Использованных при определении его кадастровой стоимости. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Применение сравнительного метода

Использованных при определении его кадастровой стоимости. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Применение сравнительного метода

Управление Росреестра по Санкт-Петербургу совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию по вопросам пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На вопросы петербуржцев отвечали начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Санкт-Петербургу А.П. Шихова и начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу И.Ю. Румакина.

Приводим некоторые ответы.

Вопрос. Что понимается под недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости?

Ответ. При формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН).

К недостоверным сведениям относятся недостоверные характеристики объекта недвижимости, содержащиеся в ГКН (например, ошибки, возникшие при переносе в ГКН сведений об объектах недвижимости от организаций технической инвентаризации) и использованные при проведении государственной кадастровой оценки.

При подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости из-за недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет в комиссию пакет документов в следующем составе:

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие наличие недостоверности сведений.

Для доказательства недостоверности сведений и пересмотра кадастровой стоимости заявитель вправе обратиться с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости:

  • к заказчику работ - в орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (до 21.04.2015 - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга)), если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки;
  • в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе кадастрового учета вновь образованных объектов недвижимости или учета качественных или количественных изменений объекта.

Вопрос. Требуется ли согласие всех сособственников для подачи заявления в комиссию по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости?

Ответ. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае если на объект недвижимости зарегистрировано право общей долевой собственности, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности каждого из сособственников и, следовательно, каждый из участников общей долевой собственности может воспользоваться правом пересмотра кадастровой стоимости в комиссии или в суде.

Для юридических лиц обязательно соблюдение досудебного порядка оспаривания, вместе с тем для граждан возможен пересмотр результатов определения кадастровой стоимости в суде без предварительного обращения в комиссию.

Следует учитывать, что для объектов недвижимости, в том числе зарегистрированных на праве общей долевой собственности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в отношении объекта недвижимости в целом.

Кроме того, комиссия информирует о принятии к рассмотрению заявления лиц, обладающих правом на объект недвижимости, а также направляет указанным лицам копии решения по итогам заседания комиссии.

Следовательно, заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости целесообразно подавать от всех сособственников, вместе с тем отсутствие согласия сособственников не является основанием для отказа в рассмотрении заявления.

Вопрос. Где размещается информация после заседания комиссии по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости и в какие сроки?

Ответ. Протоколы заседания комиссии и решения комиссии размещаются на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/) не позднее 5 рабочих дней с даты соответствующего заседания в подразделе «Кадастровая оценка» раздела «Деятельность» («Главная» - «Деятельность» - «Кадастровая оценка» - «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» - «Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» - «Обобщенная информация о решениях, принимаемых комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»).

Вопрос. В случае подачи заявления о государственном кадастровом учете изменений здания в части изменения материала наружных стен изменится ли кадастровая стоимость объекта недвижимости?

Ответ. Кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит изменению в случае изменения площади и (или) назначения объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости при изменении материала наружных стен здания не изменяется.

Вопрос. Мне принадлежит на праве общей долевой собственности часть квартиры. Могу ли я заказать кадастровый паспорт, в котором указана стоимость именно моей доли?

Ответ. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки, в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в рамках кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Действующим законодательством не предусмотрено определение и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости доли в праве на объект недвижимости.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости недвижимости при грамотном подходе позволяет существенно сэкономить на налоговых (или арендных) платежах. Эта экономия зачастую многократно окупает все расходы, связанные с подготовкой отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и правовым сопровождением соответствующей процедуры.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки и должна быть сопоставима с рыночной стоимостью объекта оценки, которая определяется индивидуально в отношении каждого конкретного объекта недвижимости.

Однако на практике нередко возникают ситуации, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости многократно превышает его рыночную стоимость . Причины:

  • определение кадастровой стоимости на основе недостоверных сведений об объекте недвижимости (например, возникших в силу наличия технической и (или) кадастровой ошибок);
  • различная методология оценки при определении кадастровой и рыночной стоимостей.

А потому и оспаривание результатов определения кадастровой стоимости недвижимости, как правило, осуществляется двумя способами:

  • путем изменения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • путем определения рыночной стоимости объекта недвижимости и установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, возникающие при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости посредством установления такой стоимости в размере рыночной.

1. Ошибка в дате подготовки отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости особое внимание следует уделить дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Неправильное определение такой даты является наиболее распространенной ошибкой, которую допускают юристы при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена на дату:

  • утверждения результатов государственной кадастровой оценки;
  • внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

42 полезных документа для юриста компании

1. Кадастровая стоимость определяется на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, которые существовали на дату формирования перечня объектов недвижимость, подлежащих государственной кадастровой оценке и включенные в этот перечень.

