Получение подтверждения статуса налогового резидента. Порядок получения справки о статусе налогового резидента российской федерации. Являетесь ли вы налоговым резидентом РФ

Получение подтверждения статуса налогового резидента. Порядок получения справки о статусе налогового резидента российской федерации. Являетесь ли вы налоговым резидентом РФ

Получить документ о статусе налогового резидента России можно будет быстрее.

Информация Федеральной налоговой службы от 18 октября 2019 г. “ФНС России сократила срок выдачи документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации” С 22 октября 2019 г. сокращаются сроки выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента России. Срок рассмотрения электронных заявлений - 10 дней, а бумажных - 20 дней.
Процедура выдачи документа ускорена и стала возможной благодаря сервису "Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации".

С 1 июля 2017 года налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ , в порядке, по форме и формату, которые утвердит ФНС России (пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ определены форма и порядок выдачи подтверждающего статус документа, а также форма заявления о его выдаче.

Согласно Информации ФНС России от 16.01.2018 сформировать заявление и получить в формате PDF документ, подтверждающий статус налогового резидента можно на официальном сайте ФНС России через электронный сервис "Подтверждение статуса налогового резидента РФ ".

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2017 г. N ММВ-7-17/837@
"Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе"

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31, ч. 1, ст. 3436; 2014, N 45, ст. 6157; 2015, N 18, ст. 2616; 2016, N 49, ст. 6844; 2017, N 30, ст. 4453) и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286; 2017, N 29, ст. 4375), приказываю:

1. Утвердить:

форму заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок представления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Установить, что в электронной форме документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, направляется в формате PDF.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по методологическому и организационному обеспечению работы ФНС России и территориальных налоговых органов по вопросам применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 07.11.17 N ММВ-7-17/837@

Порядок
представления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру представления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2016, N 49, ст. 6844; 2017, N 30, ст. 4453) и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286; 2017, N 29, ст. 4375) для организаций, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - налогоплательщики).

2. Статус налогового резидента Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 207 и 246.2 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2001, N 1 (ч. 2), ст. 18; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2013, N 40 (ч. 3), ст. 5038; 2014, N 48, ст. 6660; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; 2017, N 15 (ч. 1), ст. 2133; N 30, ст. 4453).

3. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется путем выдачи ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом (далее - уполномоченный налоговый орган) документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается налогоплательщику (его представителю(1)) на основании заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации (далее - Заявление). К Заявлению могут быть приложены документы о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогоплательщика налоговым резидентом Российской Федерации.

5. Заявление(2) представляется в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу одним из выбранных им следующих способов:

по почте;

https://www.nalog.ru .

6. Срок рассмотрения Заявления составляет 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.

7. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления Заявления в налоговый орган или текущий календарный год).

Для целей применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

8. Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, производится по результатам рассмотрения Заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации и оформляется на бумажном носителе по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу или в электронной форме в формате PDF.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, направляется налогоплательщику или его представителю в зависимости от выбранного им способа получения документа:

на бумажном носителе по почте;

в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.nalog.ru .

9. Факт выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, может быть подтвержден путем ввода проверочного кода, содержащегося в документе, указанном в пункте 7 настоящего Порядка, в сервисе на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.nalog.ru .

10. В случае если по итогам рассмотрения Заявления не подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем) для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.

_____________________________

(1) Здесь и далее полномочия представителя налогоплательщика документально подтверждаются в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 47, ст. 6611; 2017, N 30, ст. 4453), а также статьями 182 и 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327; 2017, N 31 (ч. 1), ст. 4808).

(2) Налогоплательщик вправе приложить к Заявлению документы, подтверждающие его статус налогового резидента Российской Федерации.

Информация Федеральной налоговой службы от 16 января 2018 г.
"
Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации теперь можно в электронном сервисе"

С 16 января 2018 года запущен электронный сервис ФНС России "Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации".

Зарегистрироваться в сервисе можно с помощью электронной почты или ИНН с паролем от личного кабинета физического лица.

