Направленности личности: виды, формы и их характеристики. Направленность личности и ее виды Жизненный путь личности как пространство развития личности

Направленности личности: виды, формы и их характеристики. Направленность личности и ее виды Жизненный путь личности как пространство развития личности
Направленности личности: виды, формы и их характеристики. Направленность личности и ее виды Жизненный путь личности как пространство развития личности

По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. До-донова - это система потребностей; у К. К. Платонова - совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова - система или совокупность мотивов и т. д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л. И. Божович), т. е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А. А. Ухтомский).

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером.

Выпускник школы, занимающийся спортом, решил поступить в педагогический вуз, чтобы стать учителем физкультуры. К этому решению его привела совокупность мотивационных факторов: интерес к физкультуре, интерес к работе с детьми и престижность учительской профессии. Кроме того, этому решению могло способствовать и желание иметь диплом о высшем образовании. Таким образом, в отношении данного выпускника школы можно сказать, что у него имеется физкультурно-педагогическая направленность личности.

Направленность личности, как отмечает В. С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. М. С. Неймарк (1968), например, выделены личная, коллективистская и деловая направленности личности.

Д. И. Фельдштейн (1995) и И. Д. Егорычева (1994) выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным - к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуацией - ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцентрической акцентуацией - ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б. И. Додонов).

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учебниках по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т. д.

Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни.

П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

То, что у человека могут быть разные и одновременно сосуществующие направленности, видно на примере мотивационных свойств личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности Главным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Направленность человека, его установки и ценности В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

16. Направленность личности Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По

автора

12. Направленность на себя и направленность вовне Экстраверсия и интроверсия – это два типа восприятия окружающего мира, выражающиеся в направленности человека вовне или внутрь самого себя. Экстраверта можно отличить от интроверта практически с первого же взгляда и

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

36. Антисоциальная направленность личности преступника Главной составляющей любой личности является мировоззрение (система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности). При изучении личности преступника обращают внимание

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Направленность вашей жизни Эгоист - это очень плохой человек. Это человек, который постоянно думает не обо мне! Амброз Бирс. «Словарь Сатаны» Итак, можно строить свою жизнь и свой успех за свой счет, можно - искать возможность сделать это за счет окружающих. Но второй,

автора

Восприятие и направленность личности Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава XV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

5. Направленность Направленность личности - это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение. Влечения, желания,

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

Глава 6. Направленность и способности Мы узнали, что такое личность, каковы ее взаимоотношения с обществом, как общаются люди в группах и коллективах. Перейдем далее к анализу внутренней психологической структуры личности.«Изучение психического облика личности, –

автора Ильин Евгений Павлович

8.8. Направленность личности По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Направленность личности» Авторы В. Смейкал и М. Кучер.Эта методика, имеющая еще название "Ориентировочная анкета", позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).Направленность на себя

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Направленность на отметку» Методика предложена Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой.ИнструкцияДается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки "+" ("да") или "-" ("нет").Текст опросника Обработка результатовНачисляется по 1 баллу за ответы «да»

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 3. Направленность личности Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.Система ценностной ориентации личности

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Личность и общество сильно связаны между собой. В этом взаимодействии важную роль играет направленность личности.

Определение

Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.

В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».

Ориентация личности – путь к самореализации, цели.

Структура

  1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
  2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
  3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
  4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
  5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
  6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
  7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
  8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.

Важно! Высшая форма направленности включает в себя все остальные.

Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

Функции

  • Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
  • Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
  • Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
  • Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.

Виды

Выделяют 3 основных вида направленности:

  • на себя;
  • на других людей;
  • на дело.