Рассмотрим пример из судебной практики. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1998 году. Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке был сформирован по состоянию на 1 января 2010 г, земельный участок был включен в этот перечень. И именно на эту дату был подготовлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка. Суд удовлетворил требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 по делу № 82-АПГ15-29).

2. Кадастровая стоимость определяется на дату внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости после даты формирования перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке и не включенные в этот перечень.

Рассмотрим примеры из судебной практики. Заявитель подготовил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости (на 1 января 2013 года). Суды отказали в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет 9 июня 2014 года и не мог быть включен в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке (Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 11-АПГ15-24). Отчет в этом случае следовало готовить на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (9 июня 2014 года). Примеры судебных решений со схожими обстоятельствами: Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 11-АПГ15-2; Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 32-АПГ15-6; Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2015 № 5-АПГ15-71; Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2015 № 48-АПГ15-59; Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 33-АПГ15-17.

Заявитель обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. (на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости). Спорный земельный участок является вновь образованным, выделенным из другого земельного участка. Следовательно, и рыночная стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым должна быть определена на дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости - на 25 февраля 2014 года. В этой связи суды отказывая в удовлетворения заявленного требования (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 4-АПГ15-11).

На практике нередко возникают ситуации, когда после даты формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, у земельного участка, включенного в такой перечень, изменились характеристики (например, категория, вид разрешенного использования и т.п.), влекущие за собой внесение соответствующих изменений в ГКН и, соответственно, новое определение кадастровой стоимости. В таком случае отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости следует готовить именно на дату внесения в ГКН таких сведений, а не на дату формирования перечня.

Рассмотрим примеры судебной практики. Общество обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на дату утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель (1 января 2013 г.). Участок был поставлен на кадастровый учет 18 марта 2011 г. и был включен в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что 1 июля 2013 г. был изменен вид разрешенного использования этого земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 № 5-АПГ15-64). Соответственно, отчет об определении рыночной стоимости земельного участка следовало готовить на именно на дату внесения государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка (на 1 июля 2013 г.).

Заявитель обратился в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года (на дату утверждения результатов определения кадастровой стоимости). При этом 14 января 2014 года была изменена категория соответствующего земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Суды отказали в удовлетворении заявленного требования поскольку кадастровую стоимость соответствующего земельного участка следовало определить на дату изменения категории земель - 14 января 2014 года (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 89-АПГ15-14).

Кроме того важно учесть, что оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка можно только в период, пока не утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (абзац первый статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Отклоняя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд установил, что нормативным актом органа исполнительной власти утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, поэтому определение рыночной стоимости спорного земельного участка в представленном истцом отчете на предыдущую дату установления его кадастровой стоимости утрачивает правовое значение, поскольку к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей не приведет (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.05.2015 № Ф05-4590/2015 по делу № А40-40858/14). Схожая судебная практика: Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 № 4-АПГ15-15, Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2015 № 18-АПГ15-25, Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 49-АПГ15-20.

2. Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости подготовлен ненадлежащим образом

При обращении в комиссию или в суд к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, следует приложить отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРО) на такой отчет. Отсутствие в перечне прилагаемых к заявлению документов отчета и экспертного заключения СРО на этот отчет влечет за собой оставление соответствующего требования без рассмотрения (Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 № 16-АПГ15-34).

Законодательством предусмотрены определенные требования к подготовке такого отчета, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленного требования. Анализ судебной практики позволяет выявить следующие наиболее распространенные мотивировки отказа в удовлетворении требования об установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по причине несоответствия отчета об определении рыночной стоимости требованиям законодательства.

  • Рыночная стоимость объекта недвижимости определена с нарушением требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки (в том числе принципов ФСО: существенности, обоснованности, проверяемости и достаточности) (Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 № 19-АПГ15-2, Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2015 № 67-АПГ15-33, Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2015 № 43-АПГ15-3, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 48-АПГ15-42, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 45-АПГ15-10, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 4-АПГ15-21, Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 5-АПГ15-33, Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2015 № 69-АПГ15-1).
  • При определении рыночной стоимости объекта оценки не были применены необходимые корректировки или коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в границах населенного пункта. Например, могут быть не учтены корректировки по виду разрешенного использования, доступности инженерных коммуникаций (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2015 № 48-АПГ15-26, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 66-АПГ15-3, Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 66-АПГ15-2, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 24-АПГ15-2).
  • В качестве объектов-аналогов для оценки использованы земельные участки, существенно отличающиеся по элементам сравнения от оцениваемых участков (Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 67-АПГ15-36, Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2015 № 18-АПГ15-16).
  • Внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании решений суда об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут использоваться оценщиком в качестве элемента сравнения «цена предложения» в целях расчета величины рыночной стоимости иных объектов оценки (Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 № 48-АПГ15-34).
  • Рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка, установленная в отчете об оценке, не учитывает индивидуальные характеристики объектов и не является достоверной (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 № 67-АПГ15-25).

