Суд париса краткое содержание. Суд париса.кто красивее? Смысл мифа о суде Париса

Суд париса краткое содержание. Суд париса.кто красивее? Смысл мифа о суде Париса
Суд париса краткое содержание. Суд париса.кто красивее? Смысл мифа о суде Париса


Судьей был выбран Парис, греческий юноша, тоже отличавшийся необыкновенной красотой.
Париса принято было изображать безбородым красавцем юношей в фригийской шапке.

Парис (греч. Πάρις, Ἀλέξανδρος), или Александр, второй сын царя Приама и Гекубы.
До его рождения Гекубе приснилось, что она родила пожар, распространяющий свое пламя по всей Трое. Когда растолковали этот сон в том смысле, что ее сын будет причиной гибели родного города, то Приам передал Париса пастуху Агелу и приказал снести его на гору Иду и оставить там. Но Парис не погиб: сначала его кормила медведица, а затем пастух Агел вернулся за ним. Так Парис стал пастухом. Имя Александр («отражающий мужей») он получил оттого, что храбро защищал стада, когда вырос.
На горе Иде он женился на прорицательнице Эноне, дочери речного бога Кебрена, и жил с ней в уединении весьма счастливо. В дальнейшем после всех пережитых перепетий, Парис, тяжело раненый отравленной стрелой Геракла, вернулся на Иду к оставленной им первой жене нимфе Эноне. Но та, рассерженная на Париса за измену, отказала ему в помощи. Парис умер, а Энона, раскаявшаяся в своей жестокости, повесилась с горя.
Так завершился жизненный путь Париса, но в легендах на многие века он остается молодым красавцем, выбравшем самую прекрасную из богинь - Афродиту, т.е. отдавшим предпочтение любви и красоте перед властью, славой и богатством.
Ведь другие богини обещали ему именно такое вознаграждение: Гера - власть и богатство, Афина - мудрость и славу, и только Афродита - самую красивую жену, которой стала Прекрасная Елена, что принесло множество бед и несчастий не только Парису. Все троянцы возненавидели его как виновника войны.


«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. Мюнхен

Миф о суде Париса, как часто случается с мифологическими историями, значительно варьировался в зависимости от источника. В «Илиаде» Гомера - эпосе о Троянской войне содержится лишь упоминание о суде Париса. Более полная версия сюжета излагалась в Кипрских сказаниях («Ки́прии»), утраченной части «Эпического цикла» после пожара Александрийской библиотеки в 273 году., от которой известны лишь фрагменты и надежный пересказ.
Более поздние авторы - Овидий (Героиды), Лукиан (Диалоги богов) и некоторые другие - пересказывая этот сюжет, вводят в легенду дополнительные детали – так, например, золотое и волшебное яблоко, которое должен был вручить Парис победительнице.
Самый древний артифакт с изображением сцены суда Париса - костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., найденный в Спарте; этот сюжет часто использовался и в вазописи.


Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.


Суд Париса (ок.1485) (Венеция, галлерея Джорджио Чини) Боттичелли

Благодаря Овидию легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.


The Judgment Of Paris, Niklaus Manuel.(Swiss, 1484 - 1530)

По-видимому, изображения суда Париса практически мгновенно приобрели известность потому, что даже Три Грации не давали такой возможности продемонстрировать пикантных неодетых женщин: обнажённые женские тела не только представали перед зрителем в трёх разных позах, - в традиционном изображении в анфас, со спины и в профиль, - они являли собой дразнящий контраст с двумя полностью и надлежащим образом одетыми мужчинами, и всё это - в совершенно приличном классическом контексте.


Антон Рафаэль Менгс


Клод Лоррен, ок. 1645-1646

Кипрские песни

Поэма начинается с рассказа о том, как Гея страдала от множества людей, переполнивших землю. Зевс сжалился и решил устроить войну, чтобы облегчить Землю.

1 (1)
В оные дни разрослось по земле повсеместно без счету
Племя людское, давящее Геи простор пышногрудой.
Сжалился видевший это Зевес и во частых раздумьях
Мысль возымел облегчить от людей всекормящую землю,
Распрю великую битв Илионских на то возбуждая,
Опустошение тягостной смертью дабы наступило.
Гибли у Трои воители: Зевсова воля свершалась.


Петер Пауль Рубенс, ок. 1638-1639


Петер Пауль Рубенс, ок. 1625

Когда боги празднуют свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида разжигает спор между Герой, Афиной и Афродитой, кто из них красивее. По приказу Зевса Гермес отводит богинь на гору Ида, где их должен рассудить Александр (Парис). Сохранились строки первой песни поэмы, описывающие наряд Афродиты и ее спутниц перед судом (или после него?)


Ангелика Кауфман, ок. 1770-1797

2 (4)
Тело свое облачила в покровы: Хариты и Оры
Их сотворили, окрасивши соками вешнего цвета.
Оры ступают в покровах таких: гиацинта, шафрана,
Пышноцветущей фиалки, прекраснейшей завязи розы,
Сладким нектаром пропитанных в чашечках пищи бессмертной,
В благоухающем цвете нарцисса. И так Афродита
В ткань облачилась, хранящую каждой поры благовонье.


Judgment of Paris Anselm Feuerbach


Энрике Симоне, 1904

3 (5)
В сонме прислужниц своих Афродита с улыбкою нежной,
Свивши венки из душистых цветов луговых, возложила
Их на главу, и за нею богини в повязках блестящих -
Нимфы, Хариты и с ними сама Афродита златая,
Песнь возглашая на Иде - прекрасной горе многоструйной.

Александр выносит решение в пользу Афродиты, которая обещала ему брак с Еленой.
Эта история и стала причиной обещанной Зесвом Гее Троянской войны, в которой отвергнутые Парисом Гера и Афина выступили на стороне ахейцев.


Макс Клингер, ок. 1886-1887


Лукас Кранах старший, ок. 1530

Сохранилось около дюжины картин и две гравюры суда Париса немецкого художника Кранаха и художников его мастерской. Фактически, Кранах был первым немецким представителем станковой живописи, писавшим на эту тему, которая прежде раскрывалась лишь в виде гравюр (woodcut, print) и книжных иллюстраций. Самая ранняя датированная версия Суда Париса Кранаха, где одна из богинь носит берет, относится к 1528 году (Базель), а первая из картин датируется 1527 г.


«Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528, музей Метрополитен, Нью-Йорк

Почему интересен именно Кранах (помимо берета на обнаженной фигуре) - у Кранаха богини являли собой еще и алхимические символы: Богини подходили и для возвышенных целей духовных алхимиков, которых не интересовало материальное достижение получения золота, но которые стремились к всеведению, всемогуществу и вечной любви и гармонии - именно тем трём дарам, что предложили Парису Афина, Юнона и Венера в ходе знаменитой попытки подкупа.


Михаил Врубель, 1893

Интересно, что в 1503 году грецист Николай Маршалк (N. Marschalk; ок. 1470–1525) выбрал "Суд Париса" темой для речи на церемонии присвоения степени первым двадцати четырём университетским baccalaurei (бакалаврам) Виттенбергского университета, как устрашающий пример того, что может случиться, если предпочесть vita voluptaria (жизнь чувственную) vita contemplativa (созерцательной жизни) или даже vita activa (деятельной жизни). Имеется ввиду начавшаяся после Троянская война

Глубинный, нравоучительный смысл мифа был вероятно утрачен потомками, мы его воспринимаем как древний конкурс красоты и восхищаемся выбором Париса.

И еще варианты пасторального конкурса красоты

Легенды и мифы древней Греции (ил.) Кун Николай Альбертович

СУД ПАРИСА

СУД ПАРИСА

Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Парис, сын Приама, пас в это время стада. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугалась Гекаба, рассказала она свой сон мужу. Обратился Приам к прорицателю, а тот сказал ему, что у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои. Поэтому Приам, когда родился у Гекабы сын, велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там в лесной чаще. Но не погиб сын Приама - его вскормила медведица. Через год нашел его Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом. Вырос среди пастухов Парис и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападений диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (поражающий мужей). Спокойно жил Парис среди лесов Иды. Он был вполне доволен своей судьбой.

