Митрополит сыктывкарский питирим. «удивительно наблюдать, как владыка танцует со своим иподиаконом…» (фото, видео, документы). Странник стоит у двери…

Митрополит сыктывкарский питирим. «удивительно наблюдать, как владыка танцует со своим иподиаконом…» (фото, видео, документы). Странник стоит у двери…
Митрополит сыктывкарский питирим. «удивительно наблюдать, как владыка танцует со своим иподиаконом…» (фото, видео, документы). Странник стоит у двери…

Статус: Действующий Дата рождения: 02.02.1961 Диаконская хиротония: 23.11.1982 рукоположен во диакона епископом Архангельским Исидором с назначением в Республику Коми. Постриг совершен: 01.01.1984 принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Иерейская хиротония: 01.03.1987 епископом Исидором рукоположен во иеромонаха в храме Всех святых г. Архангельска. Архиерейская хиротония: 19.12.1995 Хиротонисан в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Духовное образование В декабре 2004 года защитил в Киевской Духовной академии кандидатскую работу по Новейшей истории Русской Православной Церкви. В декабре 2006 присвоена учёная степень доктора богословия Ужгородской Богословской Академией имени Кирилла и Мефодия.

Места служения

с 1995-12-19 по текущий день Сыктывкарская епархия, правящий архиерей

Светские награды:**
2013 почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми»
2005 почетная грамота Республики Коми
2001 орден Дружбы народов

Церковные награды​:
2005 орден прп. Сергия Радонежского II степени
2011 орден прп. Серафима Саровского II степени
2016 - член Союза писателей России
2017 - Ветеран труда
2017 - звание казачьего полковника

Биография

Родился 2 февраля 1961 года на хуторе Нижний Кореновского района Краснодарского края в семье рабочих, окончил общеобразовательную школу. Иподиакон и келейник архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова).

В 1980-1982 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1982 г. поступил на службу в Архангельскую епархию. 22 ноября 1982 года рукоположен во диакона епископом Архангельским Исидором с назначением в Республику Коми.

С 24 декабря 1982 г. по 27 февраля 1984 г. — диакон Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

В 1984 г. принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Поступил на заочный сектор Московских духовных школ.

27 февраля 1987 г. епископом Исидором рукоположен во иеромонаха в храме Всех святых г. Архангельска. Организовал в г. Печора Республики Коми новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

С 3 марта 1987 г. по 15 августа 1987 г. — второй священник Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

С 15 августа 1987 г. по 20 декабря 1988 г. — настоятель Свято-Лазаревского храма г. Онега Архангельской области.

С 21 декабря 1988 г. по 20 апреля 1989 г. — второй священник храма Всех святых г. Архангельска. С 21 апреля 1989 г. — настоятель молитвенного дома в г. Печоры Республики Коми.

7 апреля 1994 г. возведен в сан игумена. Выполнял послушание члена ревизионной комиссии Сыктывкарского благочиния и епархиального миссионера в Республики Коми.

8 октября 1995 г. назначен епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Наречение состоялось 18 декабря, хиротония — 19 декабря 1995 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

В декабре 2005 года защитил в Киевской духовной академии кандидатскую работу по новейшей истории Русской Православной Церкви.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 апреля 2016 года (Журнал №6), в связи с разделением Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные епархии, возведен в сан архиепископа с титулом Сыктывкарский и Коми-зырянски

Член союза писателей России с 04.04.16 Ветеран труда с 06.06.16 почётный гражданин гг. Воркуты,Печоры

Награждён медалями и памятными знаками ГУФСИН РФ по Республике Коми, МВД по Республике Коми, Правительства Республике Коми. Удостоен юбилейной медали "В память 100 - летия восстановления Патриаршества в РПЦ", юбилейной медали "В память 1000 - летия преставления равноапостольного князя Владимира", медалями Союза казаков и Союза женщин Республики Коми, "Золотым орденом мецената".

Почетный гражданин г. Печера, г. Воркута и г. Сыктывкар.