В этой связи при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, важно проверить отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, с учетом приведенных наиболее распространенных мотивировок признания такого отчета недопустимым доказательством.

3. Оспаривание кадастровой стоимости, которая не установлена в качестве базы земельного налога или налога на имущество

Кадастровая стоимость определяется в качестве базы земельного налога, и налога на имущество, в отношении объектов недвижимости, которые расположены в границах муниципального образования или города федерального значения, на территории которого введен налог.

Если в отношении объекта недвижимости определена кадастровая стоимость, но налог на территории соответствующего муниципального образования или субъекта Российской Федерации не введен, то у заявителя отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите. Рассмотрим подобную ситуацию на конкретных примерах.

Заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подано до утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости и до принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил. Однако СК по административным делам ВС РФ указанное решение отменила, поскольку отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 № 35-АПГ15-33).

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю жилого дома не затрагивает ее права как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у заявителя отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-6).

Юриста, сопровождающего процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости недвижимости, подстерегает на этом пути множество подводных камней. Искренне надеюсь, что данная информация поможет вам избежать самых распространенных ошибок, которые допускаются при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости.

До недавнего времени при расчете налоговой базы для налога на имущество физических лиц применялась инвентаризационная оценка, в основу которой была положена стоимость создания объекта недвижимого имущества с учетом коэффициента износа.

С 2016 г. налоговой базой для расчета налога станет кадастровая стоимость имущества, которая заменит собой принимавшуюся для расчета налога инвентаризационную стоимость.

В пункте 3 «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» указано, что «целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества».

Таким образом, подход законодателя заключается в применении в качестве налоговой базы для целей налогообложения стоимости, размер которой приближен к рыночной. По сути своей, налогом облагается имущество как богатство, обладающее способностью принести его владельцу доход в процессе использования или его возможной реализации. Рыночная стоимость является гарантией потенциальной платежеспособности владельца и мотивирует к эффективному распоряжению собственностью.

Между тем, такой подход к пониманию кадастровой стоимости понятен для случаев использования имущества в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли и спорен для случаев использования имущества исключительно для проживания. Ведь в этом случае облагается факт обладания имуществом, т.е. капитал, а не чистый доход, который приносит имущество. Данная ситуация приводит, с одной стороны, к нарушению принципа налогового законодательства - все налоги должны иметь экономическое основание (п.3 ст. 3 НК РФ), с другой стороны, ведет к актуальному вопросу социальной справедливости налогообложения имущества жилого фонда.

В стране имеется значительный фонд ветхого жилья, определенная часть которого приходится на центры крупных городов. Так, стоимость старой коммунальной квартиры в центре города по данным инвентаризационной оценки ничтожна мала, а по данным кадастровой – существенна.

К примеру, в центре Москвы разрыв между рыночной и инвентаризационной стоимостью в ветхом жилом фонде, в среднем составляет от 20 до 40 раз. Для собственников подобного жилья даже при минимальной ставке налога после кадастровой оценки налог вырастет в 4-7 раз.

Возможна ситуация, когда одном и том же старом жилом доме в центре города квартира, отремонтированная за несколько миллионов рублей, и ни разу не видевшая ремонта, будет оценена одинаково. При этом если проживать в неотремонтированной квартире, предположим, невозможно, то платить налог владельцу жилья в любом случае придется.

Механизм определения кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость имущества определяется путем проведения субъектами Российской Федерации государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

В настоящее время на сайте https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/ ФНС России опубликован перечень 28 субъектов Российской Федерации, принявших решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.

Так, оценщику поступает перечень объектов, находящихся в государственном кадастре недвижимости. Он выделяет отдельные группы объектов недвижимости для объектов по схожим ценообразующим и техническим характеристикам. В зависимости от того, в какую группу попадает оцениваемый объект, определяется его кадастровая стоимость.

«Массовая» оценка, таким образом, исключает индивидуальный подход и не учитывает все особенности оцениваемого имущества (его состояние и уровень пригодности для проживания, преимущества и недостатки его расположения относительно инфраструктурных объектов и т.д.). Одновременно возникает существенный риск того, что по результатам такой оценки стоимость имущества может быть как в разы завышена, так и занижена.

Проводить государственную оценку разрешено не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года (а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - не чаще одного раза в два года).

После завершения оценки региональные и муниципальные администрации утверждают ее результаты и передают их в управление Росреестра.

Узнать кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» https://rosreestr.ru/site/.

Кадастровая стоимость имущества должна быть приближена к его рыночной стоимости, в связи с чем, исчисление налога по кадастровой стоимости повлечет увеличение суммы налога.