Вот к этому-то Парису и явились богини с Гермесом. Испугался Парис, увидав богинь и Гермеса. Он хотел бежать от них, но разве мог он спастись бегством от быстрого, как мысль, Гермеса? Остановил Париса Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая ему яблоко:

Возьми это яблоко, Парис, - сказал Гермес, - ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко той из них, которая самая прекрасная. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.

Смутился Парис. Смотрит он на богинь и не может решить, которая из них прекраснее. Тогда каждая из богинь стала убеждать юношу отдать яблоко ей. Они обещали Парису великие награды. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина - военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго думал Парис, услыхав обещание Афродиты: он отдал яблоко ей. Таким образом, прекраснейшей из богинь была признана Парисом Афродита. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, и она во всем стала ему помогать, что бы он ни предпринял. А Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели они и Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.

автора

6.6. «Античного» Париса хотят убить его братья, а царевича Алексея держит в тюрьме его дядя Согласно «античным» мифам Парис подвергался гонениям со стороны своих родственников. Первоначально причиной гонений было предсказание Эсака, сына Приама, согласно которому

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.17.4. Спор женщин о том, чей муж лучше и спор «античных» богинь - кто из них лучше Суд Париса и яблоко раздора Выделим основные узлы германо-скандинавского «спора жён».1) Брюнхильда и Кримхильда спорят - чей муж лучше.2) В итоге побеждает красавица Кримхильда. Она побеждает

автора Носовский Глеб Владимирович

6.6. «Античного» Париса хотят убить его братья, а царевича Алексея держит в тюрьме его дядя Согласно «античным» мифам, Парис подвергался гонениям со стороны своих родственников. Первоначально причиной гонений было предсказание Эсака, сына Приама, согласно которому

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

6.8. Поступок «античного» Париса как причина Троянской войны и проповедь Парижского и Пэрисского проповедников как причина Крестового похода «Античные» источники считают причиной Троянской войны поведение Париса. Он украл Елену, чем и возбудил войну.Некоторые

Роза

Символ любви, плоских утех, сладострастия.

3

Окрестности Трои

Суд происходил в окрестностях Трои. Этот древний город-крепость находился на побережье Эгейского моря на полуострове Троада (территория современной Турции). Руины Трои были найдены Генрихом Шлиманом в конце 1860-х. Главное, чем запомнилась Троя, - война, описанная Гомером в «Илиаде».

3

Яблоко раздора

Богиня раздора Эрида, не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды, подбросила золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между Герой, Афиной и Афродитой разгорелся спор. Зевс в качестве судьи назначил Париса. В языке выражение «яблоко раздора» обозначает нечто незначительное, что привело к разрушительным последствиям.

3

Гермес

Бог хитрости, торговли, ловкости и красноречия. В качестве покровителя его выбирали путники, алхимики, торговцы, пастухи. Провожал души умерших в подземное царство Аида. Согласно мифологии, от него люди получили числа, меры и азбуку, которые он придумал, а затем обучил людей. На суде являлся хранителей яблока до решения Париса.

3

Доспехи

Согласно мифу, Парис был юношей знатного происхождения, но в силу неоднозначных причин воспитанным пастухами. А значит, он никак не мог быть в рыцарских доспехах. Видимо, Кранах изображая Париса таким образом, хотел показать готовность юноши бороться за нареченную ему Елену Прекрасную. Хотя выражение лица его говорит об обратном. Как и в античной традиции, человек показан безвольным, чем удел - следовать воле богов.

3

Афина

Одна из самых почитаемых в Древней Греции богинь - не зря в ее честь названа современная столица. Богиня знаний, ремесел и искусств, наук, мудрости, стратегии и тактики. Одна из 12 главных в пантеоне. Дева-воительница. Считается, что Афине принадлежит идея строительства троянского коня, благодаря которому ахейцы одержали победу. По Еврипиду, Илион (то есть Троя) разрушен «злобою Паллады».

3

Афродита

Богиня любви, красоты, плодородия, браков, родов. Одна из 12 главных греческих богов. Если она хотела кого-то влюбить в другого человека или даже животное, никто не мог сопротивляться ее воле, в том числе и боги. Исключение составляли Афина, Артемида и Гестия. К тем, кто пытался отвергать любовь, была беспощадна. Во время Троянской войны всячески помогала Парису.

