Сознание человека. Биологические предпосылки возникновения сознания человека Что такое сознание

Сознание человека. Биологические предпосылки возникновения сознания человека Что такое сознание
Сознание человека. Биологические предпосылки возникновения сознания человека Что такое сознание

высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры.

Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.

При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.

В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.

С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.

С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Вся история человечества - история поиска тайн сознания, стремление понять, каким способом человек, выделяя себя в мире природы как нечто отличное от нее, тем не менее, воспринимает бытие, природу как целое, частицей которого является он сам.

Полагают, что познать сознание невозможно. Столь категоричное утверждение справедливо, если принять во внимание ограниченность и неполноту всякого знания, что определяется принципиальной неисчерпаемостью объекта познания. Тем не менее, философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование, как, впрочем, и других философских вопросов, осуществлялось по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная философия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность. Материализм в вопросах происхождения и функционирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее - признание связи психики с сознанием. Отсюда вытекает определяющая роль головного мозга в формировании сознания.

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животных и человека. В силу этого обстоятельства иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Оставим проблемы антропосоциогенеза в стороне. Рассмотрим мозг человека как основу нервной системы. Именно развитие мозга (цефализация) привело к завершению процесса антропогенеза и рождению феномена сознания.

Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательских институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.

Структура мозга включает около 14 млрд. клеток-нейронов, взаимодействие которых образует нейронные ансамбли. Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение, очевидно, имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.

Нейрофизиология исследует механизмы функционирования мозга, обеспечивающие поведение человека. Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) заложил основы экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов. Развивая учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности, он подчеркивал в природе рефлекса его причинный характер, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза. В своем учении о высшей нервной деятельности Павлов доказал, что в коре больших полушарий головного мозга животных и человека образуются временные связи. Он сделал выводы о сигнальной функции психического. Суть их в том, что он определяет формы приспособления организма, который в своей ответной реакции предвосхищает течение будущих событий. Важное философское значение имеет теория Павлова о второй сигнальной системе.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью . Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

40 Сущность, структура и функции сознания. Язык и мышление.

Язык и сознание .

Сознание очень тесно связано не только с функциями мозга, но и с речью человека. Появление языка и сознания – шло параллельно и взаимно дополняло друг друга. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления.

Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с . Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – , регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека . Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание . Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека . Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание . Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Управление сознанием

Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

Что такое общественное сознание?

Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.


Уровни общественного сознания

Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:

  1. Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
  2. Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
  3. Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
  4. Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.

Чем же отличается высшая нервная деятельность человека от высшей нервной деятельности животных? У людей, в отличие от животных, есть сознание - высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой. Сознание человека позволяет отделять собственное «я» от других людей и окружающих предметов («не я»).

Мышление - способность человека определить для себя и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного обьема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система.

Первая сигнальная система воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой правильного реагирования на происходящее вокруг. Например, для лисы запах мелкого грызуна свидетельствует о близком присутствии пищи и при наличии пищевой потребности (которая у лисы всегда имеется), лиса примется раскапывать мышиную норку или предпринимать какие-то другие действия для того, чтобы поймать мышь, съесть ее и тем самым удовлетворить голод.

У людей, кроме первой сигнальной системы, появилась вторая сигнальная система, что было связано с появлением и развитием речи. Особенность ВНД человека - способность воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно смысловым значением, которое несет это слово. Одни слова обозначают предметы, другие - их качества, третьи - обстоятельства, четвертые - действия. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Вторая сигнальная система позволяет с помощью слов, математических символов, нотных знаков, образов, художественных произведений передавать разнообразную информацию от человека к человеку, из поколения в поколение. Но язык - это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают отдельные слова во фразы.

Мы можем точно описать самые свои тонкие ощущения, представления, сформулировать любые понятия, умозаключения и донести всю эту информацию до других людей. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и других. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика строения скелета черепа не дает ей возможность произносить слова и фразы.

Таким образом, можно выделить три уровня ВНД человека:

  1. уровень безусловных рефлексов и инстинктов, которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга;
  2. уровень условных рефлексов, вырабатываемых в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или иного подкрепления; такие рефлексы замыкаются на уровне коры больших полушарий;
  3. уровень словесной сигнализации, анатомическим субстратом которой являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также ее высшие сенсорные и двигательные отделы.

Первые два уровня ВНД характерны как для человека, так и для животных. Третий уровень в развитом виде существует только у человека; у животных можно наблюдать лишь отдельные его элементы, даже у человекообразных обезьян.

Функциональная асимметрия мозга. Мышление - это продукт деятельности всего мозга, но исследования показали, что левое и правое полушария по-разному участвуют в процессах мышления.

Иными словами, существует асимметрия в работе, т. е. в функциях правого и левого полушарий мозга. Эту асимметрию назвали функциональной.

Левое полушарие отвечает за речь, абстрактно-логическое мышление, а в правом полушарии на основе информации, получаемой через органы чувств, формируются конкретные образы. Левое полушарие лучше воспринимает последовательно получаемую информацию, например запоминание читаемого текста связано именно с левым полушарием, а вот распознавание изображения предмета или фотографии человека, происходящее за сотые доли секунды, связано с работой правого полушария.

Иными словами, правое полушарие связано с работой первой сигнальной системы, а левого - с работой второй сигнальной системы. Люди с преобладанием функций левого полушария имеют хорошие логические способности, у них развита речь, из них получаются хорошие аналитики с абстрактным мышлением. «Правополушарные» люди тонко чувствуют происходящее, хорошо запоминают зрительные образы, воспринимают предмет или явление целостно. Склонны к созерцанию, медлительны, молчаливы.

Конечно, есть люди с явным преобладанием функций левого или правого полушария, но у большинства людей обе половины мозга прекрасно взаимодействуют, работая в тесной координации, и не доставляют своему «хозяину» лишних хлопот.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю- книги, инженеру - изобретать новые машины.

Проверьте свои знания

  1. Какова роль слова в жизни человека?
  2. Что такое вторая сигнальная система? В чем ее отличие от первой сигнальный системы?
  3. Каково значение мышления в жизни человека?
  4. Как распределяются функции между полушариями головного мозга?

Мышление - это обобщенное и опосредованное познание действительности. Мышление - одна из главных функций человеческого мозга. В высшей нервной деятельности человека выделяют три уровня: уровень безусловных рефлексов и инстинктов, уровень условных рефлексов и уровень словесной сигнализации. Наличие второй сигнальной системы у человека связано с появлением и развитием речи.

Человеческое сознание по выражению английского физика Р. Пенроуза является "высшей тайной всего сущего" и подобраться к раскрытию этой тайны - задача высшей степени сложности. "Исследование мозговой организации мыслительных процессов в условиях прямой регистрации различных физиологических показателей жизнедеятельности мозга при одновременной реализации психических тестов позволило осуществить первый прорыв в проблеме "Мозг и психика", - это цитата из книги известного российского нейрофизиолога Н. П. Бехтеревой . Последняя декада ХХ столетия, была названа "десятилетием мозга" и предполагала осуществление второго прорыва в этой проблеме, поскольку благодаря использованию современных неинвазивных методов позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной обработки физиологической информации стало возможным, по словам Н. П. Бехтеревой, "строить новую функциональную анатомию мозга человека". Да, с этим нельзя не согласиться: велик и многообразен поток научных работ о мозге, попытки "прорыва" действительно происходят, только вопрос: куда? Какова его стратегия? Сейчас, в начале нового тысячелетия, со всей очевидностью стало ясно, что по окончанию "десятилетия мозга" существенного "прорыва" все же еще не состоялось.

Академик Н. П. Бехтерева, как и многие другие ведущие физиологи, полагает, что "на сегодня важнейшей стратегической задачей в науке о мозге человека является исследование мозгового кода мысли". Но что вкладывается в суть понятия "мозговой код мысли"? По крайней мере, многолетние исследования электрической активности мозга методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) к пониманию принципа кодирования в ЭЭГ функциональной организации сознания не привели. Нужно ли вообще мозгу в реальности это многократное кодирование и декодирование информации? В развитии представлений о сознании человека и его мыслительной деятельности среди множества направлений можно обобщенно выделить четыре наиболее выраженных - это нейрофизиологическое, психологическое, кибернетическое (мозг - вычислительная машина) и эзотерическое. Нейрофизиологический подход в общем виде исходит из того, что головной мозг как центр высшей нервной деятельности является интегративным регулятором всех психофизических процессов в организме. Гипоталамо-лимбическая система, продолговатый мозг и ряд других подкорковых отделов главным образом отвечают за вегетативные функции, а все сложные поведенческие реакции, мыслительную и психическую деятельность формирует и контролирует кора больших полушарий. В коре выделены зоны, отвечающие за тот или иной вид восприятия и деятельности (зрительная, слуховая, двигательная и т. д.).

Зрительные образы внешнего мира после предварительного преобразования в сенсорной системе глаз в виде последовательности электрических импульсов поступают по зрительному нерву в соответствующие отделы коры, здесь каким-то неизвестным образом идентифицируются, перерабатываются (перекодируются) и сохраняются (запоминаются). Аналогичным образом преобразуется информация от слухового, обонятельного, вкусового и тактильных анализаторов. Нейроны, обладая способностью к пространственно-временной самоорганизации в функциональные ансамбли, за счет многочисленных синаптических связей образуют когерентно возбуждаемые нейронные сети, определяющие интегративную реакцию, направленную на достижение необходимой цели в зависимости от совокупного образа внешнего явления, сформированного сенсорными сигналами. При этом предполагается, что в коре головного мозга происходит высшая переработка всей сенсорной информации: хранится информация о событиях прошлого, формируются образы явлений окружающего мира, идет процесс осознания этих явлений, вырабатывается стратегия поведенческих реакций в соответствии с обстановкой и формируется весь комплекс мышления и психоэмоционального состояния человека. Это кратко изложенный взгляд современной нейрофизиологии на проблему деятельности головного мозга. Нейрофизиологический подход основан на прямых электрофизиологических исследованиях, показывающих пути прохождения нервного импульса от биосенсоров до участков коры, на данных по изучению нейронной активности и иррадиации возбуждения при различных звуковых, зрительных и эмоционально-психологических тестах, то есть на опытах, включающих прямое воздействие на ту или иную сенсорную систему и изучение ответной реакции на нейронном и поведенческом уровнях. В этом направлении накоплен ценнейший экспериментальный материал.

Физиологические эксперименты и клинические наблюдения позволили установить многие важные для понимания механизмов деятельности мозга закономерности. В первую очередь, в аспекте рассматриваемой проблемы биологии сознания, это принцип "обратной связи", понятие о котором было введено в физиологию П. К. Анохиным задолго до появления этого понятия в кибернетике Н. Винера. Суть принципа "обратной связи" состоит в том, что любое адекватное действие саморегулирующейся системы может происходить лишь при условии получения ею своевременной информации о результатах предыдущего действия и динамике состояния окружающей среды. П. К. Анохиным введены также очень важные понятия "обратной афферентации", "афферентного синтеза", "опережающего отражения", которые характеризуют свойства нейронных структур, необходимые для формирования функции сознания.

Еще в начале прошлого века В. М. Бехтерев весьма четко представлял ход развития сложных нервно-психических процессов. Он пишет, что "центральная реакция, развиваясь далее, передается в другие центры нервно-психической деятельности, где путем переработки и сочетания с соответствующими мышечными ощущениями превращается в иной род реакции, выражающейся представлением, которое оставляет о себе след в форме вспоминательного образа, способного к оживлению. Далее, представление, являющееся спутником дальнейшего развития центральной реакции, благодаря существованию ассоциативных связей между различными областями головного мозга, вступает в сочетание с другими вспоминательными образами пережитых ранее подобных же центральных реакций, образуя собою более сложные продукты нервно-психики, которые также не лишены материальной основы" .

Представления В. М. Бехтерева перекликаются с высказываниями уже современного английского нейрофизиолога Стивена Роуза, который, даже как-то несколько смущаясь собственных мыслей, приходит после многолетних нейрофизиологических исследований к парадоксальному, как он говорит, выводу, что "в некотором важном смысле память и вовсе не заключена в каком-то небольшом наборе нейронов, а должна пониматься как свойство всего мозга и даже целого организма, … уровень, на котором возможно понимание памяти, - это уровень системы в целом" . Кроме того, С. Роуз замечает, что "процедурные навыки, например, умение ездить на велосипеде, кодируется не только в мозгу, но и в целых комплексах изменений, затрагивающих мышцы и сухожилия".

Тем не менее, в рамках существующей нейрофизиологической модели весьма сложно объяснить феномен сознания как таковой со всей широчайшей гаммой ассоциативных реакций, происходящих у каждого из нас при восприятии окружающего мира, те эмоционально-психические проявления, внутренние переживания, сопровождающие мыслительный процесс и творческую деятельность человека. Поиски "места" хранения информации (памяти) в головном мозге, как известно, к успеху не привели. Более того, как показали результаты многочисленных исследований, включая исследования последних лет, области локализации проекций тех или иных однотипных сенсорных стимулов в коре мозга варьируют в широких пределах и имеют отражение в различных ее зонах . Но главное даже не в том как в нейронных сетях организована память. Ведь никто из современных нейрофизиологов не может хотя бы приблизительно дать объяснение тому как и где из электрических потенциалов нейронной активности воссоздаются (извлекаются из памяти) или синтезируются образы и понятия в результате мыслительной работы и на каком принципе вообще осуществляется сама эта мыслительная работа.

Психологическое направление в познании мыслительных процессов отличает многообразие суждений и субъективных идей, порой лишь манипулирующих иррациональными терминологическими сущностями, оторванными от реальной природы явлений. Это и понятно, поскольку объект исследования - "психо…" (от греческого psyche - душа) - есть субстанция неопределенная, по крайней мере, в естественнонаучном понимании. Важно другое: то, что эта наука о логике психических проявлений (проявлений души) в поведенческих и эмоциональных реакциях организма при различных его состояниях и в различных ситуациях, непосредственно изучая такие свойства сознания как ощущение, память, восприятие и их личностные особенности, дает множество описательного материала о явлениях, называемых психическими. Наблюдение результатов осознания ситуации и мышления при проведении психологических и психофизиологических тестов позволяет наглядно оценить спектр возможностей этих процессов и выявить их физиологические и биофизические корреляты. Именно в этом просматривается наибольший вклад психологии в продвижении к пониманию механизмов работы сознания человека.

Кибернетическое направление (мозг - вычислительная машина) - это путь моделирования мыслительной деятельности на принципах работы ЭВМ. Действительно, если проследить историю развития моделирования мозга и искусственного интеллекта, то некоторая аналогия между мозгом и ЭВМ по нашим понятиям существует. Разработки нейрокомпьютеров, современных роботов свидетельствуют о возможности машинного моделирования логического "мышления" с элементами самообучения. Видимо, именно логика кодирования информации в ЭВМ направила нейрофизиологов по пути поиска аналогичного принципа кодирования и декодирования в нейронных сетях мозга. Однако нужен ли такой принцип живой возбудимой среде нервных клеток? По выражению М. Арбиба , "для того, чтобы достичь настоящего интеллекта искусственному интеллекту требуется мозг". Иначе говоря, только на базе знаний о механизмах естественного мышления человека можно приблизить к нему по способностям искусственно созданные "мыслящие" машины. Но только возникает вопрос: нужно ли это? Не лучше ли разумно и в полной мере использовать и развивать мощнейший инструмент собственного человеческого мышления?

Эзотерическая концепция - это использование древних "сокрытых" знаний и представлений. В противоположность физиологической науке, эзотерическая модель мыслительной деятельности человека, его психоэмоциональной сферы строится на базе "тонкой" материи, а сам субстрат мышления выносится в "полевой фантом" человека, в его "эфирные" тела.

В современной интерпретации широко используется понятие всеобщего энергоинформационного поля, в "недрах" которого якобы формируются или регулируются мысли каждого человека; мозгу в этом случае отводится роль ретранслятора, принимающего сообщения, воспринимаемые людьми как результат их собственного мышления. Например, профессор Э. М. Каструбин пишет, что "информационное поле взаимодействует с программой, которая формируется мыслями каждого человека с помощью своеобразного индивидуального компьютера каждого человека - полевого фантома мозга" . С позиций такой концепции делаются попытки объяснить многие паранормальные явления человеческой психики и некоторые физические явления, которые не в состоянии объяснить современное естествознание.

Действительно, наука только стоит на пороге познания многих явлений как чисто физических, так и связанных с сознанием человека в единстве с физическими процессами космического масштаба. Но относительно таких понятий как астральные и эфирные тела, энергоинформационное поле и т. п. пока существуют лишь абстрактные представления, некоторое теоретизирование, констатация таинственных (не укладывающиеся в современные научные знания) эффектов, не поддающихся какой-либо метрологической оценке, и не более. Следует, конечно, отметить, что физические поля (электромагнитное, гравитационное и др.), которыми оперирует современная фундаментальная наука, кстати, несущие и энергию и информацию, хотя и позволяют производить некие измерения своих проявлений и воспроизводятся в доступных человеку пределах техническими средствами, остаются до сих пор также загадочными в сути своей природы.

Относительно эзотерической концепции о вынесении сознания человека в некий внешний полевой или эфирный субстрат, даже в рамках эзотерических представлений, возникает совершенно банальный вопрос: зачем было Господу Богу угодно создавать по своему образу и подобию столь сложно организованную систему, как человек с его мозгом и органами чувств, и потом переносить "сознание" - основную "божественную" функцию этой же системы, то есть человека, - в некий эфирный полевой субстрат с меньшей степенью организации? Можно возразить, заявив, что так называемый "тонко материальный мир" - более высоко организованная система нежели биологическая. Однако такое заявление пока не имеет аргументированных доказательств. Еще Платон в своем трактате "Тимей" писал о том, что боги создали "сферовидное тело, то самое, которое мы ныне именуем головой и которое являет собою божественнейшую нашу часть, владычествующую над остальными частями" . Наверное, все же каждый живой организм, в том числе и человеческий, - вполне самодостаточная система, обеспечивающая себе всесторонний обмен с окружающей Природой, пользуясь собственными средствами "соображения", по крайней мере, для выработки своим мышлением тактики поведения в своей среде обитания соответственно сохраняющимся в памяти знаниям об этой среде.

Итак, в багаж науки для познания принципов мыслительной деятельности к началу ХХI века нейрофизиология внесла обширные знания о том, как от органов чувств афферентные сигналы в виде электрических импульсов поступают в специфические зоны коры головного мозга, а эфферентные - к мышечным группам и железам внутренней секреции, установила многие закономерности взаимодействия структур мозга и характерные особенности нейронной активности как в условиях нормы, так и при различных патологических нарушениях в центральной нервной системе; психология дала широчайший спектр описаний результата работы мышления, его личностные особенности в различных ситуациях; разработки искусственного интеллекта позволили создавать, пока на примитивном уровне, технические модели "разума", а эзотерические парадигмы - строить гипотетические модели сознания за пределами познанного. Настоящее время, когда с полной очевидностью стала ясна тщетность попыток прийти к пониманию сути процесса мышления в рамках существующих нейрофизиологических и психологических представлений, характеризуется появлением различных гипотетических теорий о механизмах сознания: голографическая модель, молекулярно-клеточный биокомпьютер, полевой биокомпьютер и тому подобное, но реального объяснения "высшей тайны всего сущего" пока нет.

Излагаемая в данной книге теоретическая биология сознания (ТБС) сформировалась на основе логического осмысления накопленного наукой в данной области экспериментального материала, различных подходов, гипотез и теорий. Не претендуя на всеобъемлемость решения проблемы, ТБС обосновывает биологические механизмы сознания, рассматривает возможные пути исследований, ставя при этом задачу четко разделять абстрактные образы (модели) и реальные явления Природы. Основные положения излагаемой в данной книге теории впервые были доложены на Международном конгрессе "Наука, информация, сознание"99" в 1999 году в Санкт-Петербурге .