Кадастровая стоимость определяется с учетом требований федеральных стандартов оценки, отраженных в Приказах Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), от 25.09.2014 № 611 «Оценка недвижимости» (ФСО №7), от 22.10.2010 № 508 «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)».

Федеральный стандарт оценки указывает на то, что выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован (п.9 Приказа Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508).

Однако ценообразующие факторы объектов оценки, группировка объектов оценки определяются оценщиком самостоятельно и собственнику имущества в итоге не известны.

Таким образом, действующий порядок определения кадастровой стоимости не прозрачен для налогоплательщика и может привести к нарушению принципа установления налога законом (п.1 ст. 3 Налогового кодекса РФ), в силу которого налогоплательщикам должна быть ясна из закона величина своих налоговых обязательств или порядок её определения.

Расчет налога на недвижимое имущество

Сами налоговые органы не участвуют в процессе определения кадастровой стоимости имущества, а только рассчитывают налог, оперируя данными, полученными из базы данных Росреестра. Налоговый орган также направляет уведомление об уплате налога.

При расчете налога на имущество, помимо данных о кадастровой стоимости имущества, учитываются также следующие показатели:

  1. Законодательно предусмотренное уменьшение кадастровой стоимости на кадастровую стоимость 10 кв.м. в отношении комнат, 20 кв.м. в отношении квартир, 50 кв.м. в отношении жилых домов (налоговый вычет).
  2. Переходный период, который предполагает последовательное увеличение суммы налога в течение четырех налоговых периодов с помощью применения понижающих коэффициентов – 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 (п. 8 ст. 408 НК РФ). Начиная с пятого налогового периода, сумма налога к уплате исчисляется без применения коэффициента.
  3. Размеры налоговых ставок, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - региональными законами. Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц».

Таким образом, налог на недвижимость для физических лиц планируется повышать постепенно. При расчете налога в формулу будет временно включаться понижающий коэффициент. Рассчитан такой порядок на четыре налоговых периода, т.е. на 4 года, поэтому полную сумму налога, налогоплательщик увидит только к 2020 году.

Отметим, что налоговая ставка для апартаментов превышает налоговые ставки, установленные для обложения жилых домов и помещений, а льготы в отношении апартаментов не предоставляются. При этом на практике распространено приобретение апартаментов, не признаваемых жилыми помещениями, для целей проживания, поскольку они являются более доступными по цене, чем жилые помещения. В некоторых случаях апартаменты являются единственным жильем.

Однако до тех пор, пока законодатель не урегулировал иным образом вопрос налогообложения апартаментов, их собственники будут нести бремя уплаты налога в повышенном размере.

С учетом известной информации о кадастровой стоимости, налогоплательщик сможет проверить каким образом рассчитывается сумма налога, которая будет указана в уведомлении об уплате налога, рассчитав ее с помощью «калькулятора» на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/nalog_calc/.

Для удобства приведем пример расчета налога на имущества по кадастровой стоимости.

Например, у гражданина имеется в собственности квартира в 75 кв. м в г. Москве. Кадастровая стоимость этой квартиры по данным Росреестра, предположим, оценена в 19,5 млн. руб. Налоговая ставка - 0,15%. Собственник квартиры не имеет льгот, предусмотренных п. 1 ст. 407 НК РФ.

Стоимость 1 кв. м, исходя из кадастровой стоимости, составит: 19,5 млн. руб. / 75 кв. м = 260 000 руб.

Размер налогового вычета: 20 кв. м x 260 000 руб. = 5 200 000 руб.

Расчет налога к уплате произведем по формуле: Н = Н1 x К + Н2 , где

Н - сумма налога, подлежащая уплате;

Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы

К – понижающий коэффициент

Н1 = (19 500 000 руб. – 5 200 000 руб.) x 0,15% = 21 450 руб.;

Н2 = 0 руб. - это сумма налога, исчисленная из инвентаризационной стоимости в 2014 г.

Н = (21 450 -0) x 0,2 + 0 = 4 290 руб. - сумма налога к уплате за 2015г.;

Н = (21 450 -0) x 0,4 + 0 = 8 580 руб. - сумма налога к уплате за 2016 г.;

Н = (21 450 -0) x 0,6 + 0 = 12 870 руб. - сумма налога к уплате за 2017г.;

Н = (21 450 -0) x 0,8 + 0 = 17 160 руб. - сумма налога к уплате за 2018г.

Основанием для уплаты является уведомление из налоговой инспекции (ст. 409 НК РФ). Налоговый орган должен направить его не позднее чем за 30 рабочих дней до даты уплаты налога (п. 2 ст. 52 НК РФ). Налог на имущество должен быть уплачен не позднее 1 октября следующего года.

