Пресвятая богородица казанская. Обретение святого образа. Прозрение от иконы

Пресвятая богородица казанская. Обретение святого образа. Прозрение от иконы
Пресвятая богородица казанская. Обретение святого образа. Прозрение от иконы

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать », – сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • Каплуновская-Казанская икона
  • Карповская-Казанская икона
  • Каташинская-Казанская икона
  • Вознесенская-Казанская икона
  • Павловская-Казанская икона
  • Иркутская-Казанская икона
  • Каргопольская-Казанская икона
  • Ярославская-Казанская икона
  • Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • Казанская, находящаяся в Суздале

Каплуновская-Казанская икона . Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона . Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона . Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре . Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе . Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках . Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901

Праздник Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября был учрежден в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 и преодоления Смуты, - трагической страницы нашей истории. О роли Провидения в истории России, обстоятельствах обретения иконы Казанской Богоматери представленный ниже материал Голубева В.П. и также Алексея Рудкевича.

Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом.

С иконой Казанской Божьей Матери, например, глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха Гермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении иконы в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани».

В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Гермоген пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления» .

Через две недели после пожара Богоматерь трижды явилась девочке Матрёне Онучиной во сне и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели её икону в земле на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а Богородица являлась девочке ещё и ещё раз - трижды. Тогда Матрёна с матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь. На глубине трёх локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал: «…чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели» .

К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нёс икону в церковь святителя Николая Чудотворца.

На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. В этом монастыре приняли постриг Девица Метрёна с матерью.

Казань. Богородицкий монастырь / фото: Gelio (Слава Степанов)

Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли.

Своим явлением Божия Матерь освящает стихии нашего мира - огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах - Иверская, на деревьях - Феодоровская, Жировицкая. Казанская пришла из недр земных, как человек пришёл на Землю из её праха. Эту мистическую связь Богородицы с Землёй глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю - Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют «Землею благою». По иконографии Казанская сродни «Одигитрии», в ней красота и мощь, она способна вливать силы как в одного человека, так и в целый народ. Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца.

Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру» .

Патриарх Гермоген

И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы.

С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена» . 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди. На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери.

Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь.

Памятник "Клятва князя Пожарского" который установлен на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря к 1000-летию Ярославля.

Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен.

Казанский собор в Москве. (Впервые Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1624-м году и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. На протяжении веков он несколько раз перестраивался. В 30-е года при Советской власти Казанский собор закрыли. Там сделали столовую, затем склад, а летом 1936 года храм сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная. Говорят, Никита Сергеевич Хрущев каждый год в Троицу посещал это кафе и ходил в эту уборную помочиться. Выходя оттуда, отрясал прах с рук своих и с улыбкой произносил: "Прости, господи...". Казанский собор в Москве восстановлен в 1993-м году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы). ()

4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

Чудотворный образ "Казанской" Божьей Матери слева от Царских врат в Елоховском соборе Москвы. Именно этой иконой обносили блокадный Ленинград. ()

Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге.

Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.

В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего» .

В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. И верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Пётр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами. Светская, тем более советская иконография делает только один акцент: "Санкт-Петербург - окно в Европу" . А надо учесть, что это было русское православное "окно". Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I. В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворный образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона - список с явленной, обретённой в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне близ Старого Гостиного двора. Потом на место Казанской часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е.Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название - по находящейся в нём святыне - иконе Казанской.

С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров.

Павел I, вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н.Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим - Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 - 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия - центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и трудами архитектора Воронихина.

Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери - святыня Санкт-Петербурга.

Казанский собор. Санкт-Петербург

В 1812 году пришло новое испытание для России - Отечественная война.

Князь М.И.Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе.

После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом.

36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти «за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья». Иконостас - бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало «упразднение» собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом.

«Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.

[В 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.

Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России» , - эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

История иконы Казанской Божией матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны.

Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Её образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы.

Есть ещё и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены для Казанской иконы.

В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу: «Радуйся, Благодатная!» .

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

03.11.2007 21:16:30 Марина

Здравствуйте. Скажите пожалуйста икона Казанской Божьей Матери имеет “списки” с неё, а есть ли, не утеряна ли настоящая, первая икона Казанской Божьей Матери.Где, в каком храме она находится.