Сервис позволяет физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам быстро сформировать заявление и получить в формате PDF документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации. При этом пользователю достаточно направить только заявление, дополнительные документы необязательны. Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, на бумаге при формировании заявления необходимо отметить поле "направить документ на бумажном носителе".

С помощью сервиса также можно в реальном времени отслеживать статус рассмотрения заявления с момента его регистрации в ФНС России.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, теперь имеет уникальный проверочный код, который формируется автоматически для каждого документа. С его помощью в специальном разделе сервиса "Всем заинтересованным лицам" можно проверить, был ли действительно выдан документ, подтверждающий статус налогового резидента.

В 2017 году ФНС России выдала более 32 тысяч документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, что на 6% больше чем в 2016 году и на 14% чем в 2015 году. Электронный сервис существенно упростит для налогоплательщиков процедуру подтверждения своего налогового статуса. Кроме того, теперь налоговые агенты и компетентные органы иностранных государств смогут проверить подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации по интернету, используя проверочный код.

Сервис разработан в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе".

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2017 г. N ММВ-7-17/1093
"О передаче Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных полномочий по выдаче документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, в электронной форме или на бумажном носителе"

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2017, N 49, ст. 7315), а также приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2017, регистрационный номер 49015) приказываю:

1. Установить, что уполномоченным территориальным налоговым органом Федеральной налоговой службы по выдаче документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, в электронной форме или на бумажном носителе является Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по методологическому и организационному обеспечению работы ФНС России и территориальных налоговых органов по вопросам применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Адрес электронного сервиса: https://service.nalog.ru/nrez/

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных

Контакты

Физический адрес:

Юридический адрес:

125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью.

- Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?
Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.
Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе.

- Зависит ли налоговое резидентство от гражданства?
Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами. Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов.
Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения. В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики.
Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ. Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

- Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?
При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. Указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом (например, с 15 апреля 2014 г. по 14 апреля 2015 г.). При этом в течение указанного срока собственно 183 дня могут набираться в совокупности (суммироваться) – не обязательно, чтобы они были проведены в РФ непрерывно.
Даты въезда – выезда учитываются при подсчете дней нахождения в России.
При этом лечение, обучение (не более 6 месяцев) за пределами РФ, а с 2015 года еще и выполнение работ (оказание услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (вне зависимости от продолжительности работы) не прерывает срок нахождения в РФ

Можно ли сразу применить ставку 13%, если организация уверена, что физлицо отработает в РФ больше полугода в текущем налоговом периоде?
Нет, предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394). Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание налога, штраф по статье 123 НК РФ составит 20% от неудержанной суммы.
До истечения 183 дней нахождения в РФ доходы физического лица должны облагаться как доходы нерезидента – по общему правилу, по ставке 30%. Только к дивидендам и трудовым доходам отдельных категорий нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлены пониженные ставки.

- Как подтвердить налоговое резидентство по НДФЛ?
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление налога, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент.
Правоприменительная практика основывается на праве налогового агента требовать от налогоплательщика любые документы, оформленные в соответствии с законодательством, позволяющие установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России. К таким документам относятся справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.
Представленные физическим лицом документы, относящиеся только к подтверждению налогового статуса, налоговому агенту целесообразно сохранить, по меньшей мере, до окончания соответствующего текущего налогового периода.

А если налогоплательщик сообщает, что в период, предшествующий выплате дохода, он находился за границей на лечении?
Период нахождения на лечении до 6 месяцев включительно засчитывается в срок нахождения в России. Лечение (получение медицинских услуг) может подтверждаться физическим лицом договором с иностранной медицинской организацией, справками о времени нахождения на лечении, отметками в заграничном паспорте.

Что должен предпринять налоговый агент, если физлицо отказывается представить документы, подтверждающие его резидентство?
Когда подтверждающих документов нет, а есть обоснованные сомнения в том, что лицо является резидентом, то налоговому агенту рекомендуется применять ставку не 13%, а 30%. Как минимум до середины июля (если лицо начало работу с января). Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговому агенту документы о том, что на момент выплаты доходов он являлся налоговым резидентом РФ, суммы налога, удержанные по ставке 30%, оказываются излишне уплаченными.