Пересмотр кадастровой стоимости

Если налогоплательщик полагает, что кадастровая стоимость завышена (а соответственно завышена и налоговая база), то он вправе подать заявление о ее пересмотре.

Оснований для пересмотра может быть два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Использование первого основания предполагает анализ отчета о государственной кадастровой оценке, выявление недостоверных сведений, что затруднительно. Поэтому на практике оспаривание по этому основанию встречается крайне редко.

В подавляющем большинстве случаев используется второе основание. Для этого оценщиком по заказу налогоплательщика подготавливается отчет об оценке рыночной стоимости объекта. Этот отчет проходит экспертизу на соответствие требованиям законодательства. Экспертиза проводится экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

В случае успешного пересмотра налогоплательщик имеет возможность «приравнять» завышенную кадастровую стоимость к рыночной стоимости (нивелировать последствия оценки в массовом порядке) и, таким образом, уменьшить размер налоговой базы.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости с приложением отчета и иных указанных в законе документов налогоплательщик вправе обратиться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра субъекта РФ, или в суд.

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, подаваемому в комиссию, указан в абз. 16 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Требования к содержанию заявления, подаваемого в суд, а также перечень прилагаемых документов указаны в статьях 125, 126 и 246 КАС РФ.

При подготовке документов и подаче заявления физическими лицами необходимо учесть ряд особенностей.

Прежде всего, закон не требует от физических лиц в обязательном порядке обращаться с заявлением в комиссию. Заявитель может сразу обратиться в суд. В соответствии с правилами статей 20 и 245 КАС РФ заявление подается в суд общей юрисдикции уровня субъекта (например, Мосгорсуд, Мособлсуд).

Рассмотрение заявления в комиссии, должно было по замыслу законодателя осуществляться в административном порядке быстро и эффективно. На практике, к сожалению, этого не происходит. Документы, подаваемые в комиссию, как правило, не получают надлежащей оценки. Велик риск отказа в удовлетворении заявления по основаниям, законность которых можно поставить под сомнение.

При этом нельзя не отметить, что обращение в комиссию не облагается государственной пошлиной, а за обращение в суд требуется заплатить 300 рублей в отношении каждого объекта, стоимость которого оспаривается (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

К заявлению, подаваемому в комиссию не предъявляются строгие процессуальные требования, которые предъявляются к административному иску.

Также немаловажно, что сроки рассмотрения комиссией заявлений куда меньше, нежели в суде. Комиссия на практике рассматривает заявление в течение не более чем двух недель, тогда как судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев только в суде первой инстанции.

Очевидно, что порядок работы комиссий требует усовершенствования с целью повышения эффективности их работы.

Важно учесть временной фактор. Результаты пересмотра стоимости будут применяться для определения налоговой базы начиная с 1 января того налогового периода, когда подано заявление с суд. Например, если заявление подано в декабре 2016 года, то, несмотря на то, что спор будет разрешен только в 2017 году, результаты пересмотра будут применяться с 1 января 2016 года.

При этом утверждение результатов очередной государственной оценки «аннулирует» результаты пересмотра. Как уже указывалось выше, государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года (а для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - не чаще одного раза в два года).

То есть, налогоплательщику необходимо выяснить, когда были утверждены результаты прошлой оценки и оценить целесообразность подачи заявления о пересмотре с учетом перспектив проведения следующей государственной оценки.

Важно учесть финансовый фактор. Для пересмотра требуется привлечение оценщика и, как правило, юриста. Соответственно, стоимость самой процедуры оспаривания может превысить размер полученной экономии. Например, стоимость только подготовки отчета об оценке рыночной стоимости одной квартиры в г. Москвы и проведения его экспертизы варьируется от 30 000 до 60 000 рублей.

Поэтому в случае с садовыми товариществами, коттеджными поселками, многоквартирными домами с типовыми планировками квартир можно посоветовать налогоплательщикам объединять свои усилия, и обращаться в суд совместно (пп. 3 ч. 2 ст. 41 КАС РФ).

Инициатором такого объединения может являться ЖСК или ТСЖ, созданные в соответствующем доме или поселке.

Оценщик в этом случае готовит одну форму отчета и использует ее при подготовке отчетов различных объектов. При оценке, как правило, используется сравнительный подход, и используются единые объекты-аналоги.

При этом отсутствуют нормативные ограничения и по отражению в одном отчете об оценке по заказу нескольких налогоплательщиков результатов оценки нескольких объектов. Однако на практике такой способ используется оценщиками редко. Это связано с тем, что увеличивается вероятность технической ошибки при составлении единого документа.

Закон об оценке предусматривает, что Минэкономразвития России может для определенных случаев установить и один раз в три года пересматривать максимальный размер платы за проведение экспертизы отчета для целей пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для их проживания, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества (абз.31 и 32 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Однако на момент подготовки настоящей статьи указанные случаи и максимальный размер не установлены.