Уважаемая Марина!

Казанская икона Божией Матери была обретена после пожара, опустошившего Казань 8 июля 1579 года чудесным образом: Царица Небесная, представ в сонном видении одной благочестивой отроковице, указала место где следовало искать икону, находившуюся под землей. О своем сонном видении отроковица рассказала своей матери, а та, в свою очередь митрополиту Гермогену. Обретение иконы состоялось при огромном стечении народа. Иконе было суждено сыграть в истории отечества немаловажную роль, так Казанская икона Божией Матери была взята в русское ополчение, созванное против польской интервенции в смутное время XVII века. Именно к этой иконе были обращены взоры молящихся защитников отечества, в трудное для России время, когда казалось что государство погибло и только живая вера в всеблагой Промысел Бога укреплял боевой дух патриотов и вселял надежду в скорое избавление Москвы и всей Руси от ляхов. После одержанной победы на врагом в России было торжественно установлено празднование иконе Казанской Божией Матери в 1612 году. С этого времени в России стали появляться многочисленные списки Казанской. Сам подлинник прославился чудотворениями, когда по молитвам верующие пред этим образом получали исцеление и житейское устроение своих дел. Икона находилась в Казанском Богородичном монастыре. В июне 1904 года образ был похищен неким Чайкиным.

27 октября 2000 года в ватиканском дворце состоялась аудиенция Римского папы Иоанна Павла II с мэром Казани Камилем Исхаковым. Темой беседы являлся вопрос о возвращении иконы Казанской Божией Матери, которая по словам римского понтифика находится в Ватикане. Участники встречи пришли к согласию о возвращении иконы в Казань при условии, что городские власти построят к тысячелетию Казани в 2005 голу величественный католический кафедральный собор в центре города. Сама же икона будет находиться в вновь отстроенном храме на месте Богородичного монастыря. По приезде в Казань мэр заявил: «Папа сам начал разговор о чудотворной иконе, которая хранится у него в часовне, и он дважды в день молится перед ней». По его словам, пока не будет восстановлен храм, где хранилась Казанская икона Божией Матери, временно она будет храниться в Благовещенском соборе казанского кремля.

Каким образом подлинник Казанской попал в Ватикан? Отвечая на этот вопрос католики предлагают две версии: согласно первой похитители продали икону старообрядцам, которые в свою очередь вынуждены были отдать ее государству с приходом к власти большевиков. Согласно другой версии икона была взята Петром I и отвезена в Петербург, где находилась в отстроенной специально для нее церкви до 30-х XX века. И в первой и во второй версии утверждается, что икона была продана большевиками. Образ этот в 1965 году был выставлен в православном русском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Католики купили икону для открытой в 1970 году униатской церкви в португальском городе Фатиме. Откуда в последствии она была доставлена в Ватикан.

В Московской Патриархии не согласованные с Русской Церковью переговоры Римского папы с мэром Казани, были расценены как провокация, так как еще до встречи с Исхаковым папа обещал передать икону Русской Церкви при условии, что Патриарх согласиться на встречу с Папой, которая не может состояться из-за серьезных разногласий между Москвой и Римом. Как заявил Интерфаксу представитель Патриархии «Ватикан фактически шантажирует Русскую Церковь, давая понять что возвращение иконы может зависеть от того пригласят папу в Москву или нет.

4 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил сомнение в подлинности хранящейся в Ватикане иконы: «Мы не можем с уверенностью сказать, подлинная эта икона или нет, потому что казанских икон из России, к сожалению, было увезено за рубеж очень много».

8 ноября свое мнение выразил церковный историк, автор монографии о Казанском соборе Санкт-Питербурга Виктор Антонов: «В Ватикане не подлинник Казанской иконы, а один из ее старинных списков». Похищенный в Казани в 1904 году оригинал иконы по словам вскоре пойманных воров был ими разрублен.

Интересно для нас мнение старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталии Чугреевой, она замечает следующее: «По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря по благословению автора первой монастырской Летописи митрополита Петербургского Серафима (Чичагова), полученному еще в 1924 году, Казанским дивеевским образом является почитаемая Казанская икона, находившееся в Фатиме (Португалия), а ныне пребывающая в личных покоях папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане…

Судя по фотографии, Казанская икона, привезенная из Ватикана, представляет из себя список с явленного в Казани образа. По стилю письма ее можно отнести к живописной традиции Поволжья и ориентировочно датировать первой половиной – серединой XVIII века. Иконографически и стилистически икона отличается от более ранних списков с явленного образа: тип лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и лик, более чем на других образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное (как это видно на фотографии). Оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу – первой трети XIX века, части украшений оклада, возможно разновременны. Мотивы оклада с рядами камней отдельно напоминают вид празничного оклада явленной в Казани иконы, который надевается на икону в Казанском девичьем монастыре в праздники Рождества Христова, Пасхи, дни празднования Казанской иконе…

Икона, возвращенная Папой Римским, не может быть явленным в 1579 году образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана, не имеет оснований (результаты рентгена говорят об отсутствии записей). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался, сохранялся в киоте под слюдой и находился в Казанском девичьем монастыре до его святотатственной кражи в 1904 году… Размер иконы, находящийся в Ватикане больше размера явленного образа».

Однако вопрос о возврате иконы, как Вы понимаете, в то время не угас. Доказательства о не подлинности Казанской иконы, хронящийся в Ватикане нисколько не смущали руководство Татарстана, как заявила 4 февраля 2001 года заместитель председателя горсовета Людмила Андреева: "Казань готова принять икону Казанской Божьей Матери, находящуюся в Ватикане… Самое важное для нас - вернуть икону в Казань. Даже если выяснится, что это список, он все равно сможет повлиять на улучшение духовной атмосферы в городе"

23 ноября 2000 года в Патриаршей резиденции состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Одним из основных вопросов встречи стал вопрос возвращения Казанской иконы Божией Матери, находящийся в Ватикане. Коментируя встречу Патриарх заявил: Мы коснулись темы Казанской иконы Божией Матери, которая сейчас находится в Ватикане… разные списки Казанской иконы Божией Матери были намоленными списками, перед которыми многие поколения людей молились. Мы за то, чтобы все святыни, которые были вывезены с нашей земли в трудные годы за рубеж, постепенно бы возвращались».

«Мы нашли взаимопонимание в этом вопросе, - сказал Шаймиев. – И если на то будет добрая воля Ватикана, мы надеемся, что наши совместные усилия приведут к желаемому результату».

Таким образом власти Татарстана согласовали вопрос о возврате Казанского образа с Московской Патриархией, договорившись добиваться успешного возвращения списка общими усилиями.

10 января 2001 года Патриарх московский и всея Руси Алексий II прислал в адрес президента Татарстана Минтимера Шаймиева телеграмму в которой отметил, что вопрос возвращения из Ватикана иконы Казанской Божией Матери сохраняет свою актуальность.

В телеграмме, в частности подчеркивается, что в 2005 году столица Татарстана будет отмечать 1000-летие своего основания. «Мы с должным уважением относимся к грядущему юбилею, хорошо понимая, что новый импульс, данный решению вопроса о возвращении святыни, связан с желанием жителей Казани поклоняться иконе в ее исконном месте», - заявил Патриарх.

В 2005 году Святейшим Патриархом к великому утешению верующих, был передан Казанской Епархии чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери, который был помещен на месте его обретения - в Крестовоздвиженском храме.

Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных образов русской православной иконографии. И несмотря на то что сегодня подлинник утерян, чудотворную силу имеют многие списки лика. Встретить знаменитый образ можно буквально в каждом храме, при этом иконы будут завешаны украшениями и крестиками – дарами верующих за помощь Богородицы. Казанская икона так знаменита и почитаема, что в ее честь построено более 50 храмов, причем не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии и других странах.

Икона в Казани

Казань – город, с которого начинается славная история образа. В 1579 году здесь произошло чудо – обретение иконы Богородицы. По преданию, девочке Матроне явилась Дева Мария и указала, где нужно искать чудотворный образ. Икона была найдена на месте сгоревшего Казанского Кремля, но сам образ не был поврежден. Тогда же приказом Ивана Грозного здесь был возведен Казанский женский монастырь, где оригинал хранился вплоть до нач. ХХ века.

В 1904 году обитель обокрали. Когда воров нашли, икон при них не оказалось. По свидетельствам преступников, они уничтожили образы, поскольку хотели продать лишь их оклады. Существуют и другие версии утраты святыни, согласно которым она не уничтожена, а просто спрятана или утеряна. Но до сегодняшнего дня серьезных подтверждений этих теорий нет.

При этом сейчас в обновленном Казанском монастыре все же можно увидеть чудотворный лик. Это так называемая «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века попала в Ватикан. Долгие годы шли переговоры передаче образа Русской Православной Церкви. Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком. Через год образ был возвращен России, а после передан непосредственно в Казань.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Московские списки

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:

  • Вознесенский женский монастырь (одна из самых старых из ныне сохранившихся копий явленного образа).
  • Симонов монастырь (чудотворный список).
  • Елоховский собор (чудотворный список).
  • Храм пророка Илии в Обыденском переулке.
  • Церковь Святителя Николы на Берсеневке.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (есть копия, написанная не на досках, а на стекле).

Петербуржский список

Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. В отличие от подлинника города Казань и московской копии, он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки. Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.

После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Другие известные списки

Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:

  • Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.
  • Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.
  • Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.
  • Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.
  • Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.
  • Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.
  • Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.
  • Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.
  • Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.
  • Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.
  • Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.

На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет. Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры. Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.

О чем молиться Казанской Божьей Матери

Иконы казанской Божьей Матери прославились своими чудесами. Прежде всего, лик почитается за помощь при защите родной земли. Однако Дева Мария помогает и при житейских трудностях. Собственно первое чудо, связанное с образом, произошло сразу после его обретения. Находившуюся на пепелище Казанского Кремля икону переносили в церковь, а после два слепца, участвующие в работах, прозрели. Помня об этом чуде, перед иконой православные люди молятся об исцелении. Божья Матерь помогает справиться с затяжными недугами, избавиться от хронических болезней, вернуть здоровье детям.

Также образ является самой популярной венчальной иконой. Считается, что если свадьба совпадает с днем празднования иконы Казанской Божьей Матери, пара проживет долгую и счастливую жизнь. Помогает святой лик, если между супругами есть разлад, непонимание и взаимные обиды.

Наиболее чтимыми образами Богоматери в России являются Владимирская и Казанская икона Божией Матери. Их история полна чудес, продолжают они творить чудеса и в наше время.

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

К сожалению, оригинал был похищен еще в 1904 году – святотатцы польстились на ее драгоценный оклад.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Значение иконы Казанской Божьей Матери

В истории России значение иконы Богородица Казанская трудно переоценить. В 1611 году князь Дмитрий Пожарский, руководивший народным ополчением, попросил прислать ему икону перед предстоящим решающим сражением с польско-литовскими захватчиками, и одержал победу, хотя вражеское войско было гораздо многочисленнее. В благодарность за помощь по инициативе Дмитрия Пожарского в день победы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) в Москве установили иконе местное празднование. Перед Казанской иконой молился царь Петр Первый перед Полтавской битвой и Михаил Илларионович Кутузов – перед сражением с Наполеоном.

Видимо, поэтому в России икону Казанской Божьей Матери издавна именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей.

О том, насколько велико почитание этой иконы во всем мире, свидетельствует тот факт, что Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери долгое время находился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II, а в 2004 году был преподнесен Патриарху Алексию II, который на следующий год передал его Казанской епархии.

На вопрос, где находится икона Казанской Божьей Матери в Казани, можно дать точный ответ: Крестовоздвиженский храм при Казанском Богородицком монастыре. Ежегодно 21 июля, в день явления иконы, в Казани проходят многотысячные крестные ходы.

Описание иконы

По иконографическому типу Казанская икона относится к Одигитрии (Путеводительнице), правда, в сокращенном варианте – изображение не поясное, а оплечное, в характерных для богородичных икон одеждах. Глава Богородицы слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих Ее Сына, а лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены прямо к молящемуся, от чего возникает ощущение, будто Они заглядывают прямо в душу.

В чем помогает Казанская икона Богородицы

Молитва перед иконой помогает укрепить веру, обрести внутреннее равновесие, уберечься от совершения ошибок в трудных жизненных ситуациях – недаром ее называют Путеводительницей. Икона прославилась чудесными исцелениями, поэтому ей молятся о здоровье физическом и душевном, особенно детей, о семейном мире и благополучии. Казанская Богоматерь является покровительницей воинов, поэтому ей молятся об их защите. Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до нашей Заступницы.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.