Личная (на себя)

Индивид занят только лишь своей личностью и воплощением в жизнь собственных замыслов. Такие люди не боятся ответственности, они целеустремлённые и уверенные в собственных силах. Никогда не просят о помощи и неохотно перекладывают часть работы на других. Предпочитают делать всё сами. Эгоистичные, но очень сильные, берут ответственность за свои ошибки на себя. Склонны делать беспочвенные поспешные и опрометчивые выводы, будут стараться всем окружающим навязать свою волю, не любят критики, рассчитывают на вознаграждение. Поддерживают дух соперничества, поэтому агрессивны и тревожны.

Коллективистская (на других)

Главное для них – общение и взаимопонимание. Эти люди не стремятся в лидеры, не любят брать на себя ответственность. Работают на отношения и сильно зависят от мнения окружающих. Очень приятны в общении, не спорят и часто не имеют своего мнения, стараются подстроиться под других. Редко бывают оригинальны, не умеют противостоять манипуляциям и бороться за свои интересы. Важнее всего для них хорошие отношения в коллективе.

Деловая (на работу)

Искренне увлечены делом, с удовольствием учатся и стремятся узнать больше о проекте, легко овладевают новыми умениями и навыками. Стараются найти выгоду для себя и коллектива, высоко ставят общую цель, обычно имеют устойчивую психику. Любят руководить, обучать и помогать, при этом очень требовательны к себе и окружающим. Легко и чётко излагают мысли и любят доказывать свою точку зрения.

Дополнительные

Кроме трёх основных, выделяют ещё несколько дополнительных видов:

  • Эмоциональная. Такие люди сострадательны, умеют слушать и всегда готовы поддержать. Они склонны принимать всё близко к сердцу и искренне переживать даже чужие проблемы. Окружающие им доверяют, часто советуются. Многие из них неравнодушны к музыке, литературе и другим видам искусства.
  • Социальная. Не могут жить без активной общественной деятельности. Благодаря огромному кругу знакомых, умудряются всегда быть в курсе событий. Станут как хорошими руководителями, так и подчинёнными.
  • Депрессивная. Эти люди невысоко оценивают собственную личность, но мир и окружающие их устраивают.
  • Суицидальная. Это такая направленность личности в психологии, когда человек не ценит себя и не видит ничего хорошего в окружающем мире. За примером не нужно далеко идти, такие люди – не редкость сегодня.

Профессиональная

Многие пытаются реализовать свои таланты и способности в работе. Дж. Голланд выделяет 6 типов личности на основе компонентов (интересов, ценностей и др.) направленности. Данную схему можно использовать для определения профессиональной ориентации подростков, разделения их по профильным классам.

Различают:

  1. Реалистический тип. К нему относятся люди, которые любят работать с конкретными материальными объектами (техникой, инструментами). У них хорошо развиты моторика, ловкость, пространственное воображение. Сюда входят такие профессии, как механик, водитель, столяр.
  2. Конвенциональный тип. Замечательные исполнители, легко справляются с монотонной работой, требующей большой концентрации внимания. У них хватит терпения просмотреть всё 10 раз. Их деятельность чётко распланирована, необходимость принятия решений или творческий подход приводит в замешательство. Сильные стороны – чёткость, собранность, ответственность. Профессии для людей этого типа – бухгалтер, экономист.
  3. Интеллектуальный. К нему относятся активные и творческие личности с хорошо развитым теоретическим мышлением. С удовольствием берутся за решение сложных задач и не могут работать по инструкции. Тяга к умственной деятельности настолько велика, что они выбирают себе профессии математика, программиста и др.
  4. Предприимчивый. Сильные, энергичные и очень активные личности, способные решать проблемы и продвигать идеи. Отличные руководители, нуждаются в признании, реализации талантов, возможности проявить инициативу и изобретательность. Не способны выполнять рутинную работу. Им подойдут профессии журналиста, директора, артиста, менеджера.
  5. Социальный тип. Таким людям свойственны сострадание, чуткость, в решении проблем они опираются на эмоции и чувства. Находят себя в общении, умеют выслушать и поддержать, чем заслуживают доверие и авторитет других. Любят учить, редко когда осудят и всегда постараются помочь. Выбирают профессии педагога, врача, священника.
  6. Артистический тип. Эмоционально чуткие люди, имеют хорошее воображение и живут ощущениями и интуицией. Не переносят рамок, готовы трудиться интеллектуально, но не физически. Обычно очень эрудированные, стремятся выделиться из толпы. Выбирают профессии: музыканта, художника, дизайнера, поэта или писателя.