Выводы

Неясность подходов, методов и моделей определения кадастровой стоимости, влечет недоверие собственников к результатам проведенной кадастровой оценки имущества, и, как следствие, приводит к росту дел, связанных с ее судебным оспариванием.

Помимо урегулирования законодательства в области кадастровой оценки, законодатель может, по нашему мнению, предусмотреть ряд дополнительных мер, смягчающих последствия роста налогового бремени. К таким мерам можно отнести увеличение переходного периода введения налога, расширение перечня льготных категорий плательщиков, учет размеров уплачиваемых коммунальных платежей и сборов на капитальный ремонт при расчете налога.

Совершенствованию подлежит и порядок пересмотра стоимости. Необходимо вносить изменения в порядок работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно увеличивая ответственность членов комиссий за его соблюдение. Результаты пересмотра не должны аннулироваться проведением очередной государственной кадастровой оценки, а должны учитываться и в дальнейшем с учетом коэффициентов, отражающих рост рыночной стоимости недвижимости в том или ином регионе.

Изменения в земельном законодательстве, которые коснулись расчета налога на участки индивидуального жилищного строительства и дачи, принесли уже немало головной боли владельцам этой земли. Сумма налога, которую теперь необходимо платить за участки, стала существенно выше – от полутора до четырех раз. Причем речь не о паре сотен рублей. Разница может достигать десятков или сотен тысяч. Можно ли изменить ситуацию и что для этого нужно сделать? Ведь уже совсем скоро, весной, придут квитанции из налоговой с новыми суммами.

Кадастровая оценка – что это?

В основе кадастровой земельной реформы – решение российских властей о том, что к 2020 году необходимо «перевести» расчет налога на все объекты недвижимого имущества (участки, здания, жилые и нежилые помещения и другие), исходя из их кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как было раньше. В городах федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – уже действуют новые правила. Что касается регионов, то там новый способ расчета налога пока работает только в отношении земельных участков.

Антон Аранибар, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Аранибар и партнеры», эксперт общественной палаты Московской области:

Возникает логичный вопрос: «А собственно, для каких целей это делается?» Основные цели: регулирование налогообложения и земельных правоотношений, ведь платность использования земли ещё никто не отменил. Исходя из озвученных целей, становится понятна суть проблемы, которая заключается в том, что резкое увеличение кадастровой стоимости – это значительное повышение социальной напряжённости в обществе, несмотря на то что страна и так «вошла» в экономический кризис.

Алексей Комаров, нотариус нотариальной палаты г. Санкт-Петербурга:

В период бурного роста цен на жилье на рынке активно работали перекупщики, которые приобретали квартиры в строящихся домах и продавали их после получения свидетельства о собственности. И чтобы не платить налог с продажи каждой квартиры, перекупщики указывали в договоре заниженную цену объекта. А если покупатель, опасаясь обмана, предлагал указать в договоре реальную цену, то продавец увеличивал стоимость объекта на сумму налога. С юридической точки зрения такая сделка считается незаконной, притворной. И если на ней будет присутствовать нотариус, который понимает, что цена занижена, он, как правило, отказывается заверять договор купли-продажи.

Инвентаризационную стоимость устанавливают специалисты БТИ, и она всегда была ниже рыночной цены. С кадастровой стоимостью ситуация другая. Предполагалось, что она будет максимально приближена к рыночной, но фактически вышло так, что в большинстве случаев она ее превышает в несколько раз. Реже кадастровая стоимость оказывается ниже рыночных показателей, что невыгодно для тех, кто собирается продавать имущество. Именно это несоответствие подтолкнуло людей в стены юридических компаний, которые занимаются оценкой и ведут процедуру оспаривания кадастровой стоимости. По словам Павла Романова, почти за пять лет компания «Земельное развитие» провела процедуру оспаривания в отношении более пяти тысяч земельных участков. А в компанию «Аранибар и партнеры» на консультации по данному вопросу приходит два-три человека в месяц.

Массовая оценка – завышенный налог

Почему же так получилось, что за участок в дальнем Подмосковье кому-то придется платить не две, а например, девять или все пятнадцать тысяч рублей? Как объясняют эксперты рынка, проблема заключается в несовершенстве методики государственной кадастровой оценки (ГКО), которая первый раз была проведена в 2013 году, и далее будет проводиться каждые два года в городах федерального значения и не реже раза в пять лет – в остальных населенных пунктах России.