3

Гера

Жена Зевса, верховная богиня. Властная, жестокая, ревнивая. Во время Троянской войны, поддерживая ахейцев, всячески отвлекала Зевса, чтобы тот не мог помочь троянцам.

3

Парис

Будучи сыном знатных родителей, Парис был воспитан пастухами. Во время суда богини предлагали ему разные дары в обмен на признание одной из них первейшей красавицей. Отказавшись от военной славы (дар Афины) и господства над Азией (дар Геры), Парис выбрал самую прекрасную женщину. И ей оказалась Елена, жена спартанского царя Менелая. Таким образом, по итогам суда Париса Афродита стала самой красивой. Получив от нее инструкции и сильнейшие чары для обольщения, Парис прибыл в дом Менелая и, воспользовавшись его отсутствием, соблазнил Елену, украл ее и часть сокровищ царя. Этот поступок Париса послужил поводом к Троянской войне, в ходе которой Парис при помощи богов поразил непобедимого Ахилла в пяту. Получив ранение отравленной стрелой, Парис скончался.

3

«Суд Париса» (ок. 1528) Лукаса Кранаха Старшего

Главный мастер немецкой живописи эпохи Ренессанса — Лукас Кранах Старший. В его творчестве библейские и мифологические сюжеты представлены в традиции готики и Возрождения. Отличался изысканностью в композиции. На тему суда Париса — одного из самых популярных сюжетов в искусстве, у художника написано несколько картин со схожей композицией.

Богиня раздора Эрида , обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды , решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой , воительницей Афиной и богиней любви Афродитой - возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису , который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией , Афина - военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную , дочь громовержца Зевса и Леды , и жену Менелая , царя Спарты . Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны . Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

В искусстве

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. Статья Н. П. Обнорского.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Суд Париса" в других словарях:

    См. Яблоко раздора, Парис … Большой Энциклопедический словарь

    - (о красоте трех богинь и вручении яблока красивейшей) Ср. Ее сиятельство... расспрашивала, все ли красавицы петербургские ездят ко двору и нет ли какой в городе, ей неизвестной; когда же Василий Кириллович (Тредьяковский), как новый Парис, вручил … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Суд Париса - Эта история, хотя Гомер ее и не пересказывает, стала причиной Троянской войны. На свадьбе Пелея и Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью Прекраснейшей. Богини Гера, Афина и… … Античный мир. Словарь-справочник.

    СУД\ ПАРИСА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    СУД ПАРИСА - Эта история, хотя Гомер ее и не пересказывает, стала причиной Троянской войны. На свадьбе Лелея и Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и… … Список древнегреческих имен

    Судъ Париса (о красотѣ трехъ богинь и врученіи яблока красивѣйшей). Ср. Ея сіятельство... разспрашивала, всѣ ли красавицы петербургскія ѣздятъ ко Двору и нѣтъ ли какой въ городѣ, ей неизвѣстной; когда же Василій Кирилловичъ (Третьяковскій), какъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Суд Париса картины по сюжету древнегреческой мифологии. «Суд Париса» картина Петера Рубенса, 1638 г. «Суд Париса» картина Лукаса Кранаха, 1529 г. «Суд Париса» картина Иоахима Эйтевала, 1615 г. «Суд Париса» картина Ренуара, 1908 1910 «Суд Париса»… … Википедия

    Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Парис, сын Приама, пас в это время стада. Перед рождением Париса мать его Гекаба видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испугалась Гекаба, рассказала она … Энциклопедия мифологии

    Парис - Суд Париса. Картина П. П. Рубенса. 1638 1639 гг. Суд Париса. Картина П. П. Рубенса. 1638 1639 гг. Парис в мифах древних греков троянский царевич, сын Приама и Гекубы. В споре между тремя богинями Герой, Афиной и Афродитой о том, кто из них… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Суд Париса на пелике, Вазописец брачной процессии, ок 360 г. до н. э. Керченские вазы (Керченский стиль) вазы последней эпохи краснофигурного стиля вазописи в Аттике. Временная классификация остаётся затруднительной,… … Википедия

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»