Христиане должны уважать иерархов. Я стараюсь всеми силами, но зачем мне в этом мешать? Тут уж не Кураев виноват - сам епископ размещает 6 с половиной тысяч своих фоток "в контакте", сопровождая длиннющими описаниями своих интересов, цитатами Андрея Дементьева и комментариями типа: "Сегодня служил в... храме. Настроение молитвенное. По дороге домой видели 4 ДТП, к сожалению, со смертельным исходом". Или: "Я построил этот храм", "Я построил этот монастырь".
Или вот такая запись от апреля 2013 г.:
"Сегодня была Литургия Преждеосвященных Даров. Епархиальное собрание одобрившее успехи епархии и осудившее организованную преступную деятельность мелкой интернет-группировки по дискредитации чиноначалия, духовенства и мирян Сыктывкарск" (орфография автора)

Сотни фоток с детьми на коленках, в разноцветных подрясниках. Я не знала вообще, что допустимо такое игривое разноцветье. Епископ в алтаре. На богослужениях. В кустах цветов. На свадьбе. На реке. С иподиаконами за ручку. С монахами в обнимку. На троне в епископском доме. В исправительных учреждениях. Множество фоток из алтаря в расшитых облачениях (сколько их у него, сто, двести?). На богослужениях среди коленопреклоненных прихожан. Фото икон Даниила Сысоева и Евгения Родионова, которых пока что никто не причислял к лику Святых.
Перемежаются фотки сентиментально-слюнявыми католическими картинками на евангельские сюжеты, от которых становится тошно, впрочем, не больше, чем от деспотной физиономии.

У меня вот, например, вряд ли наберется за всю жизнь хоть тысяча фотографий, и нет аккаунтов в соц.сетях. Но кто - я, и кто - Питирим...
















Биография:

Родился 2 февраля 1961 года на хуторе Нижний Кореновского района Краснодарского края в семье рабочих, окончил общеобразовательную школу. Иподиакон и келейник архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова).

1980-1982 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1982 г. поступил на службу в Архангельскую епархию и 23 декабря 1982 года рукоположен во диакона епископом Архангельским Исидором с назначением в Республику Коми.

С 24 декабря 1982 г. по 27 февраля 1984 г. - диакон Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

В 1984 г. принял монашеский постриг в честь Святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Поступил на заочный сектор Московских духовных школ.

1 марта 1987 г. рукоположен во иеромонаха епископом Исидором в храме Всех Святых г. Архангельска. Организовал в г. Печора Республики Коми новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

3 марта 1987 г. – 15 августа 1987 гг. - второй священник Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

15 августа 1987 г. – 20 декабря 1988 г. - настоятель Свято-Лазаревского храма г. Онега Архангельской епархии.

21 декабря 1988 г. – 20 апреля 1989 г. - второй священник храма Всех святых г. Архангельска Архангельской епархии.

7 апреля 1994 г. возведен в сан игумена. Выполнял послушание члена ревизионной комиссии Сыктывкарского благочиния и епархиального миссионера в Республике Коми.

В декабре 2005 года защитил кандидатскую работу по новейшей истории Русской Православной Церкви в Киевской Духовной академии.

В 2001 году был награжден Президентом РФ орденом Дружбы народов.

В 2005 году награжден Почетной грамотой Республики Коми.

В 2005 году за усердные труды на благо Матери Церкви к 10-летию архиерейской хиротонии был награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом прп. Сергия Радонежского II степени.

В 2011 году в связи с 50-летием со дня рождения и за усердные труды на благо Матери Церкви вклад в дело возрождения храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность. награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом прп. Серафима Саровского II степени.

«Путь становления обители» (история становления Троице- Стефано- Ульяновского монастыря), 2001 г скачать pdf

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2004 г часть 1 скачать pdf

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2004 г часть 2 скачать pdf

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2010 г часть 3 скачать pdf

Вопрос: Ваше Преосвященство, недавно на нашем сайте были опубликованы Ваши слова, направленные на обличение экуменизма. Публикация этих небольших заметок вызвала в интернете крайне агрессивную реакцию со стороны некоторых лиц. Как Вы считаете, с чем это связано?

Диаволу ненавистно обличение. Агрессия и злоба это его оружие. Все эти клеветники, пишущие в интернете всякие гадости и небылицы про нашу Епархию, творят его волю, ибо не ведают, что творят. Слава Богу, что помимо такой реакции есть реакция и прямо противоположная - многие люди пишут мне и выражают поддержку и солидарность.

Вопрос: Почему же организация ночных служб в Свято-Стефановском кафедральном соборе вызвала такое, не побоюсь этого слова, беснование у некоторых «православных экспертов»?