Если человек любит свою работу, то говорят о высокой профессиональной ориентированности. Когда индивид больше ценит размер зарплаты и другие внешние условия, то направленность низкая.

Формы направленности

Идеалы человека, склонности, цели, интересы, порывы, желания, мотивы, стремления, симпатии, привязанности и позиции, антипатии и ценности, вкусы и потребности – всё это формы направленности.

Важно! Направленность – это в психологии совокупность побуждений, дающих характеристику индивиду и описывающих его продвижение к цели. Это не только стремление к результату, но ещё и выбор пути.

Высшая форма направленности

Высшая форма – убеждение. Под ним понимается совокупность мотивов (опирающихся на мировоззрение и идеалы), которые диктуют человеку способы реагирования в различных ситуациях. Оно базируется исключительно на осознанных потребностях, которые формируют мотивацию. Человеку свойственно стремиться передать свои убеждения окружающим.

Понятия убеждения и знания отличаются друг от друга. Личность может понимать, как правильно поступить в данной ситуации, но сделать по-другому. Это просто знание. Когда человек владеет информацией и не может поступить иначе – это убеждение.

Как направленность определяет жизнь

Направленность личности в психологии – это стремления и идеалы, интересы и мировоззрение индивида.

Направленность оказывает большое влияние на жизнь человека:

  1. Главным для большинства мужчин всегда будет карьера, для женщины на первом месте стоят отношения и семья.
  2. Направленность личности сильно влияет на мотивацию. От последней напрямую зависят результативность и качество работы.
  3. Некоторые современные педагоги-психологи говорят, что направленность может корректировать темперамент.
  4. Влияет на характер, психологические состояния, эмоциональные и познавательные процессы.
  5. Провоцирует развитие способностей, раскрытие талантов.
  6. Накладывает отпечаток на выбор профессии. Любимая работа – краткий путь к глубокому удовлетворению и ощущению осмысленности жизни.

Некоторые крупные компании учитывают направленность сотрудников, чтобы подобрать оптимальные условия для работы и определённую мотивацию. Это позволяет увеличить эффективность труда.

Направленность личности – образно говоря, это её зеркальное отражение. Она формируется с рождения под воздействием воспитания и окружения человека. Может изменяться, оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу личности.

Видео

Вопросы для обсуждения:

2. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

3. Формы направленности личности.

4. Самосознание и Я-концепция.

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских — Минск: Новое знание, 2004.

2. Дубравина, И.В. Психология. / И.В. Дубравина. — М.: Академия, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.

1. Направленность в структуре личности

При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению её структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

  • направленность;
  • знания, умения и навыки;
  • индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

  • подструктура направленности;
  • подструктура социального опыта;
  • подструктура форм отражения;
  • биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

  • направленность;
  • возможности;
  • характер;
  • система упражнений.

Б. Г. Ананьев:

  • первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, со­циальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);
  • вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение миро­воззрение);
  • характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в ка­честве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассма­тривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Специфика потребностей человека . Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что для удовлетворения своих потребностей человеком используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы.

Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая . Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:


Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал . Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение . Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение . Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке : каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов :

  1. Личная или направленность на себя . При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.

  1. Коллективистская или направленность на других . Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая , направленность на дело . Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» ; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка — книга А. Моисеевой «Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье» ; преподавателям рекомендуем — А.В. Зосимовский

Маклаков А. Общая психология

Часть 4. Психические свойства личности

Краткое содержание

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и власти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.


Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человекамогут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.