Предположим, работник признан налоговым резидентом. Необходимо ли в дальнейшем проверять его статус как резидента?

Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Таким правилом следует руководствоваться, если есть основания полагать, что резидентство физлица может в течение года измениться.
Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). Но в большинстве случаев уже до окончания налогового периода можно сделать вывод, что статус физического лица не изменится, и соответственно выбрать ставку, подлежащую применению к его доходам: 13% или 30%.
Следует иметь в виду, что измененный по итогам года налоговый статус распространяется на доходы, полученные с 1 января года, а не с момента такого изменения.
Обратите внимание, что перерасчет производится только за тот налоговый период, в котором статус лица изменился. За предыдущий налоговый период налоговые обязанности не пересматриваются.

Может так сложиться, что лицо, признанное налоговым резидентом на даты выплаты дохода, прекращает отношения с налоговым агентом до момента, когда определится его итоговый статус по итогам текущего налогового периода. В этом случае возможное последующее изменение налогового статуса физического лица на обязанности налогового агента не влияет.

- Нужно ли проверять налоговый статус при заключении гражданско-правовых договоров?
Конечно, нужно. При этом у налогового агента возникают сложности, особенно когда с физическим лицом заключен долгосрочный договор гражданско-правового характера, а возможность проверить нахождение физического лица на рабочем месте отсутствует или не предполагается вовсе (например, в сделке по аренде нежилого помещения у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). Поэтому рекомендации налоговому агенту проверять статус получателя дохода актуальны при каждой выплате дохода до формирования у физлица итогового налогового статуса в налоговом периоде.

- А если физическое лицо продает свою квартиру в РФ и при этом постоянно проживает за рубежом?

Доходы от продажи имущества, находящегося в России, подлежат налогообложению в РФ.
Пункт 17.1 статьи 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, получаемые налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в налоговом периоде такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут подлежать налогообложению в полной сумме. По таким доходам физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить налог.

Налоговые органы смогут заинтересоваться исполнением обязанности по уплате налога, получив информацию от органов Росреестра о переходе права собственности на недвижимое имущество.

Работник стал в течение налогового периода налоговым резидентом. Как ему вернуть сумму налога, удержанную по ставке 30%?
Если работник продолжает работу у налогового агента, то в течение оставшегося до окончания налогового периода времени сумма излишне удержанного налога будет засчитываться в уплату налога по ставке 13% (налог взиматься не будет). Такой подход отражен в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146.
Возможность зачитывать налоговым агентом налог, излишне удержанный с доходов физического лица в одном периоде, в счет исполнения его обязанности по уплате налога в другом периоде, НК РФ не предусмотрена.
Возврат суммы налога налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации, производится налоговым органом в порядке, указанном в пункте 1.1 статьи 231 НК РФ и статьи 78 НК РФ.
Физическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию, документы об излишне уплаченном налоге, подтверждение своего налогового статуса.

- Какие действия должны совершаться, если работник из резидента превратился в нерезидента?

В этом случае НДФЛ необходимо пересчитать уже в сторону увеличения – с 13 до 30% и без предоставления работнику налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных). Перерасчет делается с начала календарного года в том месяце, в котором стало понятно, что налоговый статус работника за текущий год уже не может измениться.
Суммы НДФЛ, исчисленные с начала года по ставке 13%, направляются в зачет налога, рассчитанного по ставке 30% (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то не позднее 31 января следующего года она обязана уведомить инспекцию и работника об этом факте и сумме задолженности.

Предположим другую ситуацию. Организация направила работников для работы за границу, но продолжала удерживать с их заработной платы налог…

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ – от российских лиц.
Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ. Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в РФ не облагаются, независимо от того, кто производил оплату труда (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-04-05/5273). В данном случае организация допустила ошибку не в определении статуса работника, а в определении источника дохода. Суммы налога, излишне удержанного организацией, должны быть возвращены ею работникам в порядке пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Аналогичный порядок возврата применяется, если организация при представлении физическим лицом документов, подтверждающих его постоянное нахождение на территории РФ, произвело удержание налога по ставке 30%. Это не пересчет сумм в связи с изменением статуса, а излишнее взыскание налога в связи с неправильным его определением.

С 2015 года статус налогового резидента стал играть большую роль. В НК РФ включены положения о контролируемой иностранной компании, о фактическом получателе дохода.
Совершенно верно. С 2015 года к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, отнесены суммы прибыли контролируемой иностранной компании. Это стало доходом для налоговых резидентов РФ, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании (пп. 8 пункта 3 статьи 208 НК РФ).
При выплате доходов иностранной компании от источников в РФ она может указать, что фактический получатель дохода (бенефициар) – это физическое лицо – налоговый резидент РФ. В этом случае налогообложение выплачиваемого дохода производится согласно части второй НК РФ (статья 7 НК РФ).
Реализация названных положений НК РФ потребует от налоговых резидентов РФ представления налоговых деклараций и уплаты налога с причитающихся им доходов.

- Как подтвердить российское налоговое резидентство для зачета иностранных налогов?
Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе уплаты на территории Российской Федерации налогов, предусмотренных указанными соглашениями, физическое лицо может получить подтверждение налогового резидентства РФ. Для подтверждения фактического статуса налогового резидента Российской Федерации следует обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.

Понятие «налоговый резидент» может применяться к российским организациям, филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям иностранных организаций, осуществляющим деятельность на территории РФ, российским и иностранным физлицам, включая индивидуальных предпринимателей. Наличие статуса налогового резидента РФ влияет на порядок налогообложения лиц в соответствии с российским законодательством, а также в соответствии с международными договорами, которые РФ заключила с иностранными государствами. О том, когда организация или физлицо являются налоговыми резидентами РФ, расскажем в нашем материале, а также приведем образец заявления для подтверждения гражданином статуса налогового резидента РФ.

Являетесь ли вы налоговым резидентом РФ

Приведем в таблице условия, при которых в 2017 году налоговыми резидентами РФ являются физические лица и организации.

Налоговыми резидентами РФ являются (п. 1 ст. 246.2 , п.п. 2, 3 ст. 207 НК РФ)
организации: физические лица:
— российские организации — фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев*;
— иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора; — российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ независимо от продолжительности пребывания за рубежом
— иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения

* Период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды его выезда для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

О подтверждении статуса налогового резидента организацией мы рассказывали в .

Для получения официального документа из налогового ведомства о налоговом резидентстве физлицо, как и организация, должно подать заявление в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) в соответствии с требованиями Информационного сообщения ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Приведем пример такого заявления:

Что касается подтверждения статуса налогового резидента в случаях, не связанных с уплатой на территории РФ налогов и сборов, предусмотренных договорами об избежании двойного налогообложения, то налоговое законодательство не обязывает физлицо подтверждать статус налогового резидента РФ налоговому агенту, к примеру, работодателю (Письмо ФНС от 13.03.2008 № 04-1-01/0911). В то же время, по собственному желанию или по просьбе налогового агента подтверждающие документы физлицо может предоставить (Письма Минфина

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2008, N 6

Налоговая служба сообщила о новом Порядке выдачи справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации <1>. Напомним, что такие справки нужны организациям, чтобы избежать двойного налогообложения в других странах, для возврата НДС в ряде случаев и т.д. Иностранный гражданин с помощью справки может подтвердить свой статус налогового резидента Российской Федерации при заключении трудового договора.

<1> Информационное сообщение от 26 февраля 2008 г. размещено на официальном сайте ФНС России.

Раньше юридическим лицам такие справки выдавало Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России, а физическими лицами занимались региональные налоговые управления. С 18 февраля 2008 г. документально подтверждать налоговый статус организаций и физических лиц обязана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). Как сообщили нам в налоговом ведомстве, нововведения связаны с масштабной реорганизацией ФНС России и перераспределением нагрузки между подразделениями службы.

Согласно новому Порядку справка выдается по заявлению налогоплательщика в одном экземпляре и действительна в течение того календарного года, в котором была выдана. Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду. Заявление с просьбой выдать справку, подтверждающую статус налогового резидента Российской Федерации, а также необходимый пакет документов налогоплательщик направляет почтой в адрес МИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный пр., вл. 3) либо лично представляет в экспедицию ФНС России (г. Москва, Неглинная ул., д. 23).

Справку должны подготовить в течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов. Готовый документ налоговые органы направляют почтой по адресу местонахождения юридического лица. Обратите внимание: справку направят по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Если фактический адрес организации не совпадает с юридическим, то документа можно так и не дождаться. Физическим лицам справки рассылают почтой по адресу, указанному в заявлении, либо выдают на руки.

Как сообщили нам в ФНС России, специального документа, который бы регламентировал порядок выдачи справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, не выпущено. Налогоплательщикам остается руководствоваться информационными сообщениями налоговых органов. Единственный нормативно-правовой документ, регулирующий данный вопрос, - Письмо ФНС России от 10 ноября 2004 г. N САЭ-26-3-04/9339@, согласно которому органом, уполномоченным подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации, является ФНС России.

Документы, необходимые для получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

Приведем перечни документов, которые должен представить налогоплательщик для получения подтверждения статуса налогового резидента РФ.

  1. Российские и международные организации представляют:
  • заявление на бланке организации (с указанием календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации; наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение; перечня прилагаемых документов);
  • копии документов, свидетельствующих о возможности либо факте получения доходов в иностранном государстве, в частности:

договора (если копия договора, действующего более одного года, уже представлялась ранее для выдачи справки, то повторно представлять ее не нужно. В этом случае в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, с которым копия упомянутого договора направлялась ранее),

уставных документов (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве);

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально не ранее чем за три месяца до даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения статуса налогового резидента;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ОГРН, заверенную печатью организации и подписью ее руководителя. Если организация уже представляла копию свидетельства для получения справки и с того момента сведения, содержащиеся в свидетельстве, не менялись, то повторно направлять этот документ не нужно. Но в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого свидетельства направлялась ранее.
  1. Российские и международные организации в целях возврата НДС, включенного в стоимость услуг резидентами иностранных государств Европейского союза, представляют:
  • заявление на бланке организации с указанием наименования входящего в ЕС иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение для возврата НДС, и перечня прилагаемых документов;
  • копию устава организации, в том числе выписку, содержащую общие сведения об организации (название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, ведущихся в Российской Федерации, с переводом на английский язык;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально не ранее чем за три месяца до даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ОГРН, заверенную печатью организации и подписью ее руководителя;
  • копию договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства <1>;
  • копию договора (контракта) на оказание услуг, по которому предполагается возврат НДС из иностранного государства.
<1> Пункт изложен в редакции ФНС России. - Прим. ред.
  1. Российские и иностранные физические лица представляют:
  • заявление в произвольной форме с указанием:

календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации,

наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение,

фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса,

ИНН налогоплательщика - физического лица (при наличии), который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на налоговый учет в налоговом органе Российской Федерации,

перечня прилагаемых документов и контактного телефона;

копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве, например:

договора,

решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов,

документов, подтверждающих право на получение пенсии из-за границы;

  • расчет времени пребывания на территории Российской Федерации (см. таблицу).

Расчет времени пребывания на территории Российской Федерации

Дополнительно: для россиян - копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов; для иностранных граждан - копии всех страниц паспорта, копии документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации и вида на жительство (при наличии).

Гражданину иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, нужно представить в МИ ФНС России по ЦОД дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов.

И.Е.Зубарева

Корреспондент журнала

"Новое в бухгалтерском учете

и отчетности в РФ"

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.