Здесь уже сам вопрос содержит в себе ответ - иначе как бесовскими нападениями все это, и назвать нельзя. Ведь, что произошло, по сути? Основной храм Республики перешел на круглосуточный график работы. У прихожан появилась возможность в любое время дня и ночи прийти в Храм, помолиться Богу. Это очень важно. Представьте себе, что у человека ночью случилась беда. Куда пойти? В магазин за водкой? Ведь многие наши храмы, к моему великому сожалению, мало доступны для прихожан. Таинство исповеди проводится раз в неделю по субботам. Дошло уже до того, что некоторые люди считают исповедь всего лишь как бы составной частью Таинства Причастия. Отчасти это так и есть - исповедь является необходимым условием для принятия Святых Христовых Тайн, но она может быть совершена и без причастия, для облегчения души и отпущения грехов. Мы же, предоставили людям возможность прийти в Храм, поучаствовать в Богослужении, исповедаться, если душа этого просит, обратиться к священнослужителю за советом и поддержкой в любое время дня и ночи. Ведь многие днем работают. Необходимость каждый день думать о хлебе насущном, лишает людей возможности пойти в храм. И это тоже является инструментов отторжения людей от Бога. А мы устранили это препятствие - естественно это не могло не вызвать нападки бесовских сил. Сколько гадости и клеветы было вылито на Епархию по этому поводу! Для меня это является лишним подтверждением того, что дело было сделано хорошее и нужное.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать то, что после этих публикаций и последовавшей за этим полемики в прессе, многие пытаются проводить параллели между Вами и бывшим епископом Диомидом (Дзюбаном)?

Это не более чем провокация. Видимо есть определенные круги, которым на данном историческом этапе нужен новый Диомид. Но эти надежды не только напрасны, но и нелепы. Я всегда был и остаюсь верным чадом Русской Православной Церкви, в которую я пришел в юном возрасте, и явственно ощутив присутствующую в ней, и только ей свойственную благодать, никогда не сверну с пути послушания Матери-Церкви, хотя и не могу скрыть того, что действия некоторых церковных политиков внушают мне печаль. Но я верую - Церковь выстоит, Россия воскреснет, по молитвам множества святых мучеников и исповедников, проливших свою праведную кровь во имя чистоты Православной Веры!

Вопрос: А правда ли то, что на Соборе Вы оказали поддержку епископу Диомиду и выступили в его защиту?

Да, правда, но здесь важно понимать то, что я оказал поддержку Диомиду не в его заблуждениях (антиэкуменизм, антисергианство, антиглобализм? Это вл.Питирим считает заблуждениями? - прим.Ред.) , а просто попытался морально поддержать всеми гонимого, несчастного человека. У меня сложилось впечатление, что он стал жертвой обстоятельств. Его попросту использовали. И когда на него посыпались бесчисленные оскорбления, то не нашлось никого, готового проявить сочувствие. Причем подавал я свой голос, прекрасно понимая, что он ничего не изменит в сложившейся ситуации и попросту утонет в потоке «праведного возмущения». Да, Диомид был неправ, но зачем же было так яростно травить его? Как говорит наш Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Когда истину начинают доказывать с пеной у рта - она перестает быть истиной».

Вопрос: Владыка, ни для кого из православных пользователей интернета в нашей Республике, не является секретом то, что Вы ведете миссионерскую деятельность в интернете, в т.ч. являетесь активным пользователем социальной сети «ВКонтакте». Многие, видя в Ваших друзьях, на этом ресурсе, маргинальных личностей, приходят в недоумение - как такие люди могут быть друзьями православному Епископу?

Все эти люди - мои дети. А дети бывают разные и не всегда они радуют родителей. Родители могут быть недовольны детьми, но это не означает, что они должны отказаться от них. Во враче, как известно, нуждаются не здоровые, а больные. И свой пастырский долг я вижу в том, что бы не гнушаться такими людьми, а способствовать обращению их к Вере. И я вижу, что многие обращаются. Даже содержимое страничек «ВКонтакте» начинает меняться к лучшему. Непонятные картинки заменяются на православные иконы, цитаты из Ницше и песен рок-групп, на изречения из Святого Писания. Верю, что и в душе этого человека происходит тоже самое.

Вопрос: Что Вы, вообще, думаете об интернете и массовом увлечении социальными сетями? Не могут ли подобные увлечения интернетом, даже православным, отвлечь от выполнения христианином его прямых обязанностей? Ведь пойти в храм сложнее чем включить компьютер?