Павел Романов, генеральный директор управляющей компании «Земельное развитие» (торговая марка «Своя земля»):

Кадастровая стоимость – это не рыночная цена, она может быть как больше, так и меньше. Все дело в том, что при расчете рыночной стоимости конкретного объекта недвижимости оценщик учитывает все существенные факторы, оказывающие влияние на цену, что позволяет считать ее справедливой. Кадастровая же оценка, как правило, проводится методами массовой оценки, то есть путем создания модели оценки здания или земельного участка. Массовая кадастровая оценка проводится не для каждого конкретного объекта недвижимости – это средняя стоимость объекта в «кадастровом квартале». Например, если «хрущевка» окружена элитными домами, то кадастровая стоимость квартиры в неи будет выше рыночнои цены.

Общая методика расчета кадастровой стоимости разрабатывается в Минэкономразвития России. В качестве основы используются данные государственного кадастра недвижимости (ГКН). Узнать кадастровую стоимость своего участка может каждый собственник. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичную кадастровую карту. Если вбить в строке поиска кадастровый номер участка, то можно увидеть его на карте и узнать, во сколько он был оценен.

Павел Романов:

О точности и полноте нашего ГКН «говорит» такая цифра. Сеичас в нем зарегистрировано примерно 60 миллионов земельных участков, из которых чуть больше половины имеют границы в координатном описании. Многочисленные «дыры» и ошибки в ГКН признают сами чиновники и на каждой? пресс-конференции долго перечисляют причины. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз БТИ, где части сведении, нужных именно для оценки недвижимости, не было. Многие участки вместе со строениями на них регистрировались по «дачной» амнистии - – тоже без уточнения сведении. Поэтому в большинстве случаев те сведения, которые сегодня есть, не позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости. Кроме этого, зачастую у оценщиков, выполняющих оценку кадастровой стоимости, возникает проблема, связанная с неопределенностью источников, малодоступностью и сложностью проверки рыночной информации, без которой невозможно провести статистический анализ рыночных цен.

Два законных способа

Итак, если вы уже узнали, что кадастровая стоимость вашего участка или другого недвижимого имущества превысила все мыслимые и немыслимые пределы, действуйте. Оказывается, существует два способа для оспаривания кадастровой стоимости: заявительный (через комиссию при территориальных органах Росреестра) или судебный (иск в суд).

Антон Аранибар:

Сначала можно обратиться в комиссию при территориальных органах Росреестра. Если там вам не помогли, тогда уже идти в суд и непосредственно в суде доказывать свои права. Этот вариант, возможно, наиболее простой. При этом физические лица могут сразу обращаться в суд, а юридические лица перед обращением в суд должны всё же предварительно получить решение комиссии.

Алексей Комаров:

По закону, у каждого собственника есть два основания для пересмотра результатов кадастровой оценки. Первый – недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Второй – необходимость установления рыночной стоимости объекта на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если вы не согласны с результатами ГКО, закон дает вам право оспорить ее. Но для начала нужно привлечь к этому процессу независимого оценщика, который? при определении рыночной стоимости учтет все индивидуальные характеристики объекта, которые при массовой оценке не берутся в расчет. Если вы хотите определить только рыночную стоимость объекта, то отчета эксперта-оценщика будет вполне достаточно в качестве аргумента для комиссии или суда. Если вы планируете оспорить величину кадастровой стоимости, то перечень документов будет гораздо больший.

Антон Аранибар:

В этом случае необходимо представить документы, а также иные данные, подтверждающие факт наличия технической или кадастровой ошибки. Чтобы доказать недостоверность сведений, нужно доказать факт о неправильном применении данных или искажении данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, – местоположение, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории.

Перечень документов, которые нужно представить в комиссию при Росреестре, указан в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости;
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости по результатам ГКО;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если цель обращения – установление недостоверности сведений);
- отчет, составленный как на бумажном носителе, так и в электронном виде (если цель обращения – установление рыночной стоимости);
- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в электронном виде об определении рыночной стоимости объекта, подготовленное экспертом-оценщиком.

Перечень документов, которые необходимо предоставить в суд, перечислены в статьях 126 и 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ:

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
- протокол заседания комиссии о пересмотре кадастровой стоимости (для юридических лиц);
- уведомления, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (2 000 рублей за каждый объект недвижимости);
- документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом, или доверенность, удостоверяющую полномочия представителя административного истца, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования;
- ходатайство о назначении судебной экспертизы по установлению рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости;
- такой же пакет документов, как и к заявлению в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости.

Павел Романов:

В комиссии не всегда удается добиться признания справедливой кадастровой стоимости. Регламент работы комиссии большей частью направлен на соблюдение формальностей в ущерб рассмотрению вопроса по существу. В основном удовлетворяются заявления, согласно которым кадастровая стоимость может быть уменьшена примерно на 30%. Согласно официальным данным Росреестра, в 2014 году суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в комиссиях составляла 4 трлн рублей, а после – 2,7 трлн рублей, что свидетельствует о ее снижении на 32,3%. В суде практически всегда удается доказать, что результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночной стоимости. Работа суда направлена на рассмотрение спора по существу при соблюдении правил ведения судебного процесса. Согласно официальным данным Росреестра, в 2014 году в результате вынесенных в судебном порядке решений зафиксировано снижение суммарной величины кадастровой стоимости в 3,75 раза. Суммарная величина кадастровой стоимости до оспаривания составляла около 1 431,47 млрд рублей, а после оспаривания – около 382,22 млрд рублей (снижение на 73%).

Антон Аранибар:

В целом надо понимать, что объективная преграда – это то, что сложившаяся методика установления кадастровой стоимости изначально создавалась не для того, чтобы её отменить. Почему такой большой процент решения положительных дел? Здесь можно выделить несколько факторов, но основной – реальное несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и рыночной стоимости. Для примера можно взять случай, когда юридическому лицу выделяют в собственность земельный участок в 2000 году с кадастровой стоимостью 5 млн рублей. В 2014 году оказывается, что кадастровая стоимость участка составляет 45 млн рублей, а рыночная стоимость участка – порядка 25 млн рублей.

Павел Романов тоже приводит пример из практики, показывающий несоответствие кадастровой стоимости реальному положению дел:

Земельный участок на территории Московской области площадью 726 кв. м для дачного строительства. Кадастровая стоимость на 01.01.2013 г. по результатам ГКО – 794 454,54 рубля. Кадастровая стоимость на 01.01.2013 г. по решению суда в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде – 216 159,24 рубля. Таким образом, кадастровая стоимость была пересчитана судом в сторону уменьшения в 3,67 раза.

Оспаривание – это замкнутый круг?

После получения положительного решения комиссии или суда с установленной новой кадастровой стоимостью заветный документ нужно предоставить в кадастровую палату для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости. Эти данные позже поступят и в налоговую, а собственник на основании полученных документов сможет уменьшить сумму налога. При этом имейте в виду, что заплатить налог по справедливости можно будет только за год, в котором вы оспорили кадастровую стоимость. Все предыдущие годы придется оплачивать по результатам последней государственной кадастровой оценки.

Вроде все кажется не таким сложным, если бы не парочка «но». Во-первых, экономическая целесообразность самой процедуры оспаривания. Услуги оценщика стоят недешево. Для физических лиц это может обойтись от 3 до 15 тыс. рублей, в зависимости от площади участка, а для юридических расходы на такие услуги варьируются в пределах от 60 до 150 тыс. рублей. К этой сумме нужно добавить судебные издержки и услуги юриста. Эксперты советуют начинать этот процесс, если предстоящая экономия на налогах покроет расходы на оспаривание. При этом заранее узнать, какой окажется новая кадастровая стоимость, можно только приблизительно, основываясь на примерной рыночной стоимости объектов в этом районе (можно посмотреть объявления о продаже).

Во-вторых, абсолютно выгодно оспаривать кадастровую стоимость тем, кто собирается продавать, и только в случаях, когда есть подозрения, что эта цифра занижена. Это значит, собственник оспорит сумму, продаст имущество и забудет про это. Но для тех, кто не собирается сбывать свою недвижимость, этот сценарий не подходит. Дело в том, что решение комиссии или суда будет действовать лишь до очередной ГКО. И если ее результаты снова покажутся собственнику несправедливыми, ему придется начинать процедуру оспаривания заново или попросту смириться с суммой налога. К сожалению, других условий наше государство для собственников недвижимости не предусмотрело.

Новый закон о кадастровой оценке

Несправедливой кадастровой оценкой недвижимости недовольны многие. Глава РФ Владимир Путин недавно заявил, что готовится законопроект, который должен исправить эту ситуацию. Президент подчеркнул, что работа оценщиков и кадастровая оценка объектов недвижимости не должны быть обременительными для россиян. Алексей Улюкаев, возглавляющий Минэкономразвития, сообщил ТАСС, что в скором будущем появится институт государственных кадастровых оценщиков. Проект закона о создании такого института уже готов. Новые государственные учреждения будут заниматься определением кадастровой цены недвижимости и вести работу с владельцами объектов, рассматривать жалобы собственников. Эти учреждения будут бюджетными, гражданам не придется платить за внеплановую оценку или изменение кадастровой цены.

Премьер РФ Дмитрий Медведев убежден, что нужно водить единую методику расчета кадастровой цены земли. Это позволит устанавливать справедливую стоимость недвижимости, учитывающую территориальные особенности. Медведев собирается поручить разработку такого предложения Минэкономразвития.

Министр финансов Антона Силуанов заверил, что все существующие сейчас льготы для пенсионеров, военных и инвалидов при переходе на исчисление налога по кадастровой цене сохранятся.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления