Небылицы в стихах детям. Презентация "Поговорки. Считалки. Небылицы." презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему Потешный фольклор скороговорки считалки

Небылицы в стихах детям. Презентация
Небылицы в стихах детям. Презентация "Поговорки. Считалки. Небылицы." презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему Потешный фольклор скороговорки считалки

Цели : продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.

Ход урока

I ОРГ. момент

2. Проверка домашнего задания

3. Речевая разминка

Прочитайте текст, записанный на карточке. Догадайтесь, что это. (Это скороговорка, но у нее есть автор.)

Живут у меня кукушки -

Варят галушки,

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки -

Пестрые кукушки!

Э. Красноруцкий

– Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

– Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:

I. Везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

Все в сугроб…

2. Шел Егор через двор с топором чинить забор.

3. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

IV. Введение в тему урока

Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерным ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносит!, друг за другом, все время путаешься.)

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

V. Работа по теме урока

Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)

Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.)

Считалки - это тоже жанр устного народного творчества.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Прочитайте считалки в учебнике на с. 22.

(Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)

А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

2) Вранье, сплетня.

Я вас познакомлю еще с одной небылицей.

Ехала деревня Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

1. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

2. Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре - большие болтушки.

3. Ходит сон по горе,

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

4. Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

5. На пригорке у Егорки

Есть конек-горбунок.

Кто коня запряжет,

Нам подарки привезет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляйся запрягать!

6. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

7. Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,

На головушку и сели.

8. В лесу есть ворота.

Филины и совы

Берегут засовы.

В каждой щелке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить -

Тому водить.

Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.

10. Спи, усни,

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

Зипун - в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого м» пе гого сукна, обычно без воротника.

11. Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную;

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор - неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду - своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная - это первый с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия - хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно-познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка - добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы - это все неотъемлемая составляющая Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина-говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилкиучат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что-нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему-нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки-царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто-то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит - огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек - настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот-людоед

Жил-был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот-людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом - кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как-то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот-людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории « » .

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть - конфеты любим есть,
Семь - мы помогаем всем,
Восемь - мы друзей в беде не бросим.
Девять - учимся на пять,
Десять - кончили считать.

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети - большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

  • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
  • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.

Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке

Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце засияло,
Всем теплее стало.
Вот какие чудеса –
Всем теплее стало!

Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"


III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора - это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
^ Колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом - в поле, в лесу, в доме 3 :

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема - это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

- Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
- Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
- Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода - книзу,
А дитя - кверху.


Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.


Потешка - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них - «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

Прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки - это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Закличка - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка - коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам - улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Считалка - короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ

^ ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ

Скороговорка - это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Загадка - выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки - значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки - значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

^ Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества - это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

^ Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

^ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Урок 3
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

^ II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8-10) и коллективное составление плана этой статьи.
- Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
^ Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
- Давайте сейчас перенесемся лет на сто - сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами , исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных - и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье - очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
- Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
- Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков - какою сказкой?
Дети догадаются: сказкой о животных - о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
- Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
- Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу - изба, в избе - печь-каменка, которая топится по-черному, в середине - стол, вдоль стен - лавки, под потолком - полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11-12 учебника) : «Морозко», «Петушок - золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
- Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

^ Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8-10) .

Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором Приложение ).

Урок 4
«Царевна-лягушка»

^ I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
- Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

II. «Царевна-лягушка»
- Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова (с. 13-25) . Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.
Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

^ Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26) .

Урок 5
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

^ I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки - с произнесения скороговорки.

^ II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12-13) .
- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26 .)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
- Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15) . Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
- Как утешала Ивана-царевича лягушка?
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
- Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18-20 учебника) .

^
- Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

^ III. Самостоятельная работа
- Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:

Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

^ Домашнее задание
Подготовить ответы на 5-6-й вопросы учебника (с. 26) .

Урок 6
Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

^ I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

II. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - ^ Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
Беседа
- За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
- Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
- Кто помогал Ивану-царевичу?
- Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике (с. 22, 23) . Какие встречи изобразил художник?
- Старый старичок, его клубочек и животные - это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?

^ Выразительное чтение
Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки, с. 21-25 ). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
Затем продолжим беседу.
- Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
- Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
- Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?

^ Литература и изобразительное искусство
- Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (нахзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка? Какие сцены изображены на нем?
Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы.
Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну. После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм, т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы.
На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева - разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть сказочность изображения.
На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим житие , т. е. мелко написанные сцены из жития святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле.
В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках - слева; на белом коне с мечом - справа; в центре - Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете.
Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана. Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары - склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой. Слева три более мелких фигуры - музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа - сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец.
Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее - танцу, они все словно бы притягиваются к главным фигурам - Ивану-царевичу и Василисе Премудрой.
Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий, расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость.

^ III. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Практическая работа
- При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
- Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
Ученики с удовольствием назовут повторения.
- Вы уже заметили, что сказочное повествование - особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи - это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили , значит, следующее слово будет были ; если в сказке есть путь , то это обязательно путь-дорожка . Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать.
Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин эпитет . Если нет, скажем, что эпитет - это художественное определение предмета . Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника) . Прочитаем его и предложим вспомнить:
- Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов: серый волк, чистое поле, дремучий лес .
- Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
^ Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.
Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27 ). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание.
^ Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
Индивидуальное задание
В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например в обработке А. Н. Толстого 4 (см. Приложение), и сравнить его с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии.

Урок 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

^ I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
Проверка домашнего задания
Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела лытаешь ?» (однокоренное слово отлынивать ). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
Как мне не печалиться?
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
...ни в сказке сказать, ни пером описать!
...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
- Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
- Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга - костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Конспект внеурочного занятия

на тему «Виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.»

Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

Задачи:

I. Образовательные:

    Обеспечить повторение и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.

ІІ. Развивающие:

    Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.

    Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

III. Воспитательные:

    Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.

    Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.

    Прививать любовь к русскому фольклору.

Ход занятия

I этап занятия:

Здравствуйте, люди добрые, милые детки, дорогие гости! Рада видеть вас! Ждет нас сегодня путешествие необычное. Приглашаю вас сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство.

Предлагаю вам отправиться туда, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя. Коль вспомните изученные жанры УНТ, да все загадки разгадаете и задания выполните, да в игре себя проявите, да потешите гостей дорогих песней народной, частушкой или пляской, то достойны будете зваться добрыми молодцами и красными девицами.

Готовы? В добрый путь!

II этап занятия:

Впереди раскинулись острова фольклорных жанров . Давайте познакомимся с их жителями - фольклорными жанрами . Я буду пример приводить, а вы их назовите.

    Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Загадка).

    Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка).

    Тара-бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить. (Считалка).

    Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (Частушка).

    Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал. (Небылица).

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).

Молодцы, ребята! Хорошо малые фольклорные жанры знаете.

Впереди село Праздничное. В нем живут русские фольклорные праздники. Возьмите листок и карандаш, и пока будет звучать музыка, запишите названия известных вам фольклорных праздников , не менее пяти! (Масленица, Пасха, Троица (Красная горка), Семик (Русальная неделя), Иван Купала, Петровки, Спасовки, Покров, Новогодье, Рождество Христово, Крещение…).

(Включить музыку на 3 минуты).

Впереди мост Пословиц . По нему пройти можно, выполнив 3 задания не менее чем наполовину.

Первое для всех: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо прочитать шифровку. Через мост не пройдете, если не прочитаете больше 3 шифровок!

(1 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 – Нашла коса на камень.

3 – Яблоко от яблони недалеко падает.

4 – На воре и шапка горит).

Второе задание для каждого из вас : рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить и выразительно прочитать.

1. Терпение и труд все перетрут.

2.

3.

Вот мы и на Загадочном берегу . Вы, наверное, помните, ребята, что герои в сказках часто должны разгадать загадки, чтоб спасти свою жизнь, вернуться домой, а иногда и невесту обрести.

Часто загадки очень непростыми оказываются. И от чьего имени я загадки вам загадывать буду, вам тоже разгадать придется:

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла. (Баба Яга)

Не забывайте руку поднимать, выкрикивать не надо . У всех есть право ответить одтн раз, пока не прозвучит отгадка.

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени).

2. Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое).

3. Когда дурак умен бывает? (Когда молчит).

А в какой форме эти загадки существуют? Это уже вопрос от меня. (1 и 3 – загадки – вопросы, 2 – загадка – задача).

Молодцы! Со всеми загадками справились.

III этап занятия:

Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству.

Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.

(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).

Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.