический компонент деятельности. Последнее основывается на формировании у ребенка обобщенных способов действий в определенной предметной деятельности. Организация обобщенных способов ориентировки ребенка в предметной области и обеспечение условий интериоризации внешних форм ориентировочной деятельности составляют решающее условие реализации задачи формирования основных психологических новообразований возраста (П. Я. Гальперин, 1959).

При конкретизации целей коррекции нужно руководствоваться следующими правилами:

− цели коррекции должны формироваться в позитивной форме, а не в негативной. Негативная форма представляет собой описание поведения, деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть (R. McFall, 1976). Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения и деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы к ребенка. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не носить запретного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы ребенка. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для «точек роста» индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

Цели коррекции должны быть реалистичны, достижимы, т. е. соответственны с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса ребенком нового позитивного опыта коммуникации и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то программы являют собой большее зло, чем их отсутствие, т. к. их опасность состоит в том, что они создают впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяют собой более существенные усилия (A. Clarke, A. M. Clarke, 1986). При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития ребенка и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития ребенка к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения ребенка на последующих стадиях его развития. Кроме того, нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы, к моменту ее завершения и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об «утере» ребенком позитивных эффектов коррекционной программы.

При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать саму программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.

Основные этапы коррекции:

− планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;

− разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе;

− организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Обсуждение плана коррекционной программы с педагогом, администрацией детского учреждения;

− реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

− оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией детского учреждения.

Психологическая коррекция задержки психического развития

у детей дошкольного возраста

Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи задержка в развитии у ребенка становится более выраженной, затрагивает у него все сферы психического развития, препятствует его социальной адаптации.

Базовой образовательно-воспитательной потребностью дошкольника является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.

Необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может развиваться без помощи взрослых и без специально созданных психолого-педагогических условий. Также нужно учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников.

В настоящее время в России существует система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Министерством РФ (от 17.02.97 г.), среди которых имеется тип Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и различные виды ДОУ, в которых осуществляется коррекционно-педагогическое воспитание. Дети с ЗПР посещают ДОУ компенсирующего и комбинированного типа, где современные методы коррекционной работы позволяют своевременно обеспечить ребенку дошкольного возраста психологическую помощь.

Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Специалисты ПМПК проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проблемных детей, определяют вид и формы их обучения.

Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР . Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Еще Л.С. Выготский, ссылаясь на исследования А. Адлера, подчеркивал, что эмоция является одним из моментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны – определяются этими эмоциональными переживаниями» .

Учет таких специфических потребностей будет способствовать гармоничной социализации детей в обществе.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей . Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельностью. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых психолог может решать разные коррекционные задачи :

1) формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

2) развитие ручной моторики;

3) сенсорное воспитание;

4) развитие мышления;

5) развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения он делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями проблемного ребенка, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей должен быть сделан на просвещение.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

Мотивационный

блок

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы:

Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры.

Психофизиологический инфантилизм

Психогенные формы ЗПР

Блок

контроля

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по уходу их выполнения

Обучить контролю по результатам.

Обучить контролю по способу деятельности.

Обучить контролю в процессе деятельности.

Приемы:

Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям

ЗПР церебрально-органического генеза

Соматогенная

форма ЗПР


Психогенная форма ЗПР

Заключение

В результате данной работы, мы проанализировали теоретические аспекты психолого-коррекционной помощи дошкольникам с отклонениями в развитии и определили основные коррекционные направления психологической помощи детям с ЗПР.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития у дошкольников - это временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Задержка психического развития – это нарушение, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.

Психологическая помощь дошкольникам с ЗПР, должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.

Организованная таким образом психологическая коррекционно-развивающая работа позволит решить проблему задержки развития у детей дошкольного возраста, и повлиять на успешность дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. М., 2000.
  3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 1999.
  4. Бохан Т. Г., Козлова Н. В. Психологическая коррекция психического развития в практике консультирования детей и подростков. Томск, 2003.
  5. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
  6. Дети с задержкой психического развития // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984.
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
  9. Карабанова О. С. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М., 1997.
  10. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для тетей с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2003.
  11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.
  12. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка // Под ред. М. М, Семаго. М., 2001.
  14. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.
  15. Стребелева Е.А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.
  16. Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.