Господь сказал: «без меня не можете творите ничесоже...» и по словам старца о. Иоанна (Крестьянкина) и компьютер и интернет изобретены человеком не без Господа. Другое дело, что один человек использует эти железки для того, что бы служить Богу и Церкви, а другой занимается всякой мерзостью. Это вопрос выбора. С другой стороны интернет переполнен всякой нечистотой. Ужасает обилие порнографии. Заметьте бесплатной! В других странах для доступа к этим ресурсам всякого рода извращенцы вынуждены платить деньги и не малые. Вообще, как известно, ничего бесплатного не бывает. Даже сыра в мышеловке. Сыр куплен человеком и положен в мышеловку как приманка для глупой и жадной мыши, которая, в свою очередь, расплатится своей жизнью. Вряд ли люди, занимающиеся распространением бесплатной порнографии, делают это из «любви к искусству» в свободное от основной работы время. Кто-то оплачивает их «труд», а кому это выгодно - догадаться не сложно. Как и многое другое это направлено на разрушение моральных устоев русского народа. Взять, например, Китай. В этой стране организована беспрецедентная система интернет безопасности, известная как проект «Золотой Щит» иначе «Великая Китайская Электронная Стена», созданная для того, что бы оградить население этой страны от порнографии и прочей заразы. То есть для Китая информационная безопасность - вопрос стратегический. У нас же мы пока наблюдаем нечто, совсем противоположное. Нельзя одновременно создавать телепрограммы типа «Дома-2», показывать в телеэфире совершенно аморальных людей, как пример для подражания, развивать в людях стремление к обогащению любыми средствами, показывать фильмы пропагандирующие чуждые нам ценности, насилие, жестокость, половую распущенность и при этом говорить о борьбе за нравственность подрастающего поколения.

Что же касается Православного интернета, раз есть вся эта мерзость, то в противовес ей, Православная Церковь обязана присутствовать во всемирной паутине, и по мере сил, с любовью и терпением вести проповедь Слова Божия и пытаться оградить наших детей от душепагубного влияния, звать их к Богу. И если в результате этой деятельности, будет спасена хоть одна душа человеческая, то наш труд не пропал даром. Безусловно, человеку воцерковленному и всерьез верующему это все уже не нужно. Он должен стоять выше этого. Но если человек придет к Богу через интернет, то в этом нет ничего плохого. Глядишь потом, и откажется от ненужных железок, почувствовав на себе действие благодати Божией, обильно изливаемой в Православной Церкви. Поверьте мне, я вижу людей приходящих к вере через интернет. Если человек искренне ищет Истину, то с Божией помощью он найдет ее и в интернете, ибо «дух дышит, где хочет», и наш долг помочь такому человеку.

Вопрос: Владыка, как сейчас обстоят дела в Епархии?

Слава Богу за все! На сегодняшний день в Епархии насчитывается 352 храма с молитвенными домами, в среднем на 2000 человек населения приходится один храм. Это хорошие показатели. Нужно учитывать, что Республика Коми отличается от центральных областей России. У нас большие расстояния между населенными пунктами и зачастую людям тяжело добраться до храма. Поэтому я вижу нашу задачу в создании пусть и небольших храмов, но в каждом населенном пункте. Несмотря на это у нас предъявляются большие требования к уровню образования священников. Епархия имеет свое духовное училище. Среди наших священнослужителей двое докторов и четверо кандидатов наук. Более 60% священников имеют высшее образование.

Епархия проводит большую социальную работу. На базе архиерейских дач в п.Визябоже, Корткеросского района Республики и в п.Капустино Краснодарского края действуют детские оздоровительные лагеря, где проводят летний отдых дети из нашей Республики. При наших монастырях живут и воспитываются дети-сироты. Двое из них Александр и Алексей из Троице-Стефано-Ульяновского монастыря два года жили у меня дома, поскольку им было необходимо провести коррекцию речи, а это было возможно только в республиканской столице. Они меня даже папой называли. Сейчас они вернулись в Троице-Стефано-Ульянов монастырь, который стал их домом. Учатся в местной школе и учатся хорошо.

Я очень люблю детей. Часто сам совершаю Таинство Крещения и делаю это с удовольствием и любовью. Устраиваю детские праздники в Доме епископа, который служит, не только местом моего жительства, но в нем регулярно проводятся различные мероприятия, концерты, все это проходит в очень теплой и радостной душевной атмосфере. Не только протестанты, но и мы - православные люди способны радоваться и душевно общаться за чашкой чая. Только в отличие от протестантов, мы имеем не только душевное общение, но и духовную жизнь. Мы имеем Таинство Евхаристии, в котором наша поврежденная человеческая природа получает исцеление от самого Господа через принятие Святых Христовых Тайн. Поэтому обращаюсь к молодым людям - приходите к нам пообщаться. Объявления о предстоящих праздниках регулярно публикуются на епархиальном сайте.

У нас организована раздача бесплатного питания малоимущим людям, на подворье Кылтовского монастыря в Сыктывкаре, а также в Ухте и Воркуте.

Но конечно есть и трудности. Например, бедственное состояние кровли в Свято-Стефановском кафедральном соборе. Нам крайне необходимы кровельная медь, доски, стропила. Мы с благодарностью примем не только финансовые пожертвования, но и помощь строительными материалами, продуктами питания, и будем всегда рады людям, желающим потрудится во Славу Божию и во спасение своей души на восстановлении храмов нашей епархии.

Божие благословение да будет со